Цели:

Литература. Формирования высокой познавательной мотивации учения, культуры общения. При помощи народных произведений помочь детям понять и увидеть жизнь людей в древней Руси. Через игру способствовать приобретению навыков самостоятельного осмысления культурологического материала. Помочь увидеть переход одного вида искусства в другой, связь различных видов искусств.

ИЗО. Формирование у детей своего личного отношения к народному искусству, понимание древних корней этого искусства.

Хореография. Помочь детям передать при помощи танца свое видение той или иной стихии.

Музыка. Научить детей слышать музыку, представлять музыкальные картины, передавать через звучание чувства, эмоции.

Народная культура. Создание условий для воспитания у детей уважения к традициям, истории и культуре русского народа, равно как и к культурному наследию всего человечества.

ОБОРУДОВАНИЕ: Рисунки детей, мультимедийный проектор, костюмы, музыкальные инструменты, игрушки, выставка деревянных игрушек, оформление сцены в деревенском стиле.

Сегодня мы представим вам урок, на котором ребята покажут вам отрывок из жизни детей в русской деревне. И так, мы начинаем.

Раннее утро в деревне, все просыпается.

(мультимедийный проектор, фонограмма утра, музыкальное произведение на фортепиано).

Вот и день настал в нашей деревне, ребятишки, как семечки высыпали на улицу. Посмотрим, чем они занимаются.

(потешки, игра в куклы, демонстрация картин)

Паучок, паучок, хвать Дашу за бочок.
Лягушка, лягушка, хвать Дашу за ушко.
Олени, олени, хвать Дашу за колени.
Песик, песик, хвать Дашу ха носик.
Бегемот, бегемот, хвать Дашу ха живот.
Оса, оса, хвать Дашу за волоса.
Кузнечики, кузнечики, хвать Дашу за плечики.

Ножки, мои ноженьки, бегите по дороженьке.
Прибежите во лесок, под малиновый кусток.
Буду я малинку рвать, землянику собирать.
Буду деток я кормить, им варение варить.

Наша Алена маленька, на ней шубка аленька.
А на ногах сапожки, не замерзнут ножки.

- А что они делают?

- Вспоминают, как мама их учила ходить, одеваться, да развлекала, чтобы не плакали.

- Я тоже потешки знаю, мне мама рассказывала.

Котя, котенька, коток, у тебя серенький хвосток,
Лапки полосаты, а усы усаты.
Ты меня не обижай, лучше ты со мной сыграй.

- А моя мама с моей сестренкой так играет:

У нашей Машеньки ноженьки маленьки,
Ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп.
Птичка прилетела, Маше песенку запела.
Птичка “Гули-гули”, Маша – “Ули-ули”.

- И я потешки знаю!

Ладушки, ладушки, поехали мы к бабушке.
Испекли оладушки, на окно поставили,
Остывать заставили.
Немного погодим, всем оладушек дадим.

- Ладно, ребята, хватит сидеть. Давайте поиграем в “Дедушку Егора”.

- А чтобы не ругаться, давайте-ка считаться.

(дети встают в круг, русская - народная игра “Дедушка Егор”, мультимедийный проектор.)

- Я считалку знаю:

Раз, два, три, четыре, пять, вышла девочка гулять.
А за ней бежит собака, за собакою котята,
За котятами утята, а за ними спешит слон,
Ты поверил? Выйди вон.
(фольклорная игра)

Как у дедушки Егора было семеро детей,
Они пили, они ели, и на дедушку глядели,
И все делали вот так. Как?
Пяточка, носочек, раз, два, три,
Пяточка, носочек – повтори. (3 раза)

- Теперь я считаю:

Мы хотели поиграть, получилась цифра пять.
Вдруг ворона прилетела, и тебе водить велела.

Как у дедушки Егора было семеро детей,
Они пили, они ели, и на дедушку глядели,
И все делали вот так. Как?
Покружились, повертели,
Полетели, полетели. (3 раза)

- А вот моя считалка:

Раз, два, три, четыре, пять. Собрались, давай играть.
Чтобы было веселей, приглашай своих друзей.
Смелого Егора, Сильного Антона,
Хохотушку Соню, вредину Алену.
Ну а тот, кто пошустрей, поводи среди друзей.

Как у дедушки Егора было семеро детей,
Они пили, они ели, и на дедушку глядели,
И все делали вот так. Как?

Поглядим мы друг на друга
И попрыгаем немного.

- Ох, устали, давайте отдохнем, да поговорим.

- А о чем говорить-то будем?

- Давайте соревноваться. Кто скороговорку повторит правильно да быстро. Слушайте.

Прилетела тараторка, тараторит тараторка,
Тараторит тараторка, быстро - быстро говорит,
Тара-ра, тара-ра с вечера и до утра.

- Я знаю одну хорошую скороговорку. Попробуйте повторить.

Шла ежиха на лужок, а за ней летел жучок.
Ежиха на лужонке встретила ежонка. (картинка)

- Нет, такую не повторить.

- А может нам гости помогут (игра с гостями)

- А мою скороговорку повторите?

У пеньков опять пять опят. (картинка)

- Молодцы! А мою повторить сможете?

Сороки сорочатам сорочки строчат. (картинка)

- Ребята, а давайте споем скороговорку все вместе. Это так здорово!

(фольклор, картинка)

Утром присев на зеленом пригорке, учат вороны скороговорки...

(входит дедушка, кашляет)

- Смотрите, ребята, дедушка пришел. Сейчас интересно будет.

- Дедушка посиди с нами, да скороговорки поговори.

- Что вы, старый я совсем, зубов нет, язык не слушается. Где уж мне за вами пострелами поспеть!

- Тогда расскажи что-нибудь! (картинка)

Мой друг Ермошка ехал на гармошке,
Поскакал немножко, пересел на ложку.
Ложка сломалась, гармошка потерялась.
Ермошка сел на скалку, взял большую палку,
Едет погоняет, песни распевает.

- Нет, такого не бывает!

- Бывает, бывает, своими глазами видел.

- Да они у тебя старенькие. Было-то все совсем не так!

(небылицы, картинки)

- Это что! А вот я вчерась вечером видала:

(небылицы, картинки)

- А я вам историю спою.

(фольклорная небылица фонограмма, вокал)

- Совсем вы мне голову заморочили, устал даже. Лучше пойду на печи полежу, да косточки свои погрею.

- Тетка Акулина, поиграй с нами.

- Да что вы, некогда мне. Дела делать надо. Ведь у меня

Посреди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла.

- Что это? Мы не знаем. А вы, ребята знаете (повторить загадку, игра со зрителями, все в это время уходят, остаются только те, кто участвует в побасенках, картинки)

- Какие вы умные. А на мой вопрос ответьте

Показались из дупла два огромные шара.
В темноте горят огнем, но совсем не видят днем! (картинка)

- Правильно! Слушайте дальше!

Рассыпала Лукерья, серебряные перья,
Закрутила зима, стала улица бела. (картинка)

- Еще послушаете?

Пушистый хвостик, большие ушки,
Грызет орешки, живет в дупле. (картинка)

- Угадали. Тогда самый сложный вопрос.

Не глубоко ныряет, недалеко таскает.
Сама небольшая. А мой живот набивает. (картинка)

- Какие молодцы! Все знаете. А что там за шум. Посмотрим?

(В побасенке участвует двое детей. Громкий плач, картинка)

- Ты чего плачешь?
- Домой идти боюсь.
- Чего домой идти боишься?
- Мама заругает.
- Чего тебя мама заругает?
- Я ноги промочила.
- Сильно?
- Нет, по самые плечи!!!

(фонограмма, картинка, мальчики с инструментами выходят друг за другом)

- Кузьма! (кричат по очереди, он не отзывается)
- Кузьма, пойдем строить дома!
- А меня дома нема!!!
(советуются)
- Кузьма! (кричат по очереди, он не отзывается)
- Кузьма! Пойдешь на обед? Или тебя опять дома нет?
- Обедать – это мне знакомо. Коль обед, то я дома! (отдают ему инструменты и уходят, выходит Акулина)

- Вот и вечер наступил, пора домой. Слышите, маленьких спать укладывают.

(произведение “Колыбельная”, скрипка, в это время выходит девочка с куклой, картинки, чтение колыбельной)

Наступают в деревне сумерки, готовятся ко сну ребятишки.

(выходит фольклор)

- А молодежь на гулянье спешит! (фольклорная песня “Улица”, потом танец с лаптями)

- Наш урок подошел к концу. Мы показали вам жанры устного народного творчества. (ученик называет жанр, ребята, которые его показывали, выходят и называют задачу жанра, сопровождение картинками)

- Потешки

- Они весело учат маленьких детей различным жестам и навыкам.

- Считалки.

- Они учат весело распределить роли в игре.

- Скороговорки.

- Они весело учат чистоте произношения.

- Небылицы.

- Они учат отличать действительность от фантазии.

- Загадки.

- Они помогают развивать воображение.

- Побасенки.

- Они высмеивают дурные черты характера, или показывают остроумие героя.

- Колыбельные.

- Они помогают успокоить малыша, настроить его на приятные сновидения.

- Еще хочется поблагодарить всех, кто принял участие в подготовке этого урока.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика