Цель урока: обобщить знания о тексте.

Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач.

Задачи урока:

Предметные:

развивать и совершенствовать умения определять тему текста, его основную мысль и главное переживание автора;

обобщить все сведения о законченном тексте;

систематизировать знания о тексте, его признаках.

Метапредметные:

понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

планировать действия для решения учебной задачи;

развивать умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

оценивать результаты деятельности, вносить изменения

Личностные:

Создать условия для доброжелательного отношения детей друг к другу, самостоятельности;

умение объективно контролировать и оценивать как свои действия, так и действия своих одноклассников.

Вид урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование:

Система голосования mimio vote24.

Пакет для самостоятельной работы в группах по теме урока.

Презентация по теме урока.

Словари: толковый, словарь пословиц и поговорок.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

План урока:

Организационный момент

Определение темы урока

Проверка и контроль знаний

Групповая работа

Игра «Суд жизни»

Рефлексия

Ход урока

1. Орг. момент.

Стихотворение Г. Ладонщикова

Села пчёлка на цветок,
Опустила хоботок,
Подлетает к ней комар:
– Что ты ищешь там?
– Нектар.
А тебе не надоело?
Не наскучило искать?
– Нет!
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!

– Нам сегодня тоже не будет скучно. Нам предстоит очень интересная работа.

2. Определение темы урока.

– Прочитайте про себя и скажите, что это?

– Да. Это тексты. Какие это тексты? (поэтич. и прозаич.)

– О чем наш урок?

3. Проверка знаний.

– А что вы знаете о тексте, я проверю с помощью теста. Приготовьтесь к голосованию. Регистрируемся. Отвечаем на вопросы.

Тест: 1.

Текст – это…
а) несколько предложений, связанных по смыслу;
б) несколько слов, связанных по смыслу;
в) несколько предложений.

Тема текста– это…
а) то, о чем автор хочет сказать;
б) то, о чем автор пишет;
в) это выраженное в тексте отношение автора к тому, о чем он пишет.

Основная мысль текста – это:
а) то, что смог пересказать ученик;
б) то, что хотел сказать автор;
в)то, что говорит главный герой в тексте.

Главное переживание автора – это…
а) то, о чем автор хочет сказать;
б) то, о чем автор пишет;
в) это выраженное в тексте отношение автора к тому, о чем он пишет.

Структура текста –
а) начало, развитие действия, концовка;
б) начало, концовка;
в) заголовок, концовка.

Подведем итог. % выполнения теста по классу. Индивидуальный результат. Посмотрите на количество правильных ответов и оцените свою работу. Отметку поставьте в свой листок достижений.

4. Практикум.

А теперь вам предстоит применить свои знания на практике и самостоятельно проанализировать тексты. Работать вы будете в группах. У вас на столах лежат конверты с текстом и заданиями. Повторите правила работы в группе, выберите главного.

1гр. – Л. Толстой «Два товарища»

2 гр. – В. Осеева «Синие листья»

3 гр. – В. Драгунский «Друзья познаются в беде»

4 гр. – А. Митта «Шар в окошке»

5 гр. – С. Маршак «Друзья– товарищи»

5. Отчет групп по плану:

Автор произведения

Название произведения

Определи тему текста

Кратко расскажи о чём он.

Определи основную мысль текста

Определи главное переживание текста

Вывод:

– О чем эти рассказы?

– Можем мы их объединить? (они о дружбе)

6. Работа с понятием «дружба».

– Что такое дружба? Как вы поняли?

– Где узнать точное определение слова «Дружба»?

– Кто готов зачитать значение этого слова в толковом словаре?

6. Игра «Суд жизни»

– Мы сегодня познакомились с разными произведениями. И узнали, что одним дружба приносит положительные эмоции, а другим отрицательные.

-Дружба– это хорошо или плохо?

– Предлагаю разобраться. А поможет нам в этом игра «Суд жизни».

– На суд вызывается ДРУЖБА. Я предлагаю сыграть эту роль ….

– 1 и 2 группе я предлагаю стать обвинителями дружбы.

– 3, 4 и 5 группе – стать её адвокатами, защитниками.

– Старосты групп ненадолго становятся магистрами права и надевают соответствующий головной убор.

– Нашим гостям я предлагаю стать присяжными – заседателями.

– Обе стороны прошу приводить доказательства, основываясь на прочитанных произведениях.

– Итак, слово предоставляется стороне обвинения . (Дети: – Я считаю, что дружба не нужна, потому что в нашем произведении…)

– Есть ли у стороны обвинения доказательства того, что дружба не нужна? Есть ли свидетели? (дети могут приводить примеры из личного опыта, пословицы)

Слово предоставляется стороне защиты . . (Дети: – Я считаю, что дружба нужна, потому что в нашем произведении…)

– Есть ли у стороны защиты доказательства того, что дружба нужна? – Есть ли свидетели? (дети могут приводить примеры из личного опыта, пословицы)

Итак, обе стороны привели свои доказательства.

Последнее слово предоставляется ДРУЖБЕ.

– Как ты считаешь, ты нужна?

– Все доводы выслушаны.

– А теперь я предлагаю присяжным принять решение и проголосовать. Регистрация присяжных. Голосование.

– Как проголосовали присяжные?

– Как быть с отрицательными моментами дружбы?

– Дружба может быть хорошей или плохой?

– Дружба сама по себе не может быть хорошей или плохой, все зависит от человека, умеет он дружить или нет.

– Итак, решение – ДРУЖБА нужна!

7. Ниточка дружбы. Рефлексия.

– А насколько мы дружны, сейчас проверим с помощью клубка Дружбы.

– Держи ниточку, а клубок передай тому, с кем у тебя завязалась дружба со словами: «Спасибо, что ты мой друг».

– А у …… не завязалась дружба, кто готов протянуть ему ниточку дружбы?

– Посмотрите, какая дружба нас всех связала.

Поднимите руки вверх те, кому понравился урок, и кому было интересно.

– Посмотрите на своего друга и дома напишите рассказ о том, как у вас завязалась дружба или нарисуйте его портрет.

– Скажите, а дружить умеют только люди?

– А пока переменка я предлагаю посмотреть клип о дружбе животных и спеть песню.

Текст 1 группы

Лев Толстой «Два товарища» Басня

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:
– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Текст 2 группы

Валентина Осеева «Синие листья»

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожненько, – говорит Лена. – Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
– Ну, что ж ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зелёного нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
– Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.

Текст 3 группы

Виктор Драгунский «Друзья познаются в беде»

Это было в моем детстве. Мне было тогда 13 лет. Было жаркое лето. И вот однажды мы пошли с друзьями на озеро, нам захотелось искупаться. Мы все уже умели хорошо плавать. Мы прыгнули в воду все вместе. Мы плыли не оборачиваясь, доплыв до лодки одной, на ней сидел рыбак, мы увидели, что Васи нет. Мы очень испугались. И услышали, что кто-то кричит, пытается кричать. Мы огляделись по сторонам, и увидели, что он тонет. Я поплыл к нему, что есть мочи. Я спас его. Когда мы вышли на берег, он был очень испуган. Чуть позже я спросил у него: "как ты мог утонуть? Ты же лучше всех нас плаваешь". Он ответил: "я зацепился за палку". Друзья познаются в беде.

Текст 4 группы

Александр Митта «Шар в окошке»

Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придёт. Нельзя, заразиться могут.
Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лёжа! Только небо. Редко когда самолёт пролетит, да и то только слышно бывает, а не видно.
И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дёргаться. Вверх – вниз, вверх – вниз. Что такое? Не поймёт Коля.
Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо. Кажется, пустяк – шарик в окошке, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за верёвочку дёргает.
А рядом, наверное, Катя стоит и смеётся. И все ребята, наверное, стоят, советы дают.
Хорошо, когда о тебе друзья помнят!

Текст 5 группы

Самуил Маршак «Друзья-товарищи».

День стоял весёлый
Раннею весной.
Шли мы после школы —
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, —
Шли куда попало
В первый тёплый день.
Шли куда попало —
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались —
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять!

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru