Цели урока: создать условия для формирования  понятия круговорота воды в природе, как важнейшем явлении в природе.

Задачи урока:

Помочь учащимся систематизировать и расширить знания учащихся о процессах, происходящих с водой;

Организовать деятельность учащихся по формированию мировоззренческих идей материальности мира

Содействовать развитию речи учащихся, формированию умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию.

Способствовать становлению бережного отношения к  воде

Совершенствовать умение слушать учителя, одноклассников;

Совершенствовать умение работать в паре, группе

Оборудование урока: презентация, приложение, портреты Капитошки и Волчонка, плакат “Круговорот воды в природе”, изображения айсберга, тумана, для опыта: стакан с водой, спиртовка, тарелочки с кубиками льда, тест.

Организационный момент        Вот опять звенит звонок, начинается урок. Встали ровно и красиво, проверили готовность к уроку, тихо сели. Проверили посадку. Молодцы! Я желаю всем удачи. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, отгадайте загадку:

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я,

Кто я такая?(Вода)

Наш урок мы посвятим разговору о воде. Будьте внимательны на уроке, старайтесь, в конце урока нас ждёт небольшая самостоятельная работа.

Работать будем по плану: (на доске или на экране)

Проверка Д/З   Проверка Д/З

Исследуя воду на предыдущем уроке, мы узнали много её свойств.

- Давайте проверим, как вы запомнили их, выполнив Тест.

Инструктаж. Самопроверка по ключу.

Самооценка знаний по критериям. Взаимопроверка. (Работа в парах).

Обратная связь: Встаньте те, кто поставил себе «5»,  … «4»,  … «3».

Анализ типичных ошибок. (Проходя по рядам, проверяю работу детей и ошибки. Большинство допустили ошибки в уровне «С». Давайте его разберём. Вода нужна для мытья посуды, стирки, т.к. вода – растворитель. Вода нужна для приготовления пищи. Вымыть, добавить блюду нужное количество жидкости по рецепту.)

Создание ситуации успеха.

Целеполагание          Изучение нового материла

Послушайте  загадку.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу.  (вода)

Изучение нового материала.

Открытие новых знаний

          - В каких  трёх состояниях вода может быть в природе?

В жидком, в  твёрдом и в газообразном. Молодцы!

- Назовите слова, отражающие жидкое состояние воды?

- Прочитайте: (И ручей, и океан).

- Назовите слова, отражающие твёрдое состояние воды?

- Прочитайте: (И стеклянной быть могу). Докажите! Это лёд.

- Назовите слова, отражающие газообразное состояние воды?

- Прочитайте (Я и туча, и туман).

Итак, вода может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

-  Как можно  по-другому назвать изменение свойств воды? Вспомните, как э то происходит в сказках со сказочными героями, например, Царевна-лягушка и  Иванушка.

-  Может, кто-нибудь попробует сформулировать тему нашего урока.

«Превращения и круговорот воды» (на доске)

(Открываю тему)

Работа в группах        Работа в группах.

-  Давайте, представим себя маленькими исследователями.

Перед вами задача. Вы будете работать в группах (6 групп: объединяю детей по 3-4 человека). У каждой группы на листочке вопрос, подумайте, обсудите и постарайтесь на него ответить. Решите, кто из вашей группы будет отвечать. На эту работу даю вам 1 минуту. Возьмите листочки. Начинаем работать.

1 группа. Как  вода переходит из жидкого состояния в газообразное?

2 группа. Как вода переходит  из жидкого состояния в твёрдое?

3 группа. Как  вода переходит из твёрдого состояния в жидкое?

Выступление 6 человек, по 1-му представителю из каждой группы. Параллельные выступления ребят из групп с одинаковыми вопросами. Спасибо. Ну что ж, давайте проверим ваши версии.

Открытие новых

знаний.

Практическая работа

 

          Опыт 1.

У вас на столах лежат кубики льда. Потрогайте их на ощупь. Давайте их погреем. Подержите их в руках. Верните их обратно. Возьмите салфетки и протрите руки.

Ответьте на вопросы:

- Что с ними происходит? (тают)

- И превращаются во что? (в воду)

- Значит, вода какое состояние приобрела? (жидкое)

- Где можем наблюдать воду в жидком состоянии? (моря, реки, озёра, океаны, ручьи)

- А ещё в каком состоянии может быть вода? (в газообразном)

- А что надо сделать, чтобы вода перешла в газообразное состояние? (нагреть)

          Опыт 2.

Проделаем опыт. Нагрею воду спиртовкой.

Спиртовка - это горелка. Посмотрите, всем видно?

- Что происходит с водой?

Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в…(Газообразное, т.е. становится паром)

Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх.

Поставим над поднимающимся паром перевёрнутую стеклянную кружку. Она сухая, прозрачная.

- Что происходит? ( Стекло запотело. Через некоторое время, остывая, пар превращается снова в жидкое состояние, собираются капельки.)

Достигая холодного стекла капли охлаждаются – этот процесс получил  название конденсация. (на экране)

Встаньте. Читаем хором определение.

Конденсация – это переход воды из газообразного состояния в жидкое (то есть из пара – в воду.) Ещё раз прочитайте самостоятельно. Расскажите друг другу.

Работаем в парах. Кто выучил? Расскажи (Артём, Ваня). Молодцы!

- Итак. Мелкие капельки собираются в более крупные, и что же с ними происходит?  (капельки воды увеличиваются, отрываются и падают)

Сделайте вывод: Мы увидели, что вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду.

Получился круговорот. (Если дети будут затрудняться, показываю слайд на экране и читаем хором.)

Физминутка      А теперь надо немного отдохнуть. Встаньте. Сейчас мы поиграем  в игру «Вода, не вода»

-  Если названное мною слово, обозначает то, что содержит воду, то вы приседаете.

-  Если предмет не имеет никакой связи с водой, то поднимаете руки вверх.

Облако,  лужа, журнал, дождь, стол, туман, ветер, книга, пар, ковёр, компот, блокнот, град, суп, ручка, дверь, иней, сок, снег, альбом.

-  Молодцы, вы справились. Садитесь на свои места. Проверили посадку.

Рефлексия         Отгадайте загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода) 

Молодцы!

***

А ещё говорят, что вода-путешественница.

- А почему её так называют?

Первичная     

рефлексия         Волчонок так и не понял, кто такой Капитошка. А вы, ребята, поняли? (это капелька воды)

Давайте поможем Волчонку разобраться, кто же такой Капитошка.

Сообщение        Продолжаем работать. Вот что о путешествии капельки, нам расскажет Семён в своём сообщении.

«Жила Капелька когда-то в большом океане. Но жила не одна, вместе с ней жили сестры и братья, их было очень много.

Однажды в жаркий день они так разыгрались, что одна капелька оторвалась от своих братьев и сестер, стала легкой и полетела вверх.

Летела она, летела и на своем пути стала встречать своих братьев и сестер. Их уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Они начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. И они превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз.

Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море, а некоторые просачиваются под землю и грунтовые воды несут их обратно в моря и океаны.

И приземлилась Капля в речку, и снова встретила там своих родных, ей понравилось путешествовать,  она  все время ждала, когда же такой момент наступит снова».

(Оценка Семёну)

Первичное закрепление   Итог.

- Так кто же такой, Капитошка? (капля воды)

- Скажите, что произошло  с каплей в жаркий день? (испарилась)

Какое это состояние воды? (газообразное)

Вешаю на доску (по кругу)

ИСПАРЕНИЕ

 

газообразное

- Когда капля с тёплой поверхности поднялась наверх, подул холодный ветер, капли начали прижиматься друг к другу, чтобы согреться, превратились в большую каплю.

-  Какое это состояние воды? (жидкое)

- Как  называется превращение газообразного состояния воды  в жидкое?

Уже висит (можно напомнить)

КОНДЕНСАЦИЯ

 

жидкое

- Как капли вернулись на землю? (в виде осадков)

- Какие бывают осадки? (дождь, снег, град)

ОСАДКИ

 

Твёрдые

 

Жидкие

-  Жидкие осадки. Это что? Назовите. (дождь)

- А твёрдые осадки. Это что?  Назовите. (снег, град)

-  В конце капелька мечтала, чтобы снова наступил жаркий день, и опять можно было попутешествовать. Путешествуя в жаркий день, что произойдёт снова с капелькой? (испарится)

-  И превратится снова во что? (в газообразное состояние)

ИСПАРЕНИЕ

 

газообразное

- Значит, что произошло  с водой в природе? (круговорот воды в природе)

Работа

с учебником      Откройте учебник  на стр.58. Прочитайте  вывод тихо вслух. Повернитесь, расскажите друг другу. Работаем в парах. (самопроверка-рефлексия).

Встаньте. А теперь хором. Молодцы!

Физминутка

для глаз    Давайте отдохнём. Закрыли глазки. Сосчитали до 10-ти. Окрыли глазки, поморгали. Внимание на экран. (Комментирую по ходу)

Круговорот воды в природе. Презентация с музыкальным сопровождением.

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

           Переходим к самому главному этапу нашего урока, самостоятельной работе. Возьмите листочки. К каждому процессу из левого столбика вам нужно найти определение из правого столбика, и соединить их стрелками.  На эту работу я вам даю 1 минуту.

испарение воды        превращение воды в лёд

замерзание воды      превращение пара в воду

таяние льда      превращение воды в пар

конденсация пара    превращение льда в воду 

Проверка: (на экране)

У кого всё правильно? Молодцы! У кого одна ошибка? У кого больше ошибок?

Несколько человек допустили ошибки. Давайте вспомним определения. (Спрашиваю 2-3 человек, кто допустил ошибки, за ними повторяют определения.)

Домашнее задание  Домашнее задание.

с.53-56 прочитать, в. 3, 4 на стр.58.

В тетрадях нарисуйте  схему круговорота воды в природе.

Покажите товарищу, как записали Д/З

Рефлексия деятельности на уроке    - О каких трех состояниях воды вы узнали?

(Вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном)

-  При каком условии образуется лёд? (при t=0о С и ниже, замерзает)

-  Отчего он тает? (Повышение температуры выше 0о С)

-  Как образуется пар? (вода нагревается до кипения и начинает испаряться)

Итак. Почему вода-путешественница?

Программа

МАХимум

 

Сообщения детей      -  Время у нас осталось, и мы переходим к программе максимум.

Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии,  нам расскажет Софья.   Айсберги.

В холодных морях встречаются ледяные горы – айсберги. Это огромные куски льда, которые откололись от ледников Арктики и Антарктиды. Айсберги бывают разной величины. Но всегда большая их часть находится под водой. Над поверхностью воды айсберги поднимаются на 70-100 метров. Лед легче воды, поэтому айсберги плавают в морях и океанах. Под лучами солнца они медленно тают. Айсберги опасны для кораблей.

(Оценка Софье)

- Айсберг - это какое состояние воды?(твёрдое)

          Где можно встретить воду в газообразном состоянии  и в жидком расскажут Максим и Алёша.

Туман, роса, иней.

Когда солнце нагревает поверхность рек, озер и морей, часть воды испаряется и поднимается вверх. Сначала эти капельки такие маленькие, что их нельзя разглядеть. Потом они собираются в облака и становятся видимыми.

Если облака опускаются очень низко над землей, они становятся туманом.

Чаще всего туманы бывают там, где много влаги – над рекой или в низинах. Обычно туманы появляются утром или вечером, когда земля остывает. Но стоит пригреть солнышку – утренний туман рассевается. Это не значит, что он исчезает: просто он снова превращается в пар и поднимается в вверх. 

(Оценка Максиму)

*****

А что происходит с вечерним туманом?

Капельки воды из которых состоит туман, опускаются на землю, прикасаются к предметам, листьям, траве и превращаются в росу. Конечно, мы видели ее не раз после ясных холодных ночей. Роса, как тысячи рассыпавшихся бриллиантов, сверкает на солнце радужными искорками.

А если холодно и температура воздуха ниже нуля, капельки влаги ложатся на землю маленькими кристалликами льда – инеем.

Так путешествует лишь часть капелек. А что происходит с другими? (Оценка Алёше)

Об осадках нам расскажет Денис.

Дождь, град, снег.

Другие капельки поднимаются в верхнюю (холодную) часть облаков. Они замерзают, тяжелеют. Им становятся трудно держаться в воздухе, и они падают вниз. Если над землей тепло, капельки тают и возвращаются к нам дождем.

Иногда в грозу часть капелек не успевает растаять. Тогда вместе с дождинками на землю падают похожие на маленькие горошинки ледяные шарики – град.

А зимой с капельками – путешественницами происходят чудеса. Поднимаясь над землей, замерзшие капельки примерзают друг к другу и появляется красавица-снежинка! Снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и возвращаются на землю снегом!

Такое путешествие воды называются круговоротом.

(Оценка Денису)

Рефлексия учебной деятельности

 

Итог урока         - Наш урок подошёл к концу.

Оцените свою работу на уроке.

-  Кто может оценить свою работу на «5»? Встаньте. Молодцы!

-  Кто может оценить свою работу на «4»? Встаньте. Хорошо!

-  Кому ещё надо постараться и подучить материал урока?

Садитесь.

- Вы все хорошо поработали на уроке. Капитошка и Волчок прощаются с вами и благодарят за работу. Спасибо за урок.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Тест  Самостоятельная работа

 

Соедини стрелками названия процессов

испарение воды                                      превращение воды в лёд

замерзание воды                                   превращение пара в воду

таяние льда                                              превращение воды в пар

конденсация пара                                  превращение льда в воду   

 

 

Тест. Проверка Д/з

 

ТЕСТ КЛЮЧИ К ТЕСТУ

А1.  Какое вещество вода?

а) - твёрдое, б) – жидкое, в) – газообразное

А2.  Укажи, какой цвет у воды?

а) – белый, б) – голубой, в) – вода бесцветная

А3.  Что происходит с водой при нагревании?

а) – ничего не происходит, б) – вода расширяется,

в) – вода сжимается

А4.  Какое свойство воды указано неверно?

а) – прозрачная, б) – не имеет запаха, в) – бесцветна,

 г) – солёная на вкус

В1.  Почему чай становится сладким, если добавить

       туда сахар?

а)вода прозрачная, б) вода хороший растворитель, в)вода не имеет запаха, г)вода при нагревании расширяется

В2.  Какое вещество не растворяется в воде?

а) – сахар, б) – соль, в) – глина, г) – уксус

С1.  Для чего человек использует способность воды

        растворять многие вещества?

а) – для мытья посуды, б) – для приготовления пищи,

в) – для охлаждения, г) – для питья

А1. – б) жидкое

А2. – в) вода бесцветная

А3. – б) вода расширяется

А4. – г) солёная на вкус

В1. – б) вода хороший

              растворитель

В2. – в) глина

С1. – а) для мытья посуды

Б) для приготовления пищи

------------------------------------

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

А – 1 балл

В – 2 балла

С – 3 балла

----------------------------------

«5» - 9, 10, 11 баллов

«4» - 7, 8 баллов

«3» - 5, 6 баллов

 

«2» - < 5 баллов

Цели урока: создать условия для формирования  понятия круговорота воды в природе, как важнейшем явлении в природе.

Задачи урока: 

Помочь учащимся систематизировать и расширить знания учащихся о процессах, происходящих с водой;

Организовать деятельность учащихся по формированию мировоззренческих идей материальности мира

Содействовать развитию речи учащихся, формированию умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию.

Способствовать становлению бережного отношения к  воде

Совершенствовать умение слушать учителя, одноклассников;

Совершенствовать умение работать в паре, группе

Оборудование урока: презентация, приложение, портреты Капитошки и Волчонка, плакат “Круговорот воды в природе”, изображения айсберга, тумана, для опыта: стакан с водой, спиртовка, тарелочки с кубиками льда, тест.

Организационный момент

Вот опять звенит звонок, начинается урок. Встали ровно и красиво, проверили готовность к уроку, тихо сели. Проверили посадку. Молодцы! Я желаю всем удачи. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, отгадайте загадку:

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая?(Вода)

Наш урок мы посвятим разговору о воде. Будьте внимательны на уроке, старайтесь, в конце урока нас ждёт небольшая самостоятельная работа.

Работать будем по плану: (на доске или на экране)

Проверка Д/З

Проверка Д/З

Исследуя воду на предыдущем уроке, мы узнали много её свойств.

- Давайте проверим, как вы запомнили их, выполнив Тест.

Инструктаж. Самопроверка по ключу.

Самооценка знаний по критериям. Взаимопроверка. (Работа в парах).

Обратная связь: Встаньте те, кто поставил себе «5»,  … «4»,  … «3».

Анализ типичных ошибок. (Проходя по рядам, проверяю работу детей и ошибки. Большинство допустили ошибки в уровне «С». Давайте его разберём. Вода нужна для мытья посуды, стирки, т.к. вода – растворитель. Вода нужна для приготовления пищи. Вымыть, добавить блюду нужное количество жидкости по рецепту.)

Создание ситуации успеха.
Целеполагание

Изучение нового материла

Послушайте  загадку.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу.  (вода)

Изучение нового материала.

Открытие новых знаний

 

- В каких  трёх состояниях вода может быть в природе?

В жидком, в  твёрдом и в газообразном. Молодцы!

- Назовите слова, отражающие жидкое состояние воды?

- Прочитайте: (И ручей, и океан).

- Назовите слова, отражающие твёрдое состояние воды?

- Прочитайте: (И стеклянной быть могу). Докажите! Это лёд.

- Назовите слова, отражающие газообразное состояние воды?

- Прочитайте (Я и туча, и туман).

Итак, вода может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

-  Как можно  по-другому назвать изменение свойств воды? Вспомните, как э то происходит в сказках со сказочными героями, например, Царевна-лягушка и  Иванушка.

-  Может, кто-нибудь попробует сформулировать тему нашего урока.

«Превращения и круговорот воды» (на доске)
(Открываю тему)

Работа в группах

Работа в группах.

-  Давайте, представим себя маленькими исследователями.

Перед вами задача. Вы будете работать в группах (6 групп: объединяю детей по 3-4 человека). У каждой группы на листочке вопрос, подумайте, обсудите и постарайтесь на него ответить. Решите, кто из вашей группы будет отвечать. На эту работу даю вам 1 минуту. Возьмите листочки. Начинаем работать.

1 группа. Как  вода переходит из жидкого состояния в газообразное?

2 группа. Как вода переходит  из жидкого состояния в твёрдое?

3 группа. Как  вода переходит из твёрдого состояния в жидкое?

Выступление 6 человек, по 1-му представителю из каждой группы. Параллельные выступления ребят из групп с одинаковыми вопросами. Спасибо. Ну что ж, давайте проверим ваши версии.

Открытие новых
знаний.

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт 1.

У вас на столах лежат кубики льда. Потрогайте их на ощупь. Давайте их погреем. Подержите их в руках. Верните их обратно. Возьмите салфетки и протрите руки.

Ответьте на вопросы:

- Что с ними происходит? (тают)

- И превращаются во что? (в воду)

- Значит, вода какое состояние приобрела? (жидкое)

- Где можем наблюдать воду в жидком состоянии? (моря, реки, озёра, океаны, ручьи)

- А ещё в каком состоянии может быть вода? (в газообразном)

- А что надо сделать, чтобы вода перешла в газообразное состояние? (нагреть)

Опыт 2.

Проделаем опыт. Нагрею воду спиртовкой.

Спиртовка - это горелка. Посмотрите, всем видно?

- Что происходит с водой?

Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в(Газообразное, т.е. становится паром)

Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх.

Поставим над поднимающимся паром перевёрнутую стеклянную кружку. Она сухая, прозрачная.
- Что происходит? ( Стекло запотело. Через некоторое время, остывая, пар превращается снова в жидкое состояние, собираются капельки.)

Достигая холодного стекла капли охлаждаются – этот процесс получил  название конденсация. (на экране)

Встаньте. Читаем хором определение.

Конденсация – это переход воды из газообразного состояния в жидкое (то есть из пара – в воду.) Ещё раз прочитайте самостоятельно. Расскажите друг другу.

Работаем в парах. Кто выучил? Расскажи (Артём, Ваня). Молодцы!

- Итак. Мелкие капельки собираются в более крупные, и что же с ними происходит?  (капельки воды увеличиваются, отрываются и падают)

Сделайте вывод: Мы увидели, что вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду.

Получился круговорот. (Если дети будут затрудняться, показываю слайд на экране и читаем хором.)

Физминутка

А теперь надо немного отдохнуть. Встаньте. Сейчас мы поиграем  в игру «Вода, не вода»

-  Если названное мною слово, обозначает то, что содержит воду, то вы приседаете.

-  Если предмет не имеет никакой связи с водой, то поднимаете руки вверх.

Облако,  лужа, журнал, дождь, стол, туман, ветер, книга, пар, ковёр, компот, блокнот, град, суп, ручка, дверь, иней, сок, снег, альбом.

-  Молодцы, вы справились. Садитесь на свои места. Проверили посадку.

Рефлексия

Отгадайте загадку:

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода) 

Молодцы!

***
А ещё говорят, что вода-путешественница.

- А почему её так называют?

Первичная     
рефлексия

Волчонок так и не понял, кто такой Капитошка. А вы, ребята, поняли? (это капелька воды)

Давайте поможем Волчонку разобраться, кто же такой Капитошка.

Сообщение

Продолжаем работать. Вот что о путешествии капельки, нам расскажет Семён в своём сообщении.

«Жила Капелька когда-то в большом океане. Но жила не одна, вместе с ней жили сестры и братья, их было очень много.

Однажды в жаркий день они так разыгрались, что одна капелька оторвалась от своих братьев и сестер, стала легкой и полетела вверх.

Летела она, летела и на своем пути стала встречать своих братьев и сестер. Их уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Они начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. И они превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз.

Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море, а некоторые просачиваются под землю и грунтовые воды несут их обратно в моря и океаны.

И приземлилась Капля в речку, и снова встретила там своих родных, ей понравилось путешествовать,  она  все время ждала, когда же такой момент наступит снова».

(Оценка Семёну)

Первичное закрепление

Итог.

- Так кто же такой, Капитошка? (капля воды)

- Скажите, что произошло  с каплей в жаркий день? (испарилась)

Какое это состояние воды? (газообразное)

Вешаю на доску (по кругу)

ИСПАРЕНИЕ

 

газообразное

- Когда капля с тёплой поверхности поднялась наверх, подул холодный ветер, капли начали прижиматься друг к другу, чтобы согреться, превратились в большую каплю.

-  Какое это состояние воды? (жидкое)

- Как  называется превращение газообразного состояния воды  в жидкое?
Уже висит (можно напомнить)

КОНДЕНСАЦИЯ

 

жидкое

- Как капли вернулись на землю? (в виде осадков)

- Какие бывают осадки? (дождь, снег, град)

ОСАДКИ

 

Твёрдые

 

Жидкие

-  Жидкие осадки. Это что? Назовите. (дождь)

- А твёрдые осадки. Это что?  Назовите. (снег, град)

-  В конце капелька мечтала, чтобы снова наступил жаркий день, и опять можно было попутешествовать. Путешествуя в жаркий день, что произойдёт снова с капелькой? (испарится)

-  И превратится снова во что? (в газообразное состояние)

ИСПАРЕНИЕ

 

газообразное

- Значит, что произошло  с водой в природе? (круговорот воды в природе)

Работа
с учебником

Откройте учебник  на стр.58. Прочитайте  вывод тихо вслух. Повернитесь, расскажите друг другу. Работаем в парах. (самопроверка-рефлексия).

Встаньте. А теперь хором. Молодцы!

Физминутка
для глаз

Давайте отдохнём. Закрыли глазки. Сосчитали до 10-ти. Окрыли глазки, поморгали. Внимание на экран. (Комментирую по ходу)

Круговорот воды в природе. Презентация с музыкальным сопровождением.

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

 

 

 

 Переходим к самому главному этапу нашего урока, самостоятельной работе. Возьмите листочки.К каждому процессу из левого столбика вам нужно найти определение из правого столбика, и соединить их стрелками.  На эту работу я вам даю 1 минуту.

испарение воды 

превращение воды в лёд

замерзание воды 

превращение пара в воду

таяние льда 

превращение воды в пар

конденсация пара 

превращение льда в воду 

Проверка: (на экране)

У кого всё правильно? Молодцы! У кого одна ошибка? У кого больше ошибок?

Несколько человек допустили ошибки. Давайте вспомним определения. (Спрашиваю 2-3 человек, кто допустил ошибки, за ними повторяют определения.)

Домашнее задание

Домашнее задание.

с.53-56 прочитать, в. 3, 4 на стр.58.

В тетрадях нарисуйте  схему круговорота воды в природе.

Покажите товарищу, как записали Д/З

Рефлексия деятельности на уроке

- О каких трех состояниях воды вы узнали?
(Вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном)

-  При каком условии образуется лёд? (при t=0о С и ниже, замерзает)

-  Отчего он тает? (Повышение температуры выше 0о С)

-  Как образуется пар? (вода нагревается до кипения и начинает испаряться) 

Итак. Почему вода-путешественница?

Программа
МАХимум

 

Сообщения детей

Время у нас осталось, и мы переходим к программе максимум.

Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии,  нам расскажет Софья.   Айсберги.
В холодных морях встречаются ледяные горы – айсберги. Это огромные куски льда, которые откололись от ледников Арктики и Антарктиды. Айсберги бывают разной величины. Но всегда болшая их часть находится под водой. Над поверхностью воды айсберги поднимаются на 70-100 метров. Лед легче воды, поэтому айсберги плавают в морях и океанах. Под лучами солнца они медленно тают. Айсберги опасны для кораблей.

(Оценка Софье)

- Айсберг - это какое состояние воды?(твёрдое)

 

Где можно встретить воду в газообразном состоянии  и в жидком расскажут Максим и Алёша.
Туман, роса, иней.
Когда солнце нагревает поверхность рек, озер и морей, часть воды испаряется и поднимается вверх. Сначала эти капельки такие маленькие, что их нельзя разглядеть. Потом они собираются в облака и становятся видимыми.
Если облака опускаются очень низко над землей, они становятся туманом.
Чаще всего туманы бывают там, где много влаги – над рекой или в низинах. Обычно туманы появляются утром или вечером, когда земля остывает. Но стоит пригреть солнышку – утренний туман рассевается. Это не значит, что он исчезает: просто он снова превращается в пар и поднимается в вверх.  

(Оценка Максиму)

*****
А что происходит с вечерним туманом?
Капельки воды из которых состоит туман, опускаются на землю, прикасаются к предметам, листьям, траве и превращаются в росу. Конечно, мы видели ее не раз после ясных холодных ночей. Роса, как тысячи рассыпавшихся бриллиантов, сверкает на солнце радужными искорками.
А если холодно и температура воздуха ниже нуля, капельки влаги ложатся на землю маленькими кристалликами льда – инеем.
Так путешествует лишь часть капелек. А что происходит с другими? (Оценка Алёше)

Об осадках нам расскажет Денис.

Дождь, град, снег.
Другие капельки поднимаются в верхнюю (холодную) часть облаков. Они замерзают, тяжелеют. Им становятся трудно держаться в воздухе, и они падают вниз. Если над землей тепло, капельки тают и возвращаются к нам дождем.
Иногда в грозу часть капелек не успевает растаять. Тогда вместе с дождинками на землю падают похожие на маленькие горошинки ледяные шарики – град.
А зимой с капельками – путешественницами происходят чудеса. Поднимаясь над землей, замерзшие капельки примерзают друг к другу и появляется красавица-снежинка! Снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и возвращаются на землю снегом!
Такое путешествие воды называются круговоротом.

(Оценка Денису)

Рефлексия учебной деятельности

 

Итог урока

- Наш урок подошёл к концу.

Оцените свою работу на уроке.
-  Кто может оценить свою работу на «5»? Встаньте. Молодцы!
-  Кто может оценить свою работу на «4»? Встаньте. Хорошо!
-  Кому ещё надо постараться и подучить материал урока?

Садитесь.

- Вы все хорошо поработали на уроке. Капитошка и Волчок прощаются с вами и благодарят за работу. Спасибо за урок.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Тест  Самостоятельная работа

 

Соедини стрелками названия процессов

испарение воды                                 

превращение воды в лёд

замерзание воды                               

превращение пара в воду

таяние льда                                        

превращение воды в пар

конденсация пара                             

превращение льда в воду   

 

 

Тест. Проверка Д/з

 

ТЕСТ

КЛЮЧИ К ТЕСТУ

А1.  Какое вещество вода?

а) - твёрдое, б) – жидкое, в) – газообразное

А2.  Укажи, какой цвет у воды?

а) – белый, б) – голубой, в) – вода бесцветная

А3.  Что происходит с водой при нагревании?

а) – ничего не происходит, б) – вода расширяется,

в) – вода сжимается

А4.  Какое свойство воды указано неверно?

а) – прозрачная, б) – не имеет запаха, в) – бесцветна,

 г) – солёная на вкус

В1.  Почему чай становится сладким, если добавить

       туда сахар?

а)вода прозрачная, б) вода хороший растворитель, в)вода не имеет запаха, г)вода при нагревании расширяется

В2.  Какое вещество не растворяется в воде?

а) – сахар, б) – соль, в) – глина, г) – уксус

С1.  Для чего человек использует способность воды

        растворять многие вещества?

а) – для мытья посуды, б) – для приготовления пищи,

в) – для охлаждения, г) – для питья

 

А1. – б) жидкое

А2. – в) вода бесцветная

А3. – б) вода расширяется

А4. – г) солёная на вкус

В1. – б) вода хороший

              растворитель

В2. – в) глина

С1. – а) для мытья посуды

Б) для приготовления пищи

------------------------------------

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

А – 1 балл

В – 2 балла

С – 3 балла

----------------------------------

«5» - 9, 10, 11 баллов

«4» - 7, 8 баллов

«3» - 5, 6 баллов

«2» - < 5 баллов

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика