Организационная структура урока
|
Этап урока
|
Содержание деятельности учителя
|
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)
|
Формируемые способы деятельности
|
I. Орг. момент актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности
|
– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и приступим к работе.
|
|
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви
|
II. Мотивация учебной деятельности Цели: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
|
Одна китайская пословица гласит: «Когда я слышу – я забываю, Когда я вижу – я запоминаю, Когда я делаю – я понимаю». – Итак, что мы будем делать сегодня на уроке? – Начнём работу на уроке с проверки домашнего задания.
|
– Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать и читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение).
|
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность
|
III. Проверка домашнего задания
|
– Назовите общую тему произведений, которые мы читали. – Какое произведение изучали на прошлом уроке? – Что такое рассказ?
– Кто автор этого рассказа? – Какая пословица подходит к этому произведению? Организует пересказ рассказа Е. Пермяка «Смородинка».
– Выполним задания-тесты по прочитанному произведению. Вариант I 1. Что посадила Таня рядками? а) Листочки; б) черенки; в) ростки. 2. Дополните предложение: «Таня разметила вскопанную землю...»: а) линейкой; б) шнурком и колышками; в) лопатой. Вариант II 1. Где Таня вырастила смородину? а) В школе; б) в палисаднике; в) в огороде. 2. Дополните предложение: «Вскоре из почек ростки...»: а) улыбнулись; б) проклюнулись; в) убежали
|
– «Дети».
– Рассказ Е. И. Пермяка «Смородинка». – Рассказ это произведение, в котором автор правдоподобно рассказывает о какомлибо событии из жизни героя. – Евгений Александрович Пермяк. Называют пословицу.
Пересказывают рассказ: 1-й ряд – 1-я часть. 2-й ряд – 2-я часть. 3-й ряд – 3-я часть. Выполняют задания по вариантам по прочитанному произведению.
Осуществляют взаимопроверку
|
Ориентируются в своей системе знаний. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру
|
IV. Актуализация знаний
|
– Прочитайте отрывки из произведений. 1. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. 2. Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь. – Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын! 3. Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга. Из карманов вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты. – Кто автор этих строк? – Попробуйте смоделировать обложку книги.
– Все книги Н. Носова рассказывают веселые и забавные истории из жизни детей, без смеха читать их невозможно. Носов писал: «Насколько я себя помню, я всегда был юмористом. Помоему, я так родился, то есть у меня этот дар от природы». – Отгадайте, что спряталось в этой записи? (зал – л) + (платок – о) + а = – Что такое заплатка! – Заплатка это кусок ткани. В основе этого слова лежит древнерусское слово плат, что означает «кусок ткани». От этого слова образовались слова платок, платье, заплатка
|
Читают отрывки вслух.
– Николай Николаевич Носов. Моделируют обложку. Работают в парах.
Предугадывают название текста. – Заплатка. Высказывают свои предположения
|
Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме
|
III. Постановка учебной проблемы
|
– Сегодня мы познакомимся с творчеством Николая Николаевича Носова и его произведением «Заплатка». Носов написал много произведений о детях и для детей. Все они наполнены юмором. – Что такое юмор?
|
Внимательно слушают, отвечают на вопрос
|
Принимают и сохраняют учебную задачу
|
IV. Изучение нового материала.
1. Знакомство с биографией Н.Н.Носова.
2. Первичное слушание текста.
3. Анализ произведения
4. Выразительное чтение и анализ эпизодов.
|
На доске портрет писателя и выставка книг. Знакомит с биографией писателя.
– Послушайте рассказ Н. Носова «Заплатка» (в аудиозаписи).
– Понравился вам рассказ? – Как звали главного героя произведения? – Чем хвастался Бобка? – Что случилось с его штанами? – Почему мама не стала зашивать штаны? – Почему Бобка сам решил зашить штаны? Прочитайте. – Как ребята отнеслись к тому, что Бобка все сделал сам и очень аккуратно? – Как автор относится к мальчику? – Что смешного в этом рассказе? – У вас на столах лежат листки с заданиями. Прочитайте рассказ и найдите ответ на поставленный вопрос. 1-я группа. Почему мама не помогла сыну? 2-я группа. Почему Бобка решил сам пришить заплатку на свои штаны и как он это сделал? 3-я группа. Прочитайте пословицу. Подходит ли она к рассказу Н. Носова «Заплатка»? – К какому жанру относится это произведение? – Почему вы так решили? – С чего начинается история?
– Какие были штаны?
|
Внимательно слушают. Рассматривают портрет писателя и его книги, представленные на выставке.
Высказывают предположения. Отвечают на вопросы.
Читают рассказ и готовятся ответить на поставленный вопрос.
– Терпение и труд все перетрут.
– История начинается с описания штанов. – Они были замечательные, защитного цвета, солдатские.
|
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знании. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знании. Познавательные: уметь находить ответы на вопросы в тексте; уметь преобразовывать информацию из одной
|
5. Фронтальный опрос, составление схематического плана по ключевым словам.
Физминутка
|
– Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Зачитайте его. (1-й «кирпичик» к схеме.)

– Почему мама не помогла сыну? Найдите ответ в тексте и зачитайте. (2-й «кирпичик» к схеме.)
– Что сделал Бобка? – Найдите и прочитайте, что сказали ребята в ответ.
– Как поступил мальчик?
– Прочитайте, какой заплатка была сначала. (3-й «кирпичик» к схеме.)
– Мальчик остался доволен своей работой? – Что же он сделал? – Что сказали ребята, увидев Бобку снова во дворе? (4-й «кирпичик» к схеме.) – Что ответил Бобка?
– Вам понравился мальчик? – Что понравилось в нем? – По схематическому плану дома приготовите пересказ рассказа Н. Н. Носова «Заплатка». – Я называю слова. Если слова характеризуют положительное отношение к работе, то вы делаете наклон вперед. Если слова характеризуют отрицательное отношение к работе, то вы присаживаетесь. (Добросовестно, аккуратно, кое-как, старательно, небрежно, без интереса, увлеченно, спустя рукава, с любовью, по приказу).
|
– «От досады он чуть не заплакал».
– Мама рассердилась: «Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?» – Он решил ходить в штанах с дыркой. – «Какой же ты солдат, если у тебя штаны с дырой». – Ему стало стыдно. Он пошел домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи и стал зашивать дырку. «Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче». – Нет. Ему не понравилось. «Он взял ножик и отпорол заплатку». «Молодец!». «Эх, мне бы пуговицы научиться пришивать». – Понравились его терпение, старание, настойчивость в работе.
Учащиеся выполняют движения со словами учителя.
|
формы в другую (составлять ответы на вопросы); Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов. Уметь находить дополнительные сведения по теме урока Коммуникативные: Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. Регулятивные: Уметь обобщать и делать выводы Умение слушать и слышать речь учителя и выполнять определенные движения.
|
6. Игра «Найди и прочитай»
7. Работа в тетради
8. Восстановление плана и пересказ
|
– Найдите эпизод, в котором Бобка пришивает заплатку первый раз. Прочитайте. – Что Бобка говорит иголке? Почему? – Понравилась ли Бобке его работа? – С чем сравнивается первая Бобкина заплатка? – Найдите и прочитайте эпизод, в котором Бобка переделывает свою работу. – Как он работал во второй раз? – Найдите слова, которые указывают на то, что Бобка очень старался. – Как ребята отнеслись к работе Бобки? – Каким вы представляете себе Бобку? – Откройте тетради на с. 19. Какие черты характеризуют Бобку? Осуществляет проверку задания. – Каким был мальчик в начале рассказа? – Как вы думаете, что помогло ему исправиться? – Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? Подходит ли она к рассказу «Заплатка»?
Восстановление плана: Разговор с мамой. (3) Гордость Бобки. (6) Замечательные штаны. (1) Нелегкое дело: (5) первая попытка; вторая попытка. «Какой же ты солдат?» (4) Дырка (2)
|
Отвечают на вопросы.
Самостоятельно работают в тетрадях.
– Ленивым, злым. – Труд, упорство. – Терпение и труд все перетрут. – Благодаря терпению и труду мальчик справился с работой. Значит, эта пословица подходит к рассказу. Читают повторно про себя
|
Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знании. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру
|
V. Итог урока. Рефлексия Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
|
– Рассмотрите выставку книг. – Кто из вас читал книги Н. Носова? – Кто хотел бы прочитать эти книги, поднимите смайлик (в конверте на столе). – Урок хочется закончить словами пословицы, но она рассыпалась! Соберите ее в парах. – Прочитайте хором. Окончание урока словами писателя: "Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству". (Сергей Михалков)
|
Желающие поднимают руки.
Собирают пословицу: «Где труд, там и радость»
|
Познавательные: уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Регулятивные: Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Личностные: Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.
|
Домашнеезадание
|
Выполнить задания в учебнике (с. 4751, пересказ по плану с ключевыми словами); тетради. Творческое задание по выбору: – нарисовать портрет Бобки; – написать свою смешную историю
|
Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы
|
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, качество и уровень усвоения
|