Цели урока:

Обучающие:

совершенствовать технику чтения;

формировать умение работать с текстом: учить выделять главную мысль, находить ответы на вопросы.

Развивающие:

развивать познавательные способности детей: учить обобщать, пересказывать, анализировать, быть внимательными;

развивать умения пользоваться толковым словарём, энциклопедиями, интернетом.

Воспитывающие:

воспитывать любовь к природе, учить видеть её красоту;

добиваться искреннего заинтересованного отношения к изучаемому произведению, к теме заботы о «братьях наших меньших»;

учить сопереживать.

Оборудование.

Плакат – тема «Природа и человек».

Плакат – кроссворд «Лебёдушка».

Портрет писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Таблица Шульте (для развития поля чтения).

Выставка книг, рисунков.

Доклады о жизни и творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Физическая карта России.

Схема предложения.

План рассказа.

Распечатанный текст 1 части рассказа со «смазанными» окончаниями.

«Кластер».

Магнитофон.

Запись музыки П.И. Чайковского.

Родная речь. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 2 (сост. Л.Ф. Климанова и др.)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие

2. Сообщение целей урока

– Ребята, мы продолжаем работу по теме: «Природа и человек».
На уроке мы будем говорить о проблеме ответственности человека за природу, за «братьев наших меньших». А поможет нам в этом рассказ известного русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Приёмыш». Этот писатель в своих многочисленных произведениях рассказывает о природе, о взаимоотношениях человека с природой, учит любить свою Родину, учит уважать друг друга, учит охранять родную природу. А охранять природу – значит охранять Родину.
– Предлагаю работать активно, отвечать чётко, громко; думать, рассуждать; читать внимательно и выразительно. А поможет нам в этом разминка.

II. Подготовительная работа

1. Работа по таблице Шульте (для развития поля чтения).
2. «Птичий базар» – жужжащее чтение по книгам для дополнительного чтения.

– Что читали и кратко о чём?

III. Проверка домашнего задания

1. Кроссворд «Лебёдушка» (по биографии Д.Н.Мамина-Сибиряка).

– На прошлом уроке вы познакомились с биографией писателя. С помощью кроссворда «Лебёдушка» проверим, что из услышанного вы запомнили.

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

А) Висимо-Шайтанск – это название рабочего посёлка, в котором родился писатель.
Б) Зелёные – так называл Мамин-Сибиряк горы, около которых жил и каждый день видел их красоту в окно своего дома.
В) Серая – это первое слово из названия знаменитой сказки «Серая Шейка».
Г) Алёнушка – имя дочери писателя, которая очень часто болела в детстве и Мамин-Сибиряк сочинил для неё «Алёнушкины сказки. Это была любимая книжка автора, так как «её писала сама любовь».
Д) УРАЛ – ключевое слово.

– Это горы, где и находился рабочий посёлок Висимо-Шайтанск, где родился писатель, где и видел из окна красивые Уральские горы, которые называл зелёными, это горы, про которые он рассказал всему миру в своих произведениях. Не зря Мамина-Сибиряка называют п е в ц о м У р а л а.
– Вот туда мы и отправляемся в путешествие, к Уральским горам, к Светлому озеру, в гости к старому рыбаку и охотнику Тарасу.
– Поможет нам в этом текс в учебнике, текст из подлинника, тексты со смазанными окончаниями по выбору детей и план к рассказу.
План в тетрадях и на доске.

Старый знакомый.

История появления Приёмыша.

Жизнь на Светлом озере.

«Спасибо за хлеб, за соль!»

2. Поэтическая минутка под музыку П.И. Чайковского.

И. Никитин «Утро на берегу озера».

Ясно утро. Тихо веет Тишине и солнцу радо,
Тёплый ветерок; По равнине вод
Луг, как бархат, зеленеет, Лебедей ручное стадо
В зареве восток. Медленно плывёт.
Окаймлённое кустами Вот один взмахнул лениво
Молодых ракит, Крыльями, – и вдруг
Разноцветными огнями Влага брызнула игриво
Озеро блестит. Жемчугом вокруг.

3.

А) Вступление из подлинника (чтение учителя).
Б) Выразительное чтение учащихся по «цепочке» 1 части.

– Кто такой Приёмыш? (Лебедь)
– А как вы понимаете значение этого слова? (Это тот, кто воспитан и обласкан кем-нибудь)

4. Инсценировка 2 части. История появления Приёмыша.

– Какое впечатление произвели на вас речи Тараса?
– Почему старик взял лебедя к себе?
– Что можете сказать об охотниках?

IV. Работа над рассказом

1. Словарная работа.

Жил бобылём – был одинокий, жил один.
Князь князем живу – сам себе хозяин.
Божья тварь – всякое живое существо, которое сотворил Бог.

2. Выборочное чтение по 3 части «Жизнь на Светлом озере»

– Что узнали о прошлой жизни Тараса? Зачитайте.
– Как Тарасу одному жилось на Светлом озере?
– Что забавляло старика?
– Как относиться к Тарасу сам писатель?
– Прав ли автор в том, что старик хорошо рассказывал?
– Что понравилось в речах Тараса?
– Найди в речах старого охотника самую удачную похвалу лебедю. Это предложение должно подойти к данной на доске схеме. (Гордая, настоящая царская птица.)
– Подведём итог.
– О каких достоинствах царской птицы мы узнали из речей Тараса?

Составим модель-описание.

А) Необычайная красота.
Б) Ум.
В) Гордый нрав.
Г) Способность к привязанности.
Д) Стремление к свободе.

– А об этом мы подробнее узнаем из 4 части «Спасибо за хлеб, за соль!»

3. Чтение с учителем «Доскажи словечко».

4. Чтение за лидером.

5. Чтение глазами.

6. Беседа по содержанию.

– Почему сразу постарел, стал грустным старый охотник?
– Чем он заболел?
– Как вы думаете, может быть Тарас зря не подрезал лебедю крылья и навсегда не сделал её ручной?
– А легко ли было Приёмышу улететь от старика и от собаки? Почему?
– Почему же всё-таки улетел лебедь?
– Почему в конце рассказа стоит многоточие?

V. Итог урока

1. Домашнее задание.

– Придумайте продолжение рассказа, о том, как сложится дальнейшая судьба лебедя.

2. Подведение итогов урока с помощью кластера.

Д.Н. Мамин-Сибиряк – писатель — рассказы — повести — очерки — сказки — для детей — для взрослых — для дочки Алёнушки — о природе — о Родине — вызывают чувства – заставляют задуматься – учат любить.

– Все книги, все произведения Мамина – Сибиряка очень добрые и правдивые, словно говорят нам:

«Давайте обитать вместе!
Давайте беречь зелёный мир природы!»
– Природа и человек – это единое целое!

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика