Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока: закрепление орфографического навыка записи слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задачи урока:
создать условия для развития орфографической зоркости, познавательной активности;
способствовать овладению умением писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
развить выразительность устной и письменной речи при говорении и письме.
Планируемые результаты:
Личностные: научатся выполнять правила поведения ученика на уроке, выявлять причины успешности, /неспешности в учебной деятельности
Предметные: учащиеся научатся применять на практике правильность написания сочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу, находить ошибки в предложенных словах, подбирать примеры слов с этими сочетаниями, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила по написанию сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Метапредметные:
Познавательные: учащиеся используют знако-символические средства при оформлении правил написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
научатся делать выводы о результате совместной работы в группах, парах и всего класса
Регулятивные: учащиеся научатся определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать деятельность на уроке под руководством учителя, оценивать правильность выполнения заданий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.
Коммуникативные: учащиеся научатся сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, работа в группах
Оборудование: интерактивная доска, карточки с текстом для индивидуальной работы, ЦОР "Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу", выполненный в программном обеспечении SMART Notebook.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Чистописание.
- Назовите мягкие шипящие согласные звуки. (ч, щ) Запишите их.
- Назовите твердые шипящие согласные звуки. (ж, ш) Запишите их.
- Запишите сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Словарный диктант.
- Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит,
- Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)
Где упрётся хвостом,
Станет дырка потом. (Шило)
Весь век идёт Ерёмушка:
Ни сна ему, ни дрёмушки.
Шагам он точный счёт ведёт,
А с места всё же не сойдёт. (Часы)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни (Машина)
У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала. (Шука)
3. Самоопределение к деятельности.
Выборочный диктант.
Учитель диктует слова. Ребята записывают в первый столбик слова с сочетаниями жи-ши, во второй – с сочетаниями ча-ща, в третий – с сочетаниями чу-щу.
Щука, машина, тишина, чашка, щавель, лыжи, задача, чудо, чугун.
- Допишите по два слова с такими же сочетаниями. Расскажите правило написания этих сочетаний.
4. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
Упражнение. 6
- Выполните задания к упражнению.
Упражнение. 8
- Прочитайте. Сколько предметов обозначают слова, отвечающие на вопрос Кто?
- Измените каждое слово так, чтобы в нём говорилось о нескольких предметах.
- Запишите два предложения.
5. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
6. Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику.
Упражнение. 10
- Прочитайте. Какие буквосочетания пропущены в словах?
- Выполните задание к упражнению.
7. Закрепление изученного материала.
КАРТОЧКА
Вставьте пропущенные буквы.
Туч… по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Коли ж…в я только буду,
Ч…дный остров навещ…
И у князя погощ… .
Ответьте на вопросы. Запишите слова-отгадки, подчеркните орфограмму.
У учеников карточки с заданием как на слайде «Вставь пропущенные буквы». Один ученик работает у доски. Он перетаскивает нужную букву и вставляет ее в слово.
8. Итог урока.
Учащимся предлагается сосчитать в тексте слова с изученными орфограммами. Вызванный к доске ученик подчеркивает слова, считает их и перетаскивает в окошко нужную цифру-ответ.
- Что мы закрепляли сегодня на уроке?
- Что понравилось на уроке больше всего?