Тип урока: комбинированный

Цели: создать условия для расширения знаний учащихся о памятниках литераторам и литературным героям в Петербурге.

Задачи: формирование потребности чтения художественной литературы, расширение читательского кругозора, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, развитие любознательности, познавательного интереса.

Планируемые результаты:

Предметные.

Получат возможность расширить свои знания о памятниках литераторам и литературным героям в Петербурге, научатся соотносить различные виды искусства, осмыслять нравственное содержание пословиц и поговорок, пополнят словарный запас, закрепят навыки выразительного высказывания.

Метапредметные.

Коммуникативные. Доносить свою и понимать чужую позицию, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Познавательные. Овладевают навыками наблюдения, анализа, преобразования информации из одной формы в другую.

Регулятивные. Формулируют и удерживают учебную задачу, планируют свои действия и соотносят результат с целью и оценивают его.

Личностные.

Осознают роль языка и речи в жизни людей, стремятся к совершенствованию собственной речи. Выявляют причины возникновения трудностей и находят пути их преодоления. Испытают чувство гордости за свой город и страну.

Основные понятия: скульптура, памятник, литературный герой, жанр.

Ресурсы: презентация, раздаточный материал.

Межпредметные связи: Литературное чтение - развитие речи- изобразительное искусство

Оборудование: компьютер, интерактивная доска(экран),проектор.

Организация пространства: коллективно-учебный диалог, работа в группах.

Ход урока

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

- Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свою улыбку. Вот с таким настроением и будем работать на уроке.

II. Актуализация знаний учащихся.

Ребята, у нас сегодня необычный урок внеклассного чтения.

(Показать детям – выбор случайный – репродукцию картины и фотографию скульптуры.)Что перед вами? Назовите главное отличие картины от скульптуры. (Отличительной особенностью скульптуры является объемность изображения, благодаря этому созданное творение можно осматривать с разных сторон.)

Скульптура – очень древний вид искусства.

- Что вы знаете о скульптуре?

- Учёные – археологи нашли в пещерах древних людей каменные фигурки, изображающие животных и людей, которым несколько десятков тысяч лет.

Скульптура всегда была в почёте и посвящалась богам, земным правителям и полководцам, великим людям и историческим событиям.

Маленькие статуэтки вы найдете и у себя дома.

- Литература и скульптура, как связаны между собой?

- Полюбившихся героев книг увековечивают в мраморе, бронзе или дереве во всех странах мира.

- Санкт-Петербург- читающий город, музей под открытым небом.

- Какая будет тема нашего урока, как вы думаете?

- Правильно, памятники писателям и их литературным героям в Петербурге.

- А какой синоним можно подобрать к слову- писатель? (Литератор.)

- А где можно найти эту информацию?

- Правильно, в словаре синонимов или в интернете.

- Зачем у вас на парте лежит карта Санкт-Петербурга?

- Какую цель вы перед собой поставите?

- Мы должны узнать каким литераторам и литературным героям поставлены памятники в Санкт-Петербурге, узнаем о том, кто их создал и где их найти.

- Правильно, для этого у вас на каждой парте, а у меня на доске карта Санкт-Петербурга, где мы будем отмечать эти интересные места нашего города.

Постановка проблемного вопроса. - Узнать, каким литераторам и литературным героям поставлены памятники в нашем городе? ( запись на доске)

- А почему люди ставят памятники литературным героям?

- Литературные герои делали и делают ничуть не меньше, чем реальные люди.

Они каждый день дарят всем жителям города и гостям счастье, радость, учат быть добрыми, сострадательными, верными и благородными, сильными и мужественными.

III. Работа по группам.

Я приготовила для вас задания и предлагаю выполнить их в группах.- Каждая группа получит карточку с заданиями, выполнив которые она сможет предположить какому литератору и герою поставлен памятник в Санкт-Петербурге. Задания будут на знание произведений, их авторов, в инсценировке, знании пословиц, устаревших слов, умении объяснить выражения, фразы. Ваша задача – быстро и правильно выполнить все задания, а для этого как вы должны работать?

- Что нужно для этого вспомнить? (Правила работы в группах).- Вспомните все правила групповой работы, проговорите их. - Правильно, вы должны работать дружно, помогая друг другу.

IV. Физкультминутка

- Прежде, чем начать работу, предлагаю отдохнуть и набраться сил. Вспомните физкультминутку, в которой главный герой - литературный герой.

– Физминутка “Царевна-Лебедь”

Задание 1 группы

1. Задание “Знаешь ли ты автора и его произведение?”.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.(
И.А.Крылов “Лебедь, Рак и Щука”)

2. Задание “Доскажи словечко”.

Пускай же говорят ...(собаки)
“Ай, Моська! знать она ...(сильна)
Что лает на ...(слона)

3. Задание “Мы актёры” (инсценировка эпизода из произведения ). Мимикой, жестами, голосом передать характер, поведение героев так, чтобы все поняли, из какого произведения этот эпизод. - И.А.Крылов “Стрекоза и Муравей”.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.

4. Задание “Восстанови и объясни пословицы?”

НЕ пори, когда шить не умеешь..
Как аукнется, так и откликнется.

5. Задание “Знаешь ли ты, что обозначают выражения ...?”

А Васька слушает да ест. (Один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания.)

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Чтобы выполнять какое-то дело, нужен талант и умение.)

Задание 2 группы

1. Задание “Знаешь ли ты автора и его произведение?”.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

2. Задание “Доскажи словечко”.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях ...(сидит)
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных ...(зверей)
Избушка там на курьих ножках

3. Задание “Мы актёры” (инсценировка эпизода из произведения ). Мимикой, жестами, голосом передать характер, поведение героев так, чтобы все поняли, из какого произведения этот эпизод.

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!

4. Задание “Восстановить и объяснить пословицы.”

- Если по-русски скроен, то и один в поле воин.

- Всякому мила своя сторона.

5. Задание “Знаешь ли ты, что обозначают выражения ...?”

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!

Задание 3 группы

1. Задание “Знаешь ли ты автора и его произведение?”.

"В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, - их жалко до слез!
(Н.А. Некрасов “Дед Мазай и зайцы”)

2. Задание “Доскажи словечко”.

Мигом команда моя ...(разбежалась)
Только на лодке две пары ...(осталось)
Сильно измокли, ослабли; в ...(мешок)

3. Задание “Мы актёры” (инсценировка эпизода из произведения ). Мимикой, жестами, голосом передать характер, поведение героев так, чтобы все поняли, из какого произведения этот эпизод.

Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, -
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой.

4. Задание “Восстанови и объясни пословицы.”

Жизнь дана на добрые дела.
Доброму везде добро.
Доброму добрая и слава.

5.Задание “Знаешь ли ты, что обозначают выражения ...?”

Я ее, дуру, накрыл зипуном.
Уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.

Задание 4 группы

1. Задание “Знаешь ли ты автора и его произведение?”.

Много недель и месяцев плыла "Антилопа" по Южному океану. Дули попутные ветры. Путешествие было удачное.
Но вот однажды, при переходе в Восточную Индию, корабль настигла буря. Ветер и волны погнали его неизвестно куда.
(Дж.Свифт “Путешествие Гулливера”).

2. Задание “Доскажи словечко”.

Идти становилось все легче и ..(легче). Сначала вода доходила ему до ...(шеи), потом до пояса, потом только до ....(колена) Он уже думал, что берег совсем близко, но дно в этом месте было очень отлогое, и ...(песчаное) еще долго пришлось брести по колено в воде.

3. Задание “Мы актёры” (инсценировка эпизода из произведения ). Мимикой, жестами, голосом передать характер, поведение героев так, чтобы все поняли, из какого произведения этот эпизод.

Он вовсе и не собирался воевать с маленькими человечками. Но император откладывал церемонию торжественной клятвы со дня на день.

Мало-помалу лилипуты привыкли к Гулливеру и перестали его бояться.

4. Задание “Восстановить и объяснить пословицы”

Глупость и гордыня растут на одном дереве.

Путешествуй, да смотри по сторон

5. Задание “Знаешь ли ты, что обозначают выражения ...?”

Гулливеру было непонятно, как это можно воевать из-за выеденного яйца, но он только что дал клятву и готов был ее исполнить.

Вынув из потайного кармана подзорную трубу, стал рассматривать неприятельский флот.

Задание 5 группы

1. Задание “Знаешь ли ты автора и его произведение?”.

Ураган занёс домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилалась зелёная лужайка; по краям её росли деревья со спелыми сочными плодами; на полянках виднелись клумбы красивых розовых, белых и голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птицы, сверкавшие своим ярким оперением. На ветках деревьев сидели золотисто-зелёные и красногрудые попугаи и кричали высокими странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток; в воде резвились серебристые рыбки.

2. Задание “Доскажи словечко”.

Пока девочка нерешительно стояла на пороге, из-за деревьев появились самые забавные и милые ...(человечки), каких только можно вообразить. Мужчины, одетые в голубые бархатные кафтаны и узкие панталоны, ростом были не выше ...(Элли); на ногах у них блестели голубые ботфорты с отворотами.

3. Задание “Мы актёры” (инсценировка эпизода из произведения ). Мимикой, жестами, голосом передать характер, поведение героев так, чтобы все поняли, из какого произведения этот эпизод.

Элли шла уже несколько часов и устала. Она присела отдохнуть у голубой изгороди, за которой расстилалось поле спелой пшеницы.

Около изгороди стоял длинный шест, на нём торчало соломенное чучело – отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нём глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома.

4. Задание “Восстановить и объяснить смысл пословиц.”

Сам погибай – друзей выручай.

Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Дружба в делах помощница.

5. Задание “Знаешь ли ты, что обозначают выражения ...?”

— Вы смелый зверь! Вам не достает только веры в себя. И потом, всякое живое существо боится опасности, и смелость в том, чтобы победить боязнь.

— Сердце делает многих людей несчастными, — сказал Гудвин. — Не очень большое преимущество — иметь сердце.

V. Коррекция и первичное закрепление знаний.

Итак, а теперь группы выступают по очереди, а мы проверяем их ответы и предположения: какому по их мнению литератору и литературному герою поставлен памятник в Санкт-Петербурге. Проверим это на слайде. Отметим на карте Петербурга и на ваших картах эти места.

(Одна из групп озвучивает свои задания, рассуждая, другие учащиеся дополняют или корректируют)

- Молодцы!

VI. Закрепление знаний (фронтальное).

“Применяем в жизни”

- Ребята, вы показали не только свои знания, но и умение работать в команде, общаться друг с другом, помогать, сопереживать.

- Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос урока? ( Каким литераторам и их литературным героям поставлены памятники в Санкт-Петербурге?)

- Давайте перечислим, посмотрим на карту на ваших партах.( Слайды.)

VII. Домашнее задание.

- А, как вы думаете есть ли еще какие-нибудь памятники литературным героям и литераторам в нашем городе?

- Где о них можно узнать? (Экскурсии, книги, Интернет и другие средства информации)

- Правильно.

- А ещё больше осталось книжных персонажей, которые ждут от благодарных читателей замечательных памятников.

- Домашнее задание на выбор: найти информацию о других памятниках литераторам или попробуйте сами продумать проект памятника литературным героям. - Кому из литературных героев вы бы поставили памятник, и как бы он выглядел?

Ваш ответ постройте по плану:

1) Кто твой герой?

2) Что ты знаешь о нем?

3) Из какой он книги?

4) Где бы ты поставил ему памятник?

5) Какие слова ты занес бы на постамент?

VIII. Рефлексия.

- Прошу Вас взять оценочные листы и оценить свою работу на уроке.

- Я довольна нашей работой на уроке.

Спасибо за урок.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика