Тип урока – урок «открытие» нового знания

Цель урока:  создать условия для формирования умений знакомства  с произведением И.З.Сурикова «Детство»

Задачи:

Образовательная: формировать умение анализировать текст, отвечать на вопросы и находить нужный ответ из текста;

Развивающая: развитие устной речи, воображения, творческих способностей, развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, память, развивать интерес к самостоятельной деятельности

Воспитательная: воспитывать коммуникативные качества обучающихся, стремление к получению знаний, формирование нравственного сознания и чувства,  потребности и способности к сотрудничеству.

Методы обучения: наглядный, беседа, самостоятельная работа, диалог

Формы обучения: фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная

Средства обучения

для учителя: учебник «Литературное чтение», мультимедийное оборудование, презентация;

для учащихся: учебник  «Литературное чтение»,карточки с биографией автора.

Планируемые результаты:

предметные: использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое), умения различать стихотворный и прозаический тексты, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

метапредметные: регулятивные - формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе  с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

познавательные – анализ текста, выделение в нём главной мысли; коммуникативные – обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные – проявлять интерес к изучению темы; воспитание чувства гордости за свою Родину. её историю, народ.

Применяемые  технологии: ИКТ технология (Интернет), здоровьесберегающая технология, технология продуктивного чтения.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности

Прозвенел звонок веселый,
Вы начать урок готовы?
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.

-Каким бы вы хотели видеть наш урок?
-Что для этого надо?

Включение в работу,
организация рабочего места, самоопределение к
деятельности.

Отвечают на вопросы

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные )
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя(Познавательные).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные ).

2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности

Учитель читает стихи

Пусть на свете рождаются дети, 
Как цветы поднимаются пусть. 
Был бы серым наш миг на планете, 
Если б детство не красило путь.

- Дети сравниваются с цветами, потому что они нежные, красивые, о них тоже нужно ухаживать и заботиться…

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное ).

- С чем сравниваются дети? Почему?
- Что значит серый миг?

- Серый, значит, скучный, бесцветный, безрадостный …Миг - жизнь человека.

Строить логическую цепь рассуждений

- Как вы понимаете последнюю строчку: «Если б детство не красило путь.»

- Детство – самая беззаботная и весёлая пора, и взрослые вспоминают его с любовью.

На основе анализа объектов делать выводы.

 Обобщать и классифицировать по признакам

- Чему будет посвящено новое произведение
- Учебник (стр.9)
- Кто автор ?
- А теперь давайте познакомимся с биографией поэта.

- Как вы понимаете – САМОУЧКА?

Презентация «И.З.Суриков» (Приложение)
Слайд 1. Портрет поэта.
Слайд 2 -3. Биография поэта.
Слайд 4. Памятник поэту.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
(Познавательные)

3. Постановка учебной задачи

 Почему И.Суриков назвал своё произведение «Детство»?

- Определите цели урока

Прослушивают чтение в записи

Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Построение проекта выхода из затруднений

- Прочитайте стихотворение про себя (стр. 9-13)
- Кто главный персонаж стихотворения?
- Что представляли  при  чтении? Изменились ли зимние забавы  детей?

- Он написал воспоминания о том, как дети любят кататься зимой на санках, любят слушать сказки…

- Представляли, как сами катались и падали.

Развиваем умение слушать и понимать других.

Умение работать в паре.
(Коммуникативные)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

- Попробуйте самостоятельно объяснить лексическое значение слов и выражений: ветхий, светец, смежить, омрачать

Объясняют лексическое значение слов: деревня, кубарем, перезябнешь, ветхую, лапти, прялка, светец.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные).

- Прочитайте первое четверостишие. Почему автор использовал повтор слова ВОТ?

- Показал, как быстро катились санки, ведь гора крутая.

 

- Прочитайте, почему мальчик упал.
- Как отнеслись к падению друзья - мальчишки? Прочитайте.  Что при этом он чувствовал?

 

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные).

- А с вами происходили такие неприятности? И вы больше не катались с горы и долго держали обиду на друзей?
- ПЕРЕЗЯБНЕШЬ?
- Кого ещё мы видим в комнате?
- Почему маму поэт называет МАТУШКОЙ?
- Прочитайте, светло ли в доме?

Выбирают нужное значение на слайде

 

- О чём мальчик просил свою бабушку?
- Почему – рассказать, а не прочитать?
- Какую же сказку рассказывала бабушка?
- Что значит  сердце мрёт?
- Какое олицетворение и эпитет применил автор при описании ветра и зачем?
- Что бы показать душевное состояние мальчика, автор усиливает его описанием состояния  природы.

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные).

- Прочитайте, следующее четверостишие. Какие взаимоотношения между внуком и бабушкой?
- Как поэт пишет о речи старушки? Почему?

 

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные ).

- Прочитайте весь сон мальчика. Кем видел себя он во сне?
- Чем закончился сон? Прочитайте. 
- Прочитайте последнее четверостишие. Какие мысли хотел донести до вас И.З.Суриков?           
- Кто делает детство счастливым?

 

Уметь выслушивать товарищей, договариваться и приходить к общему решению (Коммуникативные
Уметь наблюдать и самостоятельно делать выводы. Познавательные ).

6.  Самостоятельная работа в группе

Работа в группе: разделить на части, составить план

Составляют   план:
1. Катание с горы.
2. В избе.
3.Дивный сон.
4. Весёлые года.

Уметь  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные)

7. Включение в систему знаний и повторение: работа в паре

Тетрадь на печатной основе: с.8№2

Работают в паре

Уметь выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре (Коммуникативные)

8. Рефлексия деятельности

- Какая была цель урока? - Достигли цели?
- Оцените свою работу.
- На парте у вас лежат бумажные «снежки», напишите на них важные для вас слова, которые запомнились вам на уроке. Давайте соберём из них снеговика.
Д/З: с.9-13; (выучите любую часть наизусть по желанию); Т.с.9 (задание 4, 5)

Подводят итог, делают самооценку

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные)

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика