Тип урока: изучение нового материала.

Цель: знакомство с обычаями проводов зимы и встречи весны у русского народа.

Задачи:

а) Продолжить знакомство с обычаями наших предков.
б) Продолжить обучение умению наблюдать, анализировать.

в) Проверить умение выделять признаки весны в неживой и живой природе.
г) Воспитывать уважение к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному краю.

Планируемые результаты

Предметные

знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины и понятия по теме урока;

Личностные

формирование личного (эмоционального) отношения к обычаям русского народа;

Регулятивные

уметь определять тему и цель на уроке с помощью учителя;

уметь выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

уметь находить ответы на поставленный вопрос;

уметь контролировать свои действия;

Познавательные

осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт, соблюдение народных традиций;

добывать новые знания : находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные

уметь презентовать себя и свою группу;

уметь слушать партнёра, сотрудничать при работе в паре, в группе;

уметь работать с информацией;

уметь слушать и понимать других.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая, и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала.

Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Быть активными старайтесь,
Отвечайте, не стесняйтесь!

Улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что урок будет для нас интересным и полезным.

Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу.

Личностные УУД

Принятие социальной роли обучающихся. Положительное отношение к процессу учения и приобретению знаний и умений.

Актуализация знаний обучающихся.

Цель : Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе.

– На каждом уроке мы должны…

– А чтобы открыть что-то новое, необходимо…

– На прошлом уроке мы говорили…

– Я предлагаю поработать в группах и проверить домашнее задание.

Напомните правила работы в группе.

Работа в группах (задания на партах) 3-4 минуты

1-я группа готовит сообщение об изменениях в неживой природе весной

2-я группа готовит сообщение об изменениях в живой природе весной

3-я группа выбирает из предложенных пословиц и примет те, в которых говорится о неживой природе весной (2, 3, 4).

Увидел грача – весну встречай.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Мартовский снег стоит половины удобрений.

В марте день с ночью меряется, равняется.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Если перелетные птицы летят стаями – к дружной весне.

4-я группа выбирает из предложенных пословиц и примет те, в которых говорится о живой природе весной

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Увидел грача – весну встречай.

Не верь мартовскому льду.

Мартовский снег стоит половины удобрений.

Чайка прилетела – скоро лед пройдет.

Долго не линяют зайцы – жди продолжительной холодной зимы.

5-я группа отгадывает загадки о весне.

– Оцените работу выступающего

– Оцените работу группы

Какой этап урока мы завершили?

– узнать что-то новое (открыть новые знания)

УЗНАТЬ (карточка)

вспомнить изученный материал

ПОВТОРИТЬ (карточка)

– об изменениях в природе с приходом весны

Дети говорят правила работы в группе.

Работают в группах, готовят сообщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защищают свою работу. Выбирают выступающего.

Как поняли смысл пословицы?

По критериям оценивают.

По критериям оценивают.

Проверили домашнее задание.

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других.

Уметь работать в группе. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Погружение в тему урока

Цель: Определить тему и цель урока.

Слайд 1 (разбросанные слова) 1 щелчок

Обычаи, зимы, весны, проводов, старинные, и встречи.

– Можно ли считать эту запись предложением?

Почему?

– Можно составить из этих слов предложение?

Слайд 2 (готовое название) 2 щелчок

– Как вы думаете, почему мы составили сегодня на уроке это предложение?

Слайд ещё раз 3 щелчок

– Почему вы считаете, что это тема урока?

Цель нашего урока

Щелчок 4 слайд

Узнать старинные обычаи проводов зимы и встречи весны наших предков.

Попытаемся составить план изучения нового материала.

Продолжите мою мысль.

Как провожают…

Какие заботы…

Хорошо!

Прикрепляется на доску план работы по изучению материала

 

 

– Нет,

– потому что слова не связаны по смыслу друг с другом.

– да (составляют предложение)

 

Будем продолжать разговор о весне.

Это тема нашего урока.

 

 

 

 

 

План.

Как провожают зиму наши предки.

Какие заботы были весной у наших предков.

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.

Открытие новых знаний.

Цель: создание условий для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока.

Как понимаете значение слова предки?

А совпадёт ли ваше объяснение с толковым словарём?

Сделайте вывод.

– Да, всё верно.

– Какой сейчас месяц?

– Значит, зима уже ушла?

– Да, календарная зима ушла.

В природе в нашей Вологодской области зима длится около 5 месяцев. Народ за долгую зиму успевает соскучиться по весне, по теплу, хочет быстрее проводить зиму. Существует праздник проводов зимы. Как он называется?

Когда в этом году встречали праздник Масленицы?

– Существует поверье, что на Масленицу зима с весной встречается, значит, весна где-то рядом.

– Раньше наши прабабушки прадедушки думали, что если не проводить зиму, то весна не придёт.

– Как вы думаете, с чем связан приход весны?

– Ребята, у вас было задание спросить у бабушек, дедушек, как они провожали зиму?

– Вы готовы поделиться с нами своими сообщениями, а может и работами?

Как вы готовили материал?

Слушаем 3 человек.

– Анализ выступлений детей.

– Кто больше понравился? Почему? Что новое узнали?

Оценка ответов детей по критериям.

Физминутка (текст игры в конце конспекта)

Я вам приготовила презентацию «Масленица»

Беседа по презентации

Вопросы по презентации

– Что было для вас новым?.

На какой вопрос плана мы ответили?

Продолжаем изучать новый материал.

К какому вопросу переходим?

Просыпается природа, и люди приводят своё хозяйство в порядок. Деревня жила по старинным крестьянским обычаям. Когда сходил паводок, подсыхала земля, крестьянин проверял инструменты для весенней работы в поле, готовился к севу.

Откройте учебник на с 108. 3 класс УМК «Гармония» авторы О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин

О чём вы будете читать?

– Послушайте вопросы, на которые вы должны будете ответить после чтения страницы учебника.

(вопросы на доске прикрепляются)

Потом ответы на вопросы дают учащиеся устно или используя учебник, как им удобно.

Что было важным весной для крестьян?

– Как определяли готовность почвы к посеву?

Как люди научились использовать наблюдения за растениями и животными?

– Что делали дети?

– Как они помогают? Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

Как люди научились использовать наблюдения за растениями и животными?

Зачитайте приметы.

Объясните значение пословицы «Весенний день год кормит»

Какой этап урока закончился?

Какой следующий этап урока?

Ответы детей.

Читает объяснение в толковом словаре Эйбатова Замира

Мы ответили правильно.

 

– апрель

– да почти ушла (объясняют свои ответы)

 

– Масленица.

 

С 20-26 февраля

 

 

 

– С вращением земли вокруг Солнца.

– Беседовали с родственниками. анализировали материал. Оформляли свою работу.

Учащиеся слушают одноклассников и оценивают их работу.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Как провожали зиму наши предки?

 

Какие обычаи были весной у наших предков?

Дети читают заголовок. «Какие заботы были весной у наших предков»

Самостоятельная работа детей.

 

 

 

 

– Определяли, поспела ли земля к посеву.

– Брали горсть земли в руку и сжимали ее. Смотрели, рассыплется земля или нет. Делали вывод о начале посевных работ.

– Помогали взрослым.

– Ответы детей.

Наблюдения за погодой и растениями сложились в народные приметы

Учащиеся читают ответы на вопросы учителя из учебника с 108.

Изучения нового материала

Закрепления нового материала.

Познавательные УУД

Ориентировать в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Строить своё высказывание в устной форме. Ориентироваться в системе знаний.

Итог урока

– Какие обычаи проводов зимы и встречи весны вы сегодня узнали?

– Для чего мы должны знать, как жили предки?

(Чем лучше каждый народ знает свою историю, тем дружнее будет жить в будущем)

– Сохранились приметы проводов зимы и встречи весны до сегодняшних дней?

– Как вы думаете, почему?

– Решили мы задачи, которые ставили вначале урока?

Сможете дома поделиться новыми знаниями с родными?

Хорошо!

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

– Ответы детей.

 

да

 

да

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Рефлексия

Продолжите предложения

Я на уроке узнал…

Мне было интересно…

Я удивился…

и т.д.

Учащиеся отвечают

Личностные УУД

Способность к самооценке, на основе критерия успешности учебной деятельности.

Домашнее задание

Каждый из вас получит домашнее задание, но оно будет разным.

1 ряд – узнать приметы марта и нарисовать иллюстрацию одной приметы

2 ряд – узнать приметы апреля принести иллюстрацию одной приметы

3 ряд – узнать приметы мая и выполнить иллюстрацию одной приметы

Спасибо за работу! Урок окончен!

 

 

Физминутка. Игра «Верите ли вы, что…»

Верите ли вы, что в марте начинается ледоход?(-)

Верите ли вы, что в апреле начинается гнездование птиц?(+)

Верите ли вы, что в марте прилетают грачи?( +)

Верите ли вы, что в мае выпадает снег?(+)

Верите ли вы, что в марте зацветает черёмуха?(-)

Верите ли вы, что соловьи поют песни в апреле?(-)

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика