Цель: познакомиться с нелетающими птицами.

Задачи:

вспомнить все, что уже изучали про птиц;

познакомиться с представителями нелетающих птиц;

узнать, как приспособились к выживанию в дикой природе представители нелетающих птиц.

Оборудование: видеопроектор, компьютер, презентация к уроку “Нелетающие птицы”

Здоровьесберегающие технологии: физминутка “Птичий переполох”

Сценарий урока

Этапы урока

Ход урока

Деятельность ученика

1. Организационный этап

- Посмотрите, какая у нас сегодня пословица: Красна птица пеньем, а человек – ученьем.

- Как вы понимаете ее смысл?

- Спасибо!

- Послушайте загадку:

Прилетают сорванцы,
И выводятся птенцы –
Нежно детки их поют,
А к зиме уж подрастут!

- Кто это?

Смотрят на экран и читают пословицу

Послушать ответы 3-4 учеников

 

 

Выслушать отгадки

- Птицы

2. Введение в тему урока

- Кто назовет отличительные особенности птиц от других животных?

(Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности преобразованы в крылья.)

- Для чего предназначены передние конечности, преобразованные в крылья?

- Молодцы! А все ли птицы летают?

- Как называются такие птицы?

- Кто сформулирует тему урока?

Называют особенности

 

 

- Для полета

Нет

Строят предположения

- Нелетающие птицы

3. Работа по теме урока

Учитель:

- Некоторые виды птиц вообще не умеют летать. Для передвижения они используют задние конечности. Нелетающие птицы являются единственной двуногой группой среди всех наземных позвоночных.

- Ученые считают, что первые “нелетуны” появились на островах в связи с тем, что кормовая база там была изобильной, к тому же полностью отсутствовали хищники. Вероятно, именно этим и объясняется тот факт, что в упомянутых условиях одинаково выживали особи как с развитыми, так и недоразвитыми крыльями, либо и вовсе без них.

- Самыми известными на сегодняшний день вымершими “нелетунами” являются бескрылая гагарка и птица додо.

Бескрылая гагарка - относилась к семейству Чистиковых. Длина тела 70 см. Крылья были довольно маленькими, но хорошо приспособленными к гребле под водой. Птица была полностью истреблена в 19 веке.

Додо, или маврикийский дронт, – населяла острова Маврикий в Индийском океане. Была полностью истреблена белым человеком и завезенными котами при окультуривании этих земель.

- Как же исторически сложилось, что есть нелетающие птицы?

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят картинки

 

 

 

- птицы жили на островах с большим количеством пищи и полным отсутствием хищников

4. Физминутка

-Ребята! Сейчас мы отдохнем и подвигаемся с помощью физминутки “Птичий переполох”. Мы будем глазками внимательно следить за птичками и повторять за ними движения. Начинаем!

Выполняют движения

5. Продолжение работы по теме урока

- А теперь давайте познакомимся с нелетающими птицами современности. Но сначала мы будем отгадывать загадку про птицу.

Птица большая, но не летает,
Длинные ноги бежать помогают,
Жизнь от природы такая досталась.
Кто любит побегать по Африке?

Рассказывает ученик 1:

Африканские страусы – это самые большие пернатые нашей планеты. Питаются травой, побегами деревьев и кустарниками, не брезгуют насекомыми и мелкими позвоночными. Страусы обладают очень острым зрением и отменным слухом. Они являются прекрасными бегунами. Кроме того, он является прекрасным бойцом, его двупалые лапы - серьезное оружие. Страус отличается умением хорошо маскироваться, так как его трудно отличить от обычного кустарника.

Учитель:

- Какое крылатое выражение отображает способность страуса маскироваться?

- А что означает данное крылатое выражение?

- А вы знаете, что когда страус чует опасность, он прячет голову под крыло, распускает перья и стоит без движения. В таком виде он похож на куст с длинным и тонким стволом.

- Про следующую птицу нам расскажет другой наш одноклассник:

Птица эта не летает,
Как и страус — тяжелы.
В крыльях силы не хватает,
А вот ноги — сил полны.
Крик её нам выдал имя,
Как сейчас зовётся.
От Перу до Патагонии
Птица та пасётся.

 

 

 

 

Страус

 

 

 

Смотрят картинку

 

- Прячет голову в песок

- Не видеть проблемы

 

Смотрят картинку

 

 

Нанду

 

 

Смотрят картинку

Рассказывает ученик 2:

Внешностью и образом жизни нанду напоминает страуса. Оперение серого цвета и находится оно не только на теле, но и на шее и голове. В природе данные птицы живут группами, достигающими 30 особей. В случае опасности взрослый нанду может развивать скорость до 60 км/час. Среди природных хищников, способных охотиться на взрослых особей, - ягуары и пумы. А вот молодняк страдает от нападений диких собак. Кроме того, броненосцы любят разрушать гнезда этих птиц.

Учитель:

- Чем отличается нанду от страуса?

- Встречайте еще одного представителя:

Скрытная птица
В тропическом лесу.
Синяя голова,
“Шлем” на лбу.

 

 

 

 

 

 

Цветом и расположением оперения

 

Казуар

Рассказывает ученик 3:

Казуар считается самой опасной птицей на Земле. Имеют много общего со страусами, однако главным их отличием является трехпалая лапа. В этом отряде всего два семейства: Эму и Казуаровые. Они характеризуются сжатым с боков клювом и роговым “шлемом” на голове. Низко наклонив голову при беге, казуар раздвигает “шлемом” кусты, траву. В отличие от страусов и нанду казуары предпочитают жить в лесных зарослях. Питаются опавшими плодами деревьев и мелкими животными. В остальном же представители данного отряда похожи на своих близких родственников - страусов.

 

 

Смотрят картинку

Учитель:

А хотите я расскажу вам австралийскую сказку про казуара “Синяя голова”? Слушайте.

Однажды храбрый Йонди отодвинул низко нависшее над землей небо палкой, которую он нашел в источнике будущего. Палка эта изогнулась и стала бумерангом.

Появилась тогда на взлетевшем ввысь небе радуга и разбилась она на тысячи и тысячи разноцветных кусочков, которые превратились в тысячи и тысячи красивых птиц. А что произошло с этими птицами?

Они упали на землю и стали учиться летать. Одни птицы очень скоро научились летать, другие так и не научились. Очень смеялась над такими неудачниками птица-хохотунья Кукабурра, особенно над казуаром, у которого тогда еще не было синей головы.

И разозлился казуар. Злился, что он некрасивого серого цвета, не такой яркий, как попугай, злился, что он глупее совы, злился, что не умеет летать и что птица-хохотунья Кукабурра смеется над ним, когда он пытается этому научиться.

Возненавидел казуар всех птиц и решил поджечь лес, в котором они жили. Пошел к дереву огня, принес оттуда горящую головню и поджег лес. Те птицы, которые научились хорошо летать, улетели далеко-далеко и вернулись только тогда, когда пожар потух. Но многие и многие птицы еще не умели летать. Спасаясь от пламени, бросились они в воду рек, морей и озер.

И произошло чудо. Превратились те птицы в рыб. Вот почему есть разные рыбы - большие и маленькие, круглые и плоские, разноцветные, золотистые и бесцветные, красивые и уродливые. Это все бывшие птицы, и каждая рыба немного похожа на птицу, от которой она произошла.

А казуар был наказан за свое злодейство, Бог Байаме, создатель всего живого на земле, сделал так, что голова казуара стала синей.

Ответы

 

 

 

Слушают сказку

- О чем мы узнали из сказки?

- Дайте характеристику Казуару как герою сказки.

Встречайте следующего представителя:

Приезжайте в Антарктиду!
На родном материке
Я гуляю с важным видом
В черно-белом сюртуке. 

(Ученики самостоятельно читают текст, который раздал учитель):

- Сказка о том как появились рыбы и птицы, а также причину по которой голова у казуара стала синей.

2-3 ученика дают характеристику

Пингвин

Пингвины – это прекрасные пловцы и ныряльщики. Могут оставаться под водой благодаря тяжелым и твердым костям, которые служат балластом, как тяжелый пояс для водолаза. Крылья пингвинов эволюционировали в плавники. Они помогают управлять движением в водной среде. Еще одним свойством, позволяющим выживать в дикой природе, является уникальная бело-черная расцветка птиц. Она делает пингвина невидимым для хищников как снизу, так и сверху.

Смотрят картинку

Учитель:

- А где живут пингвины знаете?

- Послушайте про следующую нелетающую птицу:

Птичка с именем фруктовым
И клювом очень уж здоровым.
Вся в шерсти славно она зверь.
Кто это, отгадай теперь!

 

- Да, на севере, в Антарктиде

 

Киви

 

Киви

В дневное время скрываются в кустарниках и густых чащах леса, а ночью бродят в поиске корма, который находят благодаря хорошо развитому обонянию. Питаются червями и другими беспозвоночными, которых вытаскивают из сырой почвы. При помощи длинного клюва эти птицы не только добывают пищу, но и делают небольшие углубления в лесной подстилке, в которой прячутся сами.

- Когда птица киви похожа на фрукт киви, или китайский крыжовник?

- Конечно во сне, когда птичка поджимает лапки и клюв. Кстати именно из-за внешнего сходства фрукт и птичка называются одинаково.

 

 

Смотрят картинку

 

 

Когда спит

 

Угадайте следующего представителя нелетающих птиц:

На Неприступном острове
Маленькая птичка живет,
Котов боится.
Тогда знакомимся – это Тристанский пастушок.

Это самая маленькая нелетающая птица на Земле. Сейчас данный вид сохранился только на острове Непреступный (он свободен от людей и хищников). Ранее же эти птицы в изобилии водились на всех близлежащих островах, однако завезенные белым человеком коты полностью уничтожили на них данный вид. Пастушок предпочитает открытые луга и папоротниковые заросли. Питается молью, земляными червями, семенами и ягодами.

 

 

Не знаем

 

 

Смотрят картинку

 

А теперь послушайте загадку про последнюю нелетающую птичку:

Могут люди научить
Эту птицу говорить.
Пёстрая она, ручная,
Удивительно смешная.

Но это не просто попугай, а Попугай Какапо.

Эта птица занесена в Красную книгу. Она не умеет летать, однако может планировать с возвышенности на землю. Несмотря на наличие полноценных крыльев, Какапо имеет слабые мышцы и тяжелые кости без воздушных полостей. Птица ведет ночной образ жизни, а питается листьями папоротника, мхами, ягодами и грибами.

Попугай

 

 

 

 

Смотрят картинку

6. Закрепление

- Вот и закончилось наше путешествие в мир новых знаний. О ком говорили сегодня?

- Кого из представителей запомнили?

- Посмотрите на экран и поиграем в игру “Пятый лишний”

О нелетающих птицах

Перечисляют птиц, которых запомнили

Смотрят на экран и выполняют задание

7. Итог урока

- С кем сегодня знакомились?

- Дайте полное определение понятию “птицы”

- Как так получилось, что в природе встречаются нелетающие птицы? Что мешает летать этим птицам?

- Назовите нелетающих птиц, которых запомнили.

- А теперь предлагаю вам пройти блиц-турнир. Внимание на экран.

- Кто узнал что-то новое на уроке?

С нелетающими птицами

Дают определение

Крылья видоизменены

 

 

Перечисляют

Отвечают на вопросы блиц-турнира

Показывают карточками

8. Домашнее задание

- Нарисуйте, пожалуйста, ту нелетающую птицу, которая вам больше всего понравилась.

 

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика