Цели:

Предметные: Познакомить с произведением Л.Н. Толстого “Косточка”, биографией писателя. Продолжить учить воспринимать на слух художественное произведение, прогнозировать содержание произведения по иллюстрации и заголовку, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, выразительно и внимательно читать, определять жанр, находить в тексте строки, которые могут стать подписью к иллюстрации, объяснить значение слова горница, задавать вопросы к произведению.

Метапредметные: Продолжить учить организовывать своё рабочее место, формулировать тему, цель урока, осуществлять самопроверку и взаимопроверку на уроке, работать в паре и группе. Формировать умения работать с текстом. Развивать речь, логическое мышление (внимание, память, анализ, синтез, воображение, творческие способности). Развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность).

Личностные: Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. Воспитывать честность, чувство сопереживания;

Тип урока: Урок рефлексии.

Методическое сопровождение:

Жёлтые листочки для рисования солнышка.

Мультимедиа, презентация.

Тексты, разрезанные на части для работы в группах.

Структура урока

I. Оргмомент.

Эмоциональный настрой:

Учитель: Скажите, пожалуйста, какой объект неживой природы поднимает нам настроение? (Солнце)

Давайте нарисуем солнышко. Поднимите руки те, у кого хорошее настроение. Итак, мы начинаем урок с хорошего настроения!

II. Актуализация знаний.

На экране: “Мир освещается солнцем, а человек знанием”.

Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

Ученики: Человек, который много читает, получает много знаний. С этим человеком интересно общаться.

Учитель: Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого.

III. Тема, цель урока.

На доске: Л.Н. Толстой ... (“Косточка”)

Учитель: Отгадайте ребус, и вы узнаете название произведения.

Ученики: Мы познакомимся с произведением Л. Н. Толстого “Косточка”

Учитель: Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на уроке литературного чтения?

Ученики: Учимся работать с текстом.

Учитель: Какие умения мы приобретаем, работая с текстом?

Учитель с помощью учеников составляет на доске кластер:

 


 

Учитель: На предыдущих уроках мы учились пересказывать текст, составлять план к произведению. Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня?

Ученики: Задавать вопросы к тексту.

Учитель: Какова цель урока?

Ученики: Продолжить учиться работать с текстом. Учиться задавать вопросы к тексту.

IV. Работа по теме урока.

Знакомство с автором произведения.

Учитель: Некоторые люди помнят произведение, но не помнят автора. Как вы думаете, обязательно ли знать автора?

Ученики: Это невежливо по отношению к автору, который учит нас чему-либо, воспитывает и доставляет нам удовольствие.

Учитель: Давайте поближе познакомимся с писателем Л.Н. Толстым.

Выступления учеников. Портрет писателя

1 ученик: Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни.

2 ученик: По своему происхождению Лев Толстой принадлежал к дворянскому роду.

В семье Льва Николаевича было 7 человек: мать – Мария Николаевна, отец – Николай Ильич и три брата: Николай, Сергей, Дмитрий и сестра Мария.

3 ученик: Родители Льва Толстого рано умерли. Воспитывала детей дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская.

4 ученик: Первым произведением Льва Толстого была повесть “Детство”, в которой описывались события из его жизни.

В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал “Азбуку” и первоначальные книги для чтения.

5 ученик: Произведения Льва Николаевича Толстого учат детей добрым и честным поступкам. Учат уважать старших и помогать им, учат жить в согласии. Учат быть дружными и не оставлять друга в беде. Учат оберегать своих домашних питомцев.

Знакомство с произведением. Работа по учебнику.

Учитель: По заголовку и иллюстрации предположите, о чём этот текст?

Ученики: Текст о мальчике, который ел сливы. Возможно, он проглотил сливу с косточкой.

Чтение текста учителем.

Учитель: Оправдались ли ваши предположения?

Ученики: Да.

Учитель: Как вы думаете, к какому жанру относится произведение?

Ученики: Быль.

Учитель: Некоторые из вас затрудняются задавать вопросы к тексту. Как вы думаете, почему?

Ученики: Невнимательно читаем текст.

Самостоятельное чтение.

Учитель: Прочитайте текст внимательно. Подумайте, где в словах нужно поставить ударение.

V. Физкультминутка.

Анализ текста.

Учитель: Толстой написал, что Ваня “не удержался, схватил одну сливу и съел”. Почему писатель сказал “схватил”, а не взял”?

Ученики: Потому что он сделал это очень быстро. Ваня боялся, что его кто-нибудь заметит.

Учитель: Отвечая на вопрос отца, кто съел сливу, Ваня покраснел, как рак, и произнёс: “Нет, я не ел”. А когда мальчик узнал, что тот, кто проглотит косточку, - умрёт, он побледнел. Почему в одном случае Ваня покраснел, а в другом – побледнел?

Ученики: В первом случае ему стало стыдно. В другом случае – страшно.

Работа в паре

Учитель: Почему все засмеялись, а не рассердились? Обсудите с товарищем.

Ученики: Все засмеялись, потому что Ваня неожиданно признался. Им не жалко было сливу. Они лишь хотели научить Ваню говорить правду и слушаться взрослых.

Работа в группе. Самоконтроль.

Учитель: Из скольких частей состоит произведение?

Ученики: Из пяти, потому что в тексте пять красных строк.

Учитель: Ваша задача расположить все части по порядку. Проверьте себя по учебнику.

Учитель: Какими строками из произведения можно подписать иллюстрацию?

Ученики: “Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел”.

Развитие умения придумывать вопросы к тексту. Взаимоконтроль.

Учитель: Что значит читать выразительно?

Ученики: Соблюдать паузы после знаков препинания, выделять голосом слова, менять интонацию, правильно ставить ударение в словах, читать громко.

Учитель: Что значит читать внимательно?

Ученики: Читать без ошибок, понимать текст.

Выразительное и внимательное чтение текста учениками.

Учитель: Давайте попробуем прочитать текст выразительно и внимательно.

Несколько учеников выразительно читают текст по частям, другие – оценивают их выразительное и внимательное чтение. По ходу чтения ученики задают и отвечают на вопросы к тексту.

Учитель: Какие вопросы можно задать к тексту?

Приблизительные вопросы:

- Кто купил сливы? (Мать)

- Когда мать хотела дать детям сливы? (После обеда)

- Как зовут мальчика? (Ваня)

- Что делал Ваня у стола? (Ходил мимо слив. Нюхал сливы)

- Почему мальчик нюхал сливы? (Он их никогда не ел. Ему хотелось узнать, как они пахнут).

- Сколько слив съел Ваня? (Одну)

- Что значит слово: горница? (Комната)

- Что сделала мать перед обедом? (Сочла сливы)

- Что спросил отец за обедом? (“А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?”)

- Что ответил Ваня на вопрос отца? (“Нет, я не ел”)

- Как папа заставил мальчика признаться? (Он сказал, что, если кто не умеет есть сливы и проглотит косточку, то через день умрёт)

- Почему Ваня заплакал? (Он испугался. Ещё ему было стыдно, что он сказал неправду)

VI. Итог урока.

Учитель: С каким произведением мы познакомились? Чему учит Л. Толстой в этом произведении? Какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, добились ли мы поставленной цели? Поднимите руки те, кто считает, что он умеет задавать вопросы к тексту.

VII. Дифференцированное домашнее задание.

Учитель: Поднимите руки те ученики, кто желает на следующем уроке подготовить выразительное чтение этого произведения? А кто желает приготовить пересказ этого произведения? Нарисовать иллюстрацию к тексту?

Пересказ

Выразительное чтение

Иллюстрация

VIII. Рефлексия.

Учитель: Мне бы очень хотелось узнать, какое у вас сейчас настроение. Нарисуйте, пожалуйста, на солнышке глазки и улыбку, если у вас хорошее настроение.

Солнышки вывешиваются на доску.

Учитель: Спасибо за урок! Предлагаю вам оценить свою работу на уроке самостоятельно и поставить отметку в дневник.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика