Задачи: на примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд; сформировать понятия “прилежный”, “старательный” как синонимы, дать положительную оценку данным качествам; воспитывать трудолюбие и терпение, целеустремлённость, уважение к труду, людям труда.

Оборудование: пословицы о труде, портреты героев, тексты с произведениями, презентация, фонограммы, вещи для сценок.

Ход мероприятия

Слайд

Этап урока

1

1. Орг. момент. Приветствие гостей. Дети разделены на 4 группы.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На уроке сопутствует успех!
Поприветствуем гостей –
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелаем нам удачи
И успешности в придачу!

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте обернёмся к нашим уважаемым гостям и поприветствуем их улыбкой.

2

 

3

2. Игра “ Рыбалка”. Рыбу ловят по очереди 8 мальчиков – по 2 от группы. (2 удочки, 2 ведёрка, 8 рыбок). Поймали рыбку - получили слово на карточке.

Сбор пословицы “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”.

- О чём пойдёт сегодня речь? (Ответы детей.)

4

3. Беседа.

- Как вы понимаете слово труд? Что такое труд? (Ответы детей.)

Учитель. У каждого человека есть врожденная потребность в действии, активности, и эта активность должна быть трудовой, приносить пользу людям.

Труд - это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии.

- Какого человека называют трудолюбивым? (Трудолюбивый - любящий трудиться.) Кого называют тружеником? (Труженик – тот, кто трудится.)

5

4. Анализ художественного произведения.

Посмотрите на слайд. К какой сказке иллюстрация? (Сказка Л.Н.Толстого “Две лягушки”.)

Попали две лягушки в кувшин с молоком.

Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула.

А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось, что она сбила молоко в масло. Так и выбралась.

- Благодаря чему лягушке удалось выбраться? (Терпению и труду.)

 

5. Трудолюбие – достоинство человека.

Учитель: К сожалению, сегодня с экранов то и дело слышится: “Выиграй миллион!”, “Как стать миллионером?”, то есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с голубой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о своём желании. Увы, это ничего не имеет общего с настоящей жизнью.

Только трудом и терпением человек может достичь желаемого результата. В этом вы сами, наверное, не раз убеждались.

6

Рассказы детей.

1) Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми.

Александр Васильевич Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым и великим полководцем. “Тяжело в учении - легко в бою!” - его знаменитые слова, ставшие поговоркой.

2) 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова исполнилось в ноябре 20011 года. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен.

А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой (семгой).

3) Пешком до самой Москвы – учиться! Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения:

4) Запись из личного дневника Ломоносова: “Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван в лет двадцать пришёл латыни учиться!”

Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса.

7

Учитель: А надо ли учиться? Почему? ( Ответы детей)

Учитель: Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите?

Со временем труд должен стать привычкой, к которой быстро привыкаешь.

8

6. Работа с Толковым словарём С. И. Ожегова.

Старательный - делающий что- либо хорошо и добросовестно;

прилежный – отличающийся усердием в труде, учении.

- Каким вы представляете себе прилежного, старательного человека? Опишите его. (Ответы детей).

- Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся.

- Что это значит? (Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил радость).

9

7. Трудиться должны все – взрослые и дети. Обратимся к стихотворению Сергея Васильевича Погореловского “Попробуй волшебником стать”, в котором описываются обязанности детей.

Девочка.

Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.

Мальчик.

На клумбе – цветок,
Его листья повисли,
Грустит он...
О чём?
Угадай его мысли.
Он хочет напиться...
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.

Девочка.

Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать её думы,
Заботы,
“Вернусь – хорошо бы пошить,
Почитать,
Да надо уборкой заняться
Опять”.

Мальчик.

Тут ты совершаешь
Весёлое чудо.
Ковёр засверкал,
Просияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись
Домой,
Да это как в сказке,
Волшебник ты мой!

10

8. Песня “Всегда найдётся дело для умелых рук”, (муз. А.Александрова, сл. М.Ивенсена).

11

9. Учитель. А вот о девочке Лене этого сказать нельзя. Она не любит трудиться, помогать маме. Итак, стихотворение “Про Лену” (по Н.Садовому).

Автор. Мама дочке говорила:

Мама.

Скоро сварится обед.
В магазин бы ты сходила, –
Видишь, хлеба дома нет.

Лена

Не могу,
У меня болит колено.

Мама.

Значит, плохо наше дело,
И давно болит?

Лена. Давно...

Мама.

Очень жаль,
А я хотела
Взять тебя с собой в кино.

Лена (покраснев). Кажется, прошло колено!

Учитель. Вот так помощница. Не только ленивая, но ещё и лгунья. Думаю, что среди нас таких нет.

Дети. Конечно, нет!

Учитель. Ну, вот и хорошо!

12

10. Басня “Стрекоза и Муравей на новый лад”

Попрыгунья Стрекоза
Вечер весь кино смотрела,
Оглянуться не успела-
Закрываются глаза.
На удобной, на кроватке,
Стрекозе сон снится сладкий,
Будто все её тетрадки
В идеальнейшем порядке.
Утром надо просыпаться,
Снова в школу отправляться.
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она.
- Не оставь меня, кум милый,
Мне учиться – нету силы.
В общем, я хочу сказать:
Дай домашнюю списать.
- Кумушка, мне странно это.
Ну, скажи мне по секрету,
Что ты делала вчера?
- Отдыхала до утра!
Я на улице гуляла,
Дома пела да плясала,
Поиграть ещё успела,
Полежала да поела,
Посмотрела “Ералаш”...
Ты списать когда мне дашь?
Иль тебе тетрадки жалко?
- Ну, ты, Стрекоза, нахалка!
- Знаю, дедушка Крылов
Обожает муравьёв.
Нас же, бедных стрекозей,
Не считает за людей.
(Стрекозей иль стрекозят -
Как там верно говорят?)
- Да, мне крупно повезло,
Что не стал я стрекозлом.
Получить образованье
Невозможно без старанья.
Мораль сей басни ты усвой:
Учись, не будь ты стрекозой!

13

11. Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него в жизни всё чётко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, на неделю. Когда человек придерживается в жизни определённого режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.

Сергей Баруздин написал стихотворение “О человеке и его часах”.

Ведут часы секундам счёт,
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по 10 раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать и за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
“Хороший был денёк!”

Учитель. Часто слышишь от людей: “ Я ничего не успеваю делать!”. Таких людей, как правило, удача не посещает. Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей)

Есть очень хорошая пословица: “Кто рано встаёт, тому Бог подаёт”. Можно её посоветовать тем, кто ничего не успевает.

14

12. Физминутка. Песня “Умелые руки” (муз. Г.Булякова, сл. В.Волжанина).

15

13. Учитель. Человек счастлив в труде. Его труд радует и других. А с лентяями надо бороться. Вот так и было однажды. Посмотрим сказочную сценку “Лень, Работа, Федот и Пол-Федота”.

Учитель. Эту сказку написал поэт Георгий Афанасьевич Ладонщиков.

Чему учит эта сказка?

16

14. Учитель. Не сразу человек может выполнить большую и сложную работу. Надо начинать с малого. Например, содержать в порядке свои вещи, уметь ухаживать за своей внешностью, одеждой. Поэт Олег Бедарев написал стихотворение об одной девочке “Вот какая я!”.

Мама.

Чья это ложка валяется
В глиняном блюдце
У кошки?

Девочка. Моя.

Мама.

Чья это книжка лежит
Под столом без обложки?

Девочка. Моя.

Мама. Пуговка чья закатилась
Ко мне под кровать?

Девочка. Моя.

Мама.

Чья это грязная кукла,
Такая, что трудно узнать?

Девочка. Моя.

Мама.

Чья там тетрадка
Лежит на окошке
Забытая?

Девочка. Моя.

(Девочка смотрится в зеркало.)

Мама.

Что за девчонка
Из зеркала хмуро глядит
Неумытая?

Девочка.

Ой!
Кажется, я!
Вымою ложку,
Книжку в обложку,
Тетрадку – на полку.
В руки иголку: (пришивает пуговицу)
Пуговка пришита. (Умывает куклу.)
Кукла умыта.
В зеркало гляну я (смотрится в зеркало):
Личико румяное.
Вещь никакая не брошена.
Вот я какая хорошая.

Учитель: Какие выводы мы сделаем?

17

15. Песня “Милая мама”.

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

16. Посмотрите, как лентяй выглядит некрасиво. (Рассматривают иллюстрацию.)

- А теперь послушайте сказку Василия Сухомлинского “Лентяй и Солнце”. (Рассказывает подготовленный ученик.)

- Солнышко, передвинься, пожалуйста, немножко в сторону, мне жарко.

Солнце рассмеялось:

- Разве мыслимое это дело, чтобы солнце передвигалось, куда Лентяю захочется?

Лентяй рассердился и закричал:

- Значит, не хочешь передвинуться?

- Не хочу! – ответило Солнце.

- Ах, так?! – сказал Лентяй. – Тогда я назло тебе буду лежать здесь.

Обсуждение.

- Что случится с лентяем, если он будет долго лежать на солнышке?

- Кого лентяй накажет?

Слайд на презентации. Какая пословица больше всего подходит к данной сказке? (Без труда жить – только небо коптить).

 

17. Послушаем стихотворение о труде.

Ничто, никогда не входит само.
Само не приходит и на дом письмо,
Само не способно смолоться зерно;
Само стать костюмом не сможет сукно;
Само не умеет свариться варенье,
Само не напишется стихотворение.
Мы делать все это обязаны сами –
Своей головой и своими руками.

20

18. Сценка “Кем хотите стать вы, дети?” (Подготовленные дети рассказывают одноимённое стихотворение Л. Олиферовой”).

Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!

1. Я хочу шофёром быть,
Грузы разные возить.

2.Я мечтаю о балете. 
Лучше нет его на свете.

3. Я хочу врачом стать классным, 
Буду всех лечить лекарством 
Очень вкусным, как конфета. 
Съел его - болезней нету!

4.В красках я души не чаю. 
Стать художником мечтаю. 
Закажите мне портрет. 
Справлюсь я, сомнений нет!

5. Вы со мной, друзья, не спорьте, 
Я хочу стать первым в спорте. 
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"!

6. Я хочу стать пианисткой. 
Замечательной артисткой. 
Музыка со мною с детства, 
Я люблю её всем сердцем.

7. Я мечтаю стать скорей 
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть, 
Дни рожденья отмечать.

8. Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!

Заключительный стих:
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем!

21

19. Рассказы детей о профессиях родителей.

22

20. Рефлексия. Продолжите фразу: “Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что...”

23

21. Песня “Рыбка из пруда”.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика