Тип урока: изучающее чтение.

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова; способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей, фор­мированию основ читательских и речевых умений, нравственных понятий: труд  лень, зло  добро; содействовать воспитанию чувства товарищества, осознанию ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки.

 

Планируемые результаты

Предметные:
объясняют зна­чения пословиц; правильно назы­вают произведение; понимают главную мысль; работают с диало­гами

Метапредметные:
познавательные: формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; готовят рассказ на заданную тему;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно восприни­мают оценку; планируют свое действие

Личностные:
 высказывают свое мне­ние, подтверждая собственными аргумен­тами и авторитетным мнением

Образовательные ресурсы: карточки с разноуровневыми заданиями; портрет и выставка книг Н. Носова; смайлики

 

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Орг. момент
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности

– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и приступим к работе.

 

Личностные:
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви

II. Мотивация учебной деятельности
Цели:
 создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
 установить тематические рамки;
 уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Одна китайская пословица гласит:
«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».
– Итак, что мы будем делать сегодня на уроке?
– Начнём работу на уроке с проверки домашнего  задания.

 

 

– Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать и читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение).

Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность

III. Проверка домашнего задания

– Назовите общую тему произведений, которые мы читали.
– Какое произведение изучали на прошлом уроке?
– Что такое рассказ?

 

 

– Кто автор этого рассказа?

– Какая пословица подходит к этому произведению?
 Организует пересказ рассказа Е. Пермяка «Смородинка».

 

– Выполним задания-тесты по прочитанному произведению.
Вариант I
1.  Что посадила Таня рядками?
а) Листочки; б) черенки; в) ростки.
2.  Дополните предложение: «Таня разметила вскопанную землю...»:
а) линейкой; б) шнурком и колышками; в)  лопатой.
Вариант II
1.  Где Таня вырастила смородину?
а) В школе; б) в палисаднике; в) в огороде.
2.  Дополните предложение: «Вскоре из почек ростки...»:
а) улыбнулись; б) проклюнулись; в) убежали

– «Дети».

– Рассказ Е. И. Пермяка «Смородинка».
– Рассказ  это произведение, в котором автор правдоподобно рассказывает о какомлибо
событии из жизни героя.
– Евгений Александрович Пермяк.
Называют пословицу.

Пересказывают рассказ:
1-й ряд  – 1-я часть.
2-й ряд  – 2-я часть.
3-й ряд  – 3-я часть.
Выполняют задания по вариантам по прочи­танному произведению.

 

 

 

 

Осуществляют взаимопроверку

Ориентируются в своей системе знаний. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необхо­димую взаимопомощь партнеру

IV. Актуализация знаний

– Прочитайте отрывки из произведений.
1. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и по­ползла к дивану.
2. Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.
– Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!
3.  Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга. Из карманов вечно торча­ли гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инстру­менты.
– Кто автор этих строк?
– Попробуйте смоделировать обложку книги.

– Все книги Н. Носова рассказывают веселые и забавные истории из жизни детей, без смеха читать их невозможно. Носов писал:
«На­сколько я себя помню, я всегда был юмористом. Помоему, я так родился, то есть у меня этот дар от природы».
– Отгадайте, что спряталось в этой записи?
(зал – л) + (платок – о) + а =
– Что такое заплатка!
– Заплатка  это кусок ткани. В основе этого слова лежит древнерус­ское слово плат, что означает «кусок ткани». От этого слова
образо­вались слова платок, платье, заплатка

Читают отрывки вслух.

 

 

 

 

 

– Николай Николаевич Носов.
Моделируют обложку.
Работают в парах.

 

 

 

 

 

Предугадывают название текста.
– Заплатка.
Высказывают свои предположения

Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Формулируют ответы на вопросы.
Формируют и аргументи­руют свое мнение по об­суждаемой проблеме

III. Постановка учебной проблемы

– Сегодня мы познакомимся с творчеством Николая Николаевича Носова и его произведением «Заплатка». Носов написал много произведений о детях и для детей. Все они наполнены юмором.
– Что такое юмор?

Внимательно слушают, отвечают на вопрос

Принимают и сохраняют
учебную задачу

IV. Изучение нового материала.

1. Знакомство с биографией Н.Н.Носова.

2. Первичное
слушание
текста.

3. Анализ про­изведения

 

 

 

 

 

4. Выразительное чтение и анализ
эпизодов.

На доске портрет писателя и выставка книг.
Знакомит с биографией писателя.

– Послушайте рассказ Н. Носова «Заплатка» (в аудиозаписи).

– Понравился вам рассказ?
– Как звали главного героя произведения?
– Чем хвастался Бобка?
– Что случилось с его штанами?
– Почему мама не стала зашивать штаны?
– Почему Бобка сам решил зашить штаны? Прочитайте.
– Как ребята отнеслись к тому, что Бобка все сделал сам и очень
аккуратно?
– Как автор относится к мальчику?
– Что смешного в этом рассказе?
– У вас на столах лежат листки с заданиями. Прочитайте рассказ и найдите ответ на поставленный вопрос.
1-я группа. Почему мама не помогла сыну?
2-я группа. Почему Бобка решил сам пришить заплатку на свои штаны и как он это сделал?
3-я группа. Прочитайте пословицу. Подходит ли она к рассказу Н. Носова «Заплатка»?
– К какому жанру относится это произведение?
– Почему вы так решили?
– С чего начинается история?

– Какие были штаны?

Внимательно слушают.
Рассматривают портрет писателя и его книги, представленные на выставке.

 

Высказывают предположения.
Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Читают рассказ и готовятся ответить на поставленный вопрос.

– Терпение и труд все перетрут.

– История начинается с описания штанов.
– Они были замечательные, защитного цвета, солдатские.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.
Адекватно воспринимают
информацию, полученную из рассказа учителя.
Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей
системе знании. Делают выводы в результа­те работы.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необхо­димую взаимопомощь партнеру.

 

 

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.
Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
Ориентируются в своей системе знании.
Познавательные:
 уметь находить ответы на вопросы в тексте;
 уметь преобразовывать информацию   из одной

5. Фронтальный опрос, составление схематического плана по ключевым
словам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 – Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Зачитайте его.
(1-й «кирпичик» к схеме.)

 


 
– Почему мама не помогла сыну? Найдите ответ в тексте и зачитайте. (2-й «кирпичик» к схеме.)

 

– Что сделал Бобка?
– Найдите и прочитайте, что сказали ребята в ответ.

– Как поступил мальчик?

 

– Прочитайте, какой заплатка была сначала. (3-й «кирпичик» к схеме.)

 

 

– Мальчик остался доволен своей работой?
– Что же он сделал?
– Что сказали ребята, увидев Бобку снова во дворе? (4-й «кирпичик» к схеме.)
– Что ответил Бобка?

– Вам понравился мальчик?
– Что понравилось в нем?
– По схематическому плану дома приготовите пересказ рассказа Н. Н. Носова «Заплатка».
– Я называю слова. Если слова характеризуют положительное отношение к работе, то вы делаете наклон вперед. Если слова характеризуют отрицательное отношение к работе, то вы присаживаетесь. (Добросовестно, аккуратно, кое-как, старательно, небрежно, без интереса, увлеченно, спустя рукава, с любовью, по приказу).

– «От досады он чуть не заплакал».

 

 

 

 

– Мама рассердилась: «Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?»
– Он решил ходить в штанах с дыркой.
– «Какой же ты солдат, если у тебя штаны с дырой».
– Ему стало стыдно. Он пошел домой, попро­сил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи и стал зашивать дырку.
 «Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче».
– Нет. Ему не понравилось.
 «Он взял ножик и отпорол заплатку».
«Молодец!».
«Эх, мне бы пуговицы научиться приши­вать».
– Понравились его терпение, старание, настойчивость в работе.

 

Учащиеся выполняют движения со словами учителя.

формы в другую (составлять ответы на вопросы);
Регулятивные:
 уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные:
 уметь оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные:
Уметь представить подготовленную информацию  в виде письменных или устных ответов.
Уметь находить дополнительные сведения по теме урока
Коммуникативные:
Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.
Регулятивные:
Уметь обобщать и делать выводы
Умение слушать и слышать речь учителя и выполнять определенные движения.

6. Игра «Найди и прочитай»

 

 

 

 

 

7. Работа в тетради

 

 

 

8. Восстановление плана и пересказ

 

– Найдите эпизод, в котором Бобка пришивает заплатку первый раз. Прочитайте.
– Что Бобка говорит иголке? Почему?
– Понравилась ли Бобке его работа?
– С чем сравнивается первая Бобкина заплатка?
– Найдите и прочитайте эпизод, в котором Бобка переделывает свою работу.
– Как он работал во второй раз?
– Найдите слова, которые указывают на то, что Бобка очень старался.
– Как ребята отнеслись к работе Бобки?
– Каким вы представляете себе Бобку?
– Откройте тетради на с. 19. Какие черты характеризуют Бобку?
Осуществляет проверку задания.
– Каким был мальчик в начале рассказа?
– Как вы думаете, что помогло ему исправиться?
– Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? Подходит ли она к рассказу «Заплатка»?

Восстановление плана:
Разговор с мамой. (3)
Гордость Бобки. (6)
Замечательные штаны. (1)
Нелегкое дело: (5)
 первая попытка;
 вторая попытка.
 «Какой же ты солдат?» (4)
 Дырка (2)

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Самостоятельно работают в тетрадях.

 

– Ленивым, злым.
– Труд, упорство.
– Терпение и труд все перетрут.
– Благодаря терпению и труду мальчик справился с работой. Значит, эта пословица подходит к рассказу.
Читают повторно про себя

 

 

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
Ориентируются в своей
системе знании.
Делают выводы в результате работы.
Осуществляют взаимный
контроль и оказывают
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

V. Итог урока. Рефлексия
Цели:
 зафиксировать новое содержание урока;
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

– Рассмотрите выставку книг.
– Кто из вас читал книги Н. Носова?
– Кто хотел бы прочитать эти книги, поднимите смайлик (в конверте на столе).
– Урок хочется закончить словами пословицы, но она рассыпалась! Соберите ее в парах.
– Прочитайте хором.
Окончание урока словами писателя:
"Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству". (Сергей Михалков)

 

Желающие поднимают руки.

Собирают пословицу: «Где труд, там и ра­дость»

Познавательные:
 уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
Регулятивные:
 Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.
Личностные:
Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Домашнеезадание

Выполнить задания в учебнике (с. 4751, пересказ по плану с ключевыми словами); тетради.
Творческое задание по выбору:
– нарисовать портрет Бобки;
– написать свою смешную историю

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Выделяют и осознают
то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, качество и уровень усвоения

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика