Тип урока: урок открытия новых знаний.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о синквейне как разновидности текста.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями сождания синквейна как способа характеристики персонажа.

Развивающая: развивать познавательный интерес; умение наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас; совершенствовать речеведческие умения: читать, понимать текст, выделять главное, сравнивать, доказывать на основе авторского текста.

Воспитательная: воспитывать умение строить отношения сотрудничества; осознание степени разнообразия и богатства русского языка, чувство восхищения его красотой, формировать ассоциативное мышление на основе эмоционально-экспрессивного восприятия произведения

 Формируемые УУД:

Предметные: Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы, синонимы для их характеристики. Подбирать к тексту произведения пословицы, отражающие его главную мысль.Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи выразительно. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять смысл отдельных выражений в содержании лирического произведения.

Метапредметные: Понимать учебную задачу и стремиться выполнить ее. Извлекать информацию из текста, структурировать её. Наблюдать за жизнью слова в лирическом произведении. Формулировать выводы на базе изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Коммуникативные: аргументировано высказывать свою точку зрения, проявлять уважение к мнению окружающих, сотрудничать при выполнении задания. Читать стихи в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, в парах, модель «1 компьютер – 1 ученик».

Средства обучения:

для учителя: медиа-проектор, компьютер с программным обеспечением «PowerPoint», «SmartNotebook»;

для учеников: учебник, тетрадь, карточка с дидактическими материалами, нетбук.

Ход урока

Содержание этапа    Деятельность учителя       Деятельность ученика    Форма ОПДУ

1. Организационный этап.

Игра « Я или не Я?»

Кто пришёл в класс подремать?

Кто пятёрки получать?

За окном ворон считать?

О конфетах помечтать?

Кто учить, запоминать?

А кто тайны открывать?

– Надеюсь, сегодня нам удастся в полной мере получить новые знания, запомнить их, а главное – совершить открытия!  Создаёт позитивный настрой                    фронтально

2. Актуализация знаний.

1. Прослушивание аудиозаписи «Эпизод из песни «Клён ты мой опавший…» на стихи С. Есенина

2. Чтение на карточках отрывка из стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»

– Узнали автора стихотворений, отрывки которых сейчас прозвучали? Посмотрите на портрет поэта (1 слайд: а) портрет; б) Сергей Есенин).

– Какие стихотворения С. Есенина нам знакомы? («Берёза», «Черёмуха», «Бабушкины сказки»)

– Прочтите строки этих стихотворений.

– Что вы знаете о С. Есенине? (Детство поэта прошло в селе Константиново, что близ города Рязань. Рос мальчик у бабушки с дедушкой. Бабушка рассказывала сказки, которые маленький Серёжа очень любил слушать. А если у сказки был плохой конец, он их переделывал на свой лад, но чтобы всё хорошо закончилось. Бабушка сумела предать Серёже всю прелесть народной устной и даже песенной речи. Свои стихи, когда вырос, писал, подражая частушкам).

– Да, свои стихи, когда вырос, С. Есенин писал, подражая произведениям устного народного творчества. Многие из его стихов стали любимыми песнями русского народа.          Воспроизводит аудиозапись

Контролирует чтение детей

Выслушивает, уточняет и дополняет высказывания детей

Демонстрирует портрет писателя      Прослушивают аудиозапись

Выразительно читают

Называют ФИО автора прозвучавших произведений.

Вспоминают и декламируют наизусть эпизоды из стихотворений С.А. Есенина.

Рассказывают сведения из биографии автора. Фронтально

 

В парах

3. Сообщение темы и цели.

1. Работа с нетбуками – интерактивная игра «Анаграмма» (зашифровано название стихотворения» (2 слайд:

Тема урока: стихотворение С.А. Есенина «Лебёдушка»

Задачи урока:

Познакомиться со стихотворением С. Есенина «Лебёдушка»

Дать характеристику главным героям этого произведения.

Понять главную мысль этого произведения.)   Контролирует выполнение заданий, помогает, направляет.

Помогает сформулировать тему и задачи урока.       Выполняют интерактивные задания, формулируют тему урока и задачи урока

          Модель «1 компьютер – 1 ученик»

4. Этап открытия новых знаний

I. Словарно-лексическая работа.

– Давайте подготовимся к чтению.

1. Чтение слов с делением по слогам и правильной постановкой ударения (3 слайд).

2. Работа с нетбуками – знакомство с лексическими значениями слов из стихотворения, вызывающих затруднение в понимании          Демонстрирует образец правильного чтения.

Контролирует выполнение заданий, помогает, направляет.

          Читают слова по слогам с правильной постановкой ударения

Соотносят слово, вызывающее затруднение в понимании, с лексическим значением или изображением.   Фронтально,

 

В парах

II. Знакомство с текстом произведения.

1. Чтение стихотворения.

А) учителем

Б) учениками (индивидуально, хором, по цепочке).

2. Углубление понимания прочитанного

– Опишите свои впечатления от прочитанного. Какие чувства испытали?

Работа с нетбуками – интерактивные игры «Мозаика» –собираем слова, заменяем синонимами, «Рассыпанное предложение» –восстанавливаем предложение, объясняем смысл).

3. Анализ содержания текста

– Какой жанр устного народного творчества напомнило вам стихотворение? (Народную песню или сказку).

– Найдём в произведении слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.

– Перечитаем начало стихотворения. Какую картину изображает поэт? Предвещало ли что-нибудь беду?

– Обратим внимание на литературные приёмы, помогающие Есенину описать красоту наступающего утра –…? (Эпитеты и сравнения).

– Как поэт относится к лебёдушке? Докажите эпизодами из текста.

– Что необычного в изображении лебёдушки?

– Как автору удаётся показать, что она была хорошей матерью?

– Перечитаем самый напряжённый момент стихотворения.

– Как вела себя лебёдушка во время смертельной опасности?

– Как думаете, почему С. Есенин так завершает стихотворение, ведь он не любил историй с плохим концом?  Демонстрирует образец правильного выразительного чтения.

Задаёт наводящие вопросы

Объясняет правила игры

 

 

Задаёт вопросы по содержанию текста и для осмысления его смысла      Учатся чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи выразительно. Читают произведение выразительно.

Наблюдают за жизнью слова в лирическом произведении Подбирают синонимы к данным словам.

Объясняют смысл отдельных выражений в содержании лирического произведения.

Выборочно читают эпизоды стихотворения для обоснования своей точки зрения.

Анализируют содержание текста, литературные приёмы, использованные автором

Фронтально

 

 

 

 

Модель «1 компьютер – 1 ученик»

 

 

 

 

Фронтально

III. Составление характеристики героя.

1. Создание ситуации затруднения.

– Кого вы назвали бы главным героем стихотворения С.А. Есенина?

– Предлагаю новый вид работы над созданием текста–характеристики героя.

– Узнайте, как он называется.

Работа с интерактивной доской – интерактивная игра «Зеркальное отражение» ( За буквами слова « Лебёдушка» скрывается слово «Синквейн»)

– Как вы думаете, что же такое « синквейн»?

– Давайте проверим ваши предположения.

2. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа с нетбуками – задание «Всплывающие подсказки»

– Синквейн родом из … французского языка ( 5 вдохновений, 5 удач)

– Синквейн – это … краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам.

Запомним эти особые правила…

– 1 строка – одно существительное (тема)

– 2 строка – два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём.

– 3 строка – три глагола, называющих действия, которые производит существительное.

– 4 строка – фраза (предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному.

– 5 строка – синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова).

– Рифма не нужна.

3. Первичное закрепление

– Используя данный алгоритм, составим синквейн:

1. Лебёдушка   Лебёдушка

2. Нежная. Заботливая.     Хрупкая. Храбрая.

3. Заботилась. Дозорила. Спасла.     Вырастила. Заботилась. Защитила.

4. Она любит детей до смерти.          В опасности думает о детях.

5. Мать.    Святая.

– Этот синквейн помогает нам представить характер героини.

 

Создаёт ситуацию затруднения

 

 

 

 

 

Побуждает к самостоятельному поиску информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает слова для справок.

Помогает в выборе лексического материала   

 

 

 

Выполняют задания на интерактивной доске

Высказывают предположения

 

 

Осуществляют поиск информации при помощи интерактивного ресурса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают слова для синквейна.

Высказывают предположения.

Анализируют ответы одноклассников.     

 

 

 

Фронтально

 

 

 

 

Модель «1 компьютер – 1 ученик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтально

5. Самостоятельная творческая работа.

-Мы говорили с вами, что стихотворение очень похоже на народную сказку. А во всякой сказке героя охарактеризовать помогает ещё и противопоставление. Добро становится ещё более привлекательным на фоне недоброго, злого. И в этом произведении Есенин не отказался от такого приёма.

– Что несёт в себе образ лебёдушки? (Добро, нежность, ласку, заботу).

– Кто олицетворяет противоположные качества? (Орёл).

– Составьте синквейн об этом герое, проведя сравнительную характеристику с лебёдушкой.

Орёл.

Могучий, Чёрный. (Сильный. Хищный) (Безжалостный. Злой)

Высматривал. Кинулся. Растерзал. (Погубил. Не пожалел. Уничтожил.)

Не знает жалости, сожаления. (Набив желудок, уничтожил красоту.)

Зло. Беда. (Угроза. Жестокость.)       

 

 

 

 

Предлагает слова для справок.

Помогает в выборе лексического материала   

 

 

 

 

Самостоятельно подбирают лексический материал.

Создают текст. 

 

 

 

 

индивидуально

6. Презентация работ учащихся.

– Прочитайте свои работы.

– Выскажите мнение, чью работу можно считать удачной и почему. Какие недостатки увидели?                  Представляют свои работы.

Анализируют достоинства и неудачи в работах одноклассников.

Осуществляют самооценку.       фронтально

7. Итог урока.                        

– Как охарактеризуете своё настроение в конце урока?

– Чем оно вызвано?

Оцените работу на уроке:

– Достигли ли мы цели урока?

– В чём это выражается, на ваш взгляд?

– Что нового узнали на уроке?

– Что выполняли с лёгкостью?

– Что осталось непонятным?

– Что было самым интересным?        Предлагает критерии для оценки работы Аргументированно высказывают своё мнение.

Оценивают свои достижения.

Делают выводы о проделанной работе.  

8. Домашнее задание.                           

– Проведём параллель с недавно прочитанными произведениями: кого вам напомнила Лебёдушка?

– Чем схожи эти персонажи?

– Дома составьте синквейн о героях прочитанных произведений, которые вам запомнились своей самоотверженностью. (Опирайтесь на памятку)  Задаёт наводящие вопросы.

 

Демонстрирует памятку для выполнения Д/з   Высказывают и обосновывают своё мнение      фронтально

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о синквейне как разновидности текста.

Задачи урока:

Образовательная : познакомить учащихся с особенностями сождания синквейна как способа характеристики персонажа.

Развивающая: развивать познавательный интерес; умение наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас; совершенствовать речеведческие умения: читать, понимать текст, выделять главное, сравнивать, доказывать на основе авторского текста.

Воспитательная: воспитывать умение строить отношения сотрудничества; осознание степени разнообразия и богатства русского языка, чувство восхищения его красотой, формировать ассоциативное мышление на основе эмоционально-экспрессивного восприятия произведения

 Формируемые УУД:

Предметные: Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы, синонимы для их характеристики. Подбирать к тексту произведения пословицы, отражающие его главную мысль.Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи выразительно. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять смысл отдельных выражений в содержании лирического произведения.

Метапредметные: Понимать учебную задачу и стремиться выполнить ее. Извлекать информацию из текста, структурировать её. Наблюдать за жизнью слова в лирическом произведении. Формулировать выводы на базе изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Коммуникативные: аргументировано высказывать свою точку зрения, проявлять уважение к мнению окружающих, сотрудничать при выполнении задания. Читать стихи в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, в парах, модель «1 компьютер – 1 ученик».

Средства обучения:

для учителя: медиа-проектор, компьютер с программным обеспечением «PowerPoint», «SmartNotebook»;

для учеников: учебник, тетрадь, карточка с дидактическими материалами, нетбук.

Ход урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма ОПДУ

1. Организационный этап. 

Игра « Я или не Я?»

Кто пришёл в класс подремать?
Кто пятёрки получать?
За окном ворон считать?
О конфетах помечтать?
Кто учить, запоминать?
А кто тайны открывать?

Надеюсь, сегодня нам удастся в полной мере получить новые знания, запомнить их, а главное – совершить открытия!

Создаёт позитивный настрой

 

фронтально

2. Актуализация знаний.

1. Прослушивание аудиозаписи «Эпизод из песни «Клён ты мой опавший…» на стихи С. Есенина

2. Чтение на карточках отрывка из стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»

– Узнали автора стихотворений, отрывки которых сейчас прозвучали? Посмотрите на портрет поэта (1 слайд: а) портрет; б) Сергей Есенин).

– Какие стихотворения С. Есенина нам знакомы? («Берёза», «Черёмуха», «Бабушкины сказки»)

Прочтите строки этих стихотворений.

– Что вы знаете о С. Есенине? (Детство поэта прошло в селе Константиново, что близ города Рязань. Рос мальчик у бабушки с дедушкой. Бабушка рассказывала сказки, которые маленький Серёжа очень любил слушать. А если у сказки был плохой конец, он их переделывал на свой лад, но чтобы всё хорошо закончилось. Бабушка сумела предать Серёже всю прелесть народной устной и даже песенной речи. Свои стихи, когда вырос, писал, подражая частушкам).

Да, свои стихи, когда вырос, С. Есенин писал, подражая произведениям устного народного творчества. Многие из его стихов стали любимыми песнями русского народа.

Воспроизводит аудиозапись

Контролирует чтение детей

Выслушивает, уточняет и дополняет высказывания детей

Демонстрирует портрет писателя

Прослушивают аудиозапись

Выразительно читают

Называют ФИО автора прозвучавших произведений.

Вспоминают и декламируют наизусть эпизоды из стихотворений С.А. Есенина.

Рассказывают сведения из биографии автора.

Фронтально

 

В парах

3. Сообщение темы и цели.

1. Работа с нетбуками – интерактивная игра «Анаграмма» (зашифровано название стихотворения» (2 слайд:

Тема урока: стихотворение С.А. Есенина «Лебёдушка» 

Задачи урока:

Познакомиться со стихотворением С. Есенина «Лебёдушка»

Дать характеристику главным героям этого произведения.

Понять главную мысль этого произведения.)

Контролирует выполнение заданий, помогает, направляет.

Помогает сформулировать тему и задачи урока.

Выполняют интерактивные задания, формулируют тему урока и задачи урока

 

Модель «1 компьютер – 1 ученик»

4. Этап открытия новых знаний

I. Словарно-лексическая работа.

Давайте подготовимся к чтению.

1. Чтение слов с делением по слогам и правильной постановкой ударения (3 слайд).

2. Работа с нетбуками – знакомство с лексическими значениями слов из стихотворения, вызывающих затруднение в понимании

Демонстрирует образец правильного чтения.

Контролирует выполнение заданий, помогает, направляет.

 

Читают слова по слогам с правильной постановкой ударения

Соотносят слово, вызывающее затруднение в понимании, с лексическим значением или изображением.

Фронтально,

 

В парах

II. Знакомство с текстом произведения.

1. Чтение стихотворения.

А) учителем

Б) учениками (индивидуально, хором, по цепочке).

2. Углубление понимания прочитанного

– Опишите свои впечатления от прочитанного. Какие чувства испытали?

Работа с нетбуками – интерактивные игры «Мозаика» –собираем слова, заменяем синонимами, «Рассыпанное предложение» –восстанавливаем предложение, объясняем смысл).

3. Анализ содержания текста

Какой жанр устного народного творчества напомнило вам стихотворение? (Народную песню или сказку).

– Найдём в произведении слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.

– Перечитаем начало стихотворения. Какую картину изображает поэт? Предвещало ли что-нибудь беду?

– Обратим внимание на литературные приёмы, помогающие Есенину описать красоту наступающего утра –…? (Эпитеты и сравнения).

– Как поэт относится к лебёдушке? Докажите эпизодами из текста.

– Что необычного в изображении лебёдушки?

– Как автору удаётся показать, что она была хорошей матерью?

– Перечитаем самый напряжённый момент стихотворения.

– Как вела себя лебёдушка во время смертельной опасности?

– Как думаете, почему С. Есенин так завершает стихотворение, ведь он не любил историй с плохим концом?

Демонстрирует образец правильного выразительного чтения.

Задаёт наводящие вопросы

Объясняет правила игры

 

 

 

 

 

 

Задаёт вопросы по содержанию текста и для осмысления его смысла

Учатся чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи выразительно. Читают произведение выразительно.

Наблюдают за жизнью слова в лирическом произведении Подбирают синонимы к данным словам.

Объясняют смысл отдельных выражений в содержании лирического произведения.

Выборочно читают эпизоды стихотворения для обоснования своей точки зрения.

Анализируют содержание текста, литературные приёмы, использованные автором

 

Фронтально

 

 

 

 

Модель «1 компьютер – 1 ученик»

 

 

 

 

Фронтально

III. Составление характеристики героя.

1. Создание ситуации затруднения.

Кого вы назвали бы главным героем стихотворения С.А. Есенина?

– Предлагаю новый вид работы над созданием текста–характеристики героя.

– Узнайте, как он называется.

Работа с интерактивной доской – интерактивная игра «Зеркальное отражение» ( За буквами слова « Лебёдушка» скрывается слово «Синквейн»)

Как вы думаете, что же такое « синквейн»?

– Давайте проверим ваши предположения. 

2. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа с нетбуками – задание «Всплывающие подсказки»

Синквейн родом из … французского языка ( 5 вдохновений, 5 удач)

Синквейн – это … краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам.

Запомним эти особые правила…

1 строка – одно существительное (тема)

– 2 строка – два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём.

– 3 строка – три глагола, называющих действия, которые производит существительное.

– 4 строка – фраза (предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному.

– 5 строка – синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова).

– Рифма не нужна.

3. Первичное закрепление

– Используя данный алгоритм, составим синквейн:

1. Лебёдушка

Лебёдушка

2. Нежная. Заботливая.

Хрупкая. Храбрая.

3. Заботилась. Дозорила. Спасла.

Вырастила. Заботилась. Защитила.

4. Она любит детей до смерти.

В опасности думает о детях.

5. Мать.

Святая.

– Этот синквейн помогает нам представить характер героини.

 

 

Создаёт ситуацию затруднения

 

 

 

 

 

Побуждает к самостоятельному поиску информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает слова для справок.

Помогает в выборе лексического материала

 

 

 

 

Выполняют задания на интерактивной доске

Высказывают предположения

 

 

Осуществляют поиск информации при помощи интерактивного ресурса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают слова для синквейна.

Высказывают предположения.

Анализируют ответы одноклассников.

 

 

 

 

Фронтально

 

 

 

 

Модель «1 компьютер – 1 ученик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтально

5. Самостоятельная творческая работа.

-Мы говорили с вами, что стихотворение очень похоже на народную сказку. А во всякой сказке героя охарактеризовать помогает ещё и противопоставление. Добро становится ещё более привлекательным на фоне недоброго, злого. И в этом произведении Есенин не отказался от такого приёма.

– Что несёт в себе образ лебёдушки? (Добро, нежность, ласку, заботу).

– Кто олицетворяет противоположные качества? (Орёл).

Составьте синквейн об этом герое, проведя сравнительную характеристику с лебёдушкой.

Орёл.

Могучий, Чёрный. (Сильный. Хищный) (Безжалостный. Злой)

Высматривал. Кинулся. Растерзал. (Погубил. Не пожалел. Уничтожил.)

Не знает жалости, сожаления. (Набив желудок, уничтожил красоту.)

Зло. Беда. (Угроза. Жестокость.)

 

 

 

 

 

Предлагает слова для справок.

Помогает в выборе лексического материала

 

 

 

 

 

Самостоятельно подбирают лексический материал.

Создают текст.

 

 

 

 

 

индивидуально

6. Презентация работ учащихся.

– Прочитайте свои работы.

– Выскажите мнение, чью работу можно считать удачной и почему. Какие недостатки увидели?

 

Представляют свои работы.

Анализируют достоинства и неудачи в работах одноклассников.

Осуществляют самооценку.

фронтально

7. Итог урока.

 

 

 

– Как охарактеризуете своё настроение в конце урока?

– Чем оно вызвано?

Оцените работу на уроке:

– Достигли ли мы цели урока?

– В чём это выражается, на ваш взгляд?

– Что нового узнали на уроке?

– Что выполняли с лёгкостью?

– Что осталось непонятным?

– Что было самым интересным?

Предлагает критерии для оценки работы

Аргументированно высказывают своё мнение.

Оценивают свои достижения.

Делают выводы о проделанной работе.

 

8. Домашнее задание.

 

 

 

– Проведём параллель с недавно прочитанными произведениями: кого вам напомнила Лебёдушка?

– Чем схожи эти персонажи?

– Дома составьте синквейн о героях прочитанных произведений, которые вам запомнились своей самоотверженностью. (Опирайтесь на памятку)

Задаёт наводящие вопросы.

Демонстрирует памятку для выполнения Д/з

Высказывают и обосновывают своё мнение

фронтально

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru