Дидактическая цель: создать условия для ознакомления с понятием лексическое значение слова, правописанием словарного слова ягода, со словарями; для формирования умения объяснять значение слов.
Образовательная цель:
Формировать умение объяснять значение слов;
– формировать умение работать со словарем.
Развивающая цель: развивать познавательный интерес к предмету, умение рассуждать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания.
Воспитательная цель: воспитывать чувство коллективизма, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса через совместное выполнение познавательных заданий.
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Форма урока |
Урок-исследование |
Планируемые результаты (предметные) |
Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета |
Личностные результаты |
Проявляют уважительное мнение к чужому мнению |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: осуществляют поиск решения учебной задачи. Познавательные: общеучебные – учатся работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета “Русский язык”; логические – классифицируют слова (объединяют в группы по существенному признаку). Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществляют взаимный контроль, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Номинальная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название нескольких однородных предметов. Слово с непроверяемым написанием ягода. |
Образовательные ресурсы |
Для учителя: интерактивная доска, презентация, этимологический словарь; для обучающихся: сигнальные карточки-смайлики, карточки, тетрадь, орфографический словарь, толковый словарь. |
Сценарий урока
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Приветствует учащихся. - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение... Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Для того, чтобы урок прошел успешно мы будем работать в группах. Распределите роли и назовите правила работы в группе. Ученик диктует число и классная работа. Посадка во время письма. |
Приветствуют учителя. Показывают при помощи смайликов свое настроение. Проверяют готовность к уроку. Распределяют роли в группе: спикер, писарь, контролем, часовщик. Повторяют правила при работе в группе: Работают в тетради, записывают число и классная работа. |
Чистописание - Угадайте, какую букву будем писать. - Какая буква служит для мягкости согласных? - Какая буква обозначает два звука, когда стоит в начале слова или после гласной? - Какая из них стоит последняя в алфавите? - Эту букву и будем сегодня писать. Словарно-орфографическая работа. Ягода |
Дети отгадывают букву. (Я) Отвечают. Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк. |
- Отгадайте загадку: Была зеленой, маленькой, |
Отгадывают загадку (ягода) |
- Как вы понимаете слово “ягода”? - Какой это плод? - Где растут ягоды? - Скажите полностью, что такое ягода? - Где можно узнать значение слова “ягода”? - Если мы обратимся к этимологическому словарю, то узнаем очень интересную информацию об этом слове (показ словаря) - У каждого из вас на парте находится выписка из этого словаря. Давайте прочитаем. Происхождение. В глубочайшей древности существовало в праславянском языке слово “ага”. От этого “ага” сначала было произведено слово “агода”, которое затем превратилось в “ягода”. Изначально оно имело значение “то, что выросло”. Другой взгляд на происхождение слова: “ягода” образовалось от “яг” - “щечки”. Ягоды названы так потому, что похожи на щечки: по цвету (яркие, румяные, красные), по форме (круглые). |
- Это плод. - Сочный, небольшой ... - Кустарники, полукустарники, трава - Ягода это небольшой сочный плод, который растет на кустарниках, травах - В толковом словаре |
- Прочитаем слово “ягода” орфографически. Как это? - Прочитайте это слово орфоэпически. Как это? - Различается ли произношение и написание? - Ягода – это предмет, признак или действие? - Запишите слово “ягода” в тетрадь - Поставьте ударение. - Определите трудность его написания. - Запомнить написание этого слова нам поможет карточка - Что изображено на рисунке? - Когда дарят такой торт? - Повторяем несколько раз: год, год, год ... (картинка приподнимается вверх и прочитывается слово год). Затем открывается слово ягода (читаем хором по слогам) - Какое слово поможет запомнить написание слова “ягода”? - Составим словосочетания со словом “ягода”. - Придумайте предложения с этим словом. |
|
Какие ягоды вы знаете? - Что мы сейчас сделали? - Как бы вы назвали эти группы? - Скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - Эта тема нашего урока. - Чтобы у вас хватило сил на выполнение заданий, надо сделать зарядку. ФИЗМИНУТКА |
Лесные: голубика, земляника. Садовые: малина, смородина. - Разбили слова на две группы. - Группы по лексическому значению слова. - Делить слова на группы по лексическому значению. |
Классификация слов (упр. 56) - Прочитайте. В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы. Как каждую группу можно назвать? - Объясните значение слова “насекомые”. - Объяснения вы дали, но они разные. - Как узнать точное значение слова? - В каком? (На столе различные словари, выберите нужный) - Почему вы выбрали именно толковый словарь? - Предлагаю вам найти значение слова в словаре. Вопрос к группе, которая справилась быстрее всех. - Как вам удалось так быстро найти значение слова? Кто не смог найти (или долго искал): - Почему возникли затруднения? - Как выйти из этой ситуации? ФИЗМИНУТКА |
Читают слова, определяют лексическое значение, записывают слова по группам. Предлагают названия групп. - Насекомые, птицы, звери, рыбы.
- В словаре. Толковый словарь. Группы, выполнившие задание, показывают знак ГРУППА ГОТОВА. Объясняют. Отвечают на вопросы. Предлагают. Оценивание работы. |
В какие группы по значению можно распределить эти слова? Какое слово оказалось в двух группах слов? Москва, Владимир, Пушкин, Маршак, Томск, Айболит, Татьяна, Дюймовочка, Андерсен, Сергей, Ярославль, Чуковский, Андрей, Незнайка. Взаимопроверка. Оценивание работы. |
Распределяют слова по следующим группам: Города: Имена: Писатели: Сказочные герои: Слово Владимир написали дважды. Работа в парах- взаимопроверка Оценивание работы. |
- Что такое лексическое значение? - Для чего нужно знать лексическое значение слов? - Где можно узнать значение непонятных слов? Вы сегодня много работали, оцените свою работу с помощью светофора. |
|
- Ребята, кому понравилось определять лексическое значение слов? - Эту интересную работу вы можете продолжить дома и представить завтра всему классу. Домашнее задание по выбору: 1) с.46-47 упр.57 2) Составить три группы слов по лексическому значению. |