Цели:

Организовать деятельность для расширения знаний учащихся о профессиях столяра и плотника.

Формировать навыки уважительного отношения к людям труда.

Задачи:

Познакомить с трудом плотников, их инструментами, секретами плотницкого мастерства.

Познакомить с украшениями русской избы.

Развивать качество коллективной работы, умение работать в группах.

Воспитывать уважение к труду плотника, чувство гордости за русских мастеров по дереву, за свою малую родину.

Ход урока

1. Подготовительный этап. Присоединение.

Мне приятно начать урок «Истоки». Я рада приветствовать вас. Видеть ваши заинтересованные взгляды, улыбки. Это вселяет в меня добрую надежду, что у нас всё получится. Желаю успехов!

2. Вводная беседа.

А) Какую тему мы изучаем с вами на уроках «Истоки»? (Труд земной)

С каким трудом людей мы уже познакомились?

(пахарь, ткачиха, говорили о разведение домашних животных)

Назовите современные названия этих профессий (агроном, портной, швея)

Б) Слушаем звуки и смотрим на иллюстрацию

(Звуки топора и пилы иллюстрация избы)

О чём вы подумали? Связаны звуки и иллюстрация? (да)

Каким образом? (пила и топор нужны при строительстве дома.)

Людям какой профессии это требуется? (строитель, плотник)

Правильно, молодцы!

Отгадайте загадку: «Кланяется, кланяется, придёт домой растянется» (топор)

Почему именно сегодня я загадала вам эту загадку? (Они используют этот инструмент в работе чаще других , это главное орудие труда для плотника)

3. Тема урока.

Назовите тему урока (мастера-плотники).

Значит цель урока какая будет? (узнать об их труде, об инструментах, которые они используют в работе, секретами плотницкого дела, с ещё одним трудом земным).

План работы

а) о профессии
б) деревянные постройки
в) профессия плотника в современной жизни

4. История.

В давние времена в крестьянских семьях плотницкому мастерству обучали мальчиков с раннего возраста. И осваивалось это мастерство, ребята, с топорища (учитель показывает топор). Первый экзамен, который сдавал подросток – смастерить топорище и насадить топор. Бралась сухая берёзовая плашка и начиналась работа. Не сразу получалось, иной несколько заготовок изведёт, прежде чем хорошее топорище сделает. А потом топор надо насадить, расклинить, чтобы не слетел, да осколком стекла топорище зачистить. Да наточить топор на мокром точиле.

Откроем учебник с.65 и познакомимся с трудом мастеров-плотников.

Что строили из дерева? Почему людям нравились деревянные дома?

Какой этап урока выполнили?

5. Просмотр видео.

Посмотрите видео (у автора) по острову Кижи (Карелия) и поразитесь красоте мастеров-плотников

(набор открыток от поездки)

В Вологодской области на Новый год, где были с вами? (Семёнково)

Видели постройки мастеров-плотников? Беседа об экскурсии.

А у нас в городе есть деревянные дома? Беседа.

В городе есть станкостроительный завод по переработке древесины ул. Залинейная

Какой этап урока завершён?

Игра.

Сейчас мы с вами поиграем, и заодно постараемся раскрыть секрет ремесла мастеров-плотников. Я буду перечислять качества, категории, а вы хлопните в ладоши, если услышите характеристику, которая подходит образу мастера– плотника.

Слова для выбора: трудолюбие, опыт, лень, ответственность, хитрость, доброта, злость, смекалка, зависть, хитрость, любовь.

После игры дети отвечают на вопросы:

Почему мастер не должен быть злым?

Что такое зависть и почему она не нужна мастеру?

Зачем плотнику нужна любовь?

Что он может любить в работе?

К чему относится с любовью?

– Вслушайтесь: доброта, любовь, красота. Значит, плотник трудится душой, как и любой другой мастер.

6. Работа в тетради.

Поработайте в парах и ответьте на вопросы с.15.(зелёный карандаш)

Время 5 минут потом проверка.

Легко было в паре работать? Быстро договорились?

Работа в четвёрках.

Вы уже знаете, что плотники работают не в одиночку, а трудятся группой, артелью. Каждая четвёрка – артель. В ней есть лидер – самый опытный плотник. Артель приглашается для строительства дома. Мастерам-плотникам необходимо собрать плотницкий инструмент.

Время – 7 минут. Экспертная оценка.

К чьему мнению вы прислушивались?

7. Итог урока.

– Сегодня мы познакомились с трудом плотников, их инструментами, секретами плотницкого мастерства, с трудом земным.

Детям предлагается ответить на вопросы:

Есть ли в вашем роду люди, связанные с плотницким мастерством?

(Раньше на Руси плотницкое дело было делом каждого. Основными умениями обладали все. Различались лишь уровнем мастерства: срубить избу мог почти каждый мужчина. Каких– то особых секретов здесь не таили. Но выстроить храм, терем, мельницу и сделать это на высоком художественном уровне могли немногие.

Какой этап урока завершён?

Ресурсный круг (в круге стоят дети центральной колонки, остальные слушают на месте)

Наши прадеды завещали нам строить свою жизнь без зла и вражды. Что для этого мы можем сделать? Как выполнить их завет?

Дети, передавая по кругу бумажный топор, высказываются: «Совершать добрые поступки, любить близких, помогать старшим и т.д.

Я благодарю вас за работу и желаю мира и согласия в ваших домах и в ваших душах.

Рефлексия (я узнал, я запомнил, мне интересно…)

Кому понравилась эта профессия, заинтересовала?

– Что новое сегодня для себя открыли?

...

Домашнее задание найти и объяснить пословицы о плотницком деле.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика