ЦЕЛЬ: учить детей различать звуки  [п’] - [б’] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

ЗАДАЧИ:

Развивать фонематическое восприятие.

Учить правильно обозначать мягкость согласного на письме.

Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов 1-7 классов;

Развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции.

Расширять сенсомоторный репертуар.

Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация "Приключения Пети и Овечек"

ХОД ЗАНЯТИЯ

 I. Орг. момент.

Логопед:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас вместе с попугайчиком Петей и овечками Бьянкой и Белянкой ожидают необыкновенные приключения. По именам героев вы, наверное, догадались, какое умение нам пригодится?

Дети: - Умение различать звуки [п’] - [б’] .

Логопед: - Совершенно верно! Итак, приключения начинаются.

II. Повторение пройденного материала. Игра «4-й лишний».

Логопед: - Петенька и овечки решили побывать в Австралии. Что такое Австралия?  (слайд 3)

Дети: - Государство в Южном полушарии, занимающее одноимённый материк.

Логопед: - Столица Австралии... Канберра. Канберра является крупнейшим городом Австралии, расположенным внутри страны. Выйдя из аэропорта, Петенька и овечки решили осмотреть достопримечательности Канберры. Они  побывали на экскурсии в здании Парламента, в Ботаническом саду, осмотрели самый большой в стране Купол Шайна (его диаметр равен 45 метрам), а вечером погуляли по аллее "Парад Ветеранов".

Логопед: - Петенька и овечки хотят вас испытать, ребята! Помните ли вы, какие звуки сравнивали на прошлом занятии?

Дети: - На прошлом занятии мы сравнивали звуки [п] и [б].  (клик мышью)

Л: - Вспомните чем похожи и чем отличаются эти звуки.

Дети: - Оба звука согласные, у них одинаковая преграда – губы. Оба твёрдые. (клик мышью). Отличаются тем, что звук [п] – глухой, а звук [б] – звонкий. Они парные по звонкости - глухости. (клик мышью)

Логопед: - Проанализируйте, с точки зрения этих звуков, названия тех мест, где побывали овечки и Петенька и подумайте, какое название лишнее. (слайд 7) Парламент. Купол Шайна. Ботанический сад. Аллея "Парад Ветеранов". (Логопед утрированно выделяет звуки [п] и [б]). 

Дети: - Лишний ботанический сад, так как в этом названии есть звук [б], а в остальных - звук [п]. (клик мышью)

III. Знакомство с новым материалом.

Логопед: - На следующее утро Петя и овечки поехали осматривать старый маяк. Вдруг на горизонте показался пиратский корабль (клик мышью). Он подплывал всё ближе и ближе

- Разве в наше время пираты бывают? - подумали наши друзья.  Но тут на нашего Петю (клик мышью) налетел  большой пиратский попугай. Он столкнул Петю с маяка, и тот, кувыркаясь, полетел прямо на палубу пиратского корабля. Корабль на всех парусах скрылся за горизонтом.

(клик мышью)

- Пеетя! Гдеее ты? - плакали овечки.

(клик мышью)

- Здравствуйте, овечки. Меня зовут капитан Бенгальцев. Вам, кажется, нужна моя помощь?

- Да, да, да! Помогите нам спасти нашего Петеньку, его увезли на своём корабле пираты.

- У меня сохранилась старинная карта сокровищ. По ней мы и найдём вашего Петеньку. В путь.

Логопед:

-Ребята, пока они плывут мы тоже не будем терять время даром и подготовимся к встрече с пиратами.

Физкультминутка под музыку (клик мышью по рупору)

а).Упражнения для шеи и верхнего плечевого пояса.

б). Развитие мелкой моторики.

“Коза-корова» - одновременно 2-мя руками.

“Кулак – ладонь” – реципрокные движения.

в). Глазодвигательные упражнения

В правой вытянутой руке ребёнка маленькая игрушка. Рука медленно двигается вправо. Ребёнок следит глазами за игрушкой, не поворачивая головы. Остановка.

Рука возвращается в исходное положение (перед собой). Игрушка перекладывается из правой руки в левую. Левая рука двигается влево. Остановка.

Возврат  в и.п. Игрушку держат две руки вместе. Вверх. Остановка.

Возврат в и.п. Вниз. Остановка. Возврат в и. п.

Дифференциация изолированных звуков [п’] – [б’]

Логопед: - Капитан и овечки приплыли к пиратскому острову.

1 пират: А, капитан и учёные овцы пожаловали! Ха-ха-ха! Ну что, же, скажите мне, чем похож Петькин звук [п’]  на овечкин звук [б’] и чем от него отличается, тогда я вас пропущу дальше.

Логопед: - Ребята, капитан Бенгальцев в растерянности. Он не ожидал, что придётся в звуках разбираться. Поможем ему?

Дети:

- Да

Логопед: - Открыли тетради, записали  дату. Пишем характеристику звуков столбиком (один ребёнок записывает на доске)

- Звук [п’] согласный, мягкий, глухой.

- Звук [б’] согласный, мягкий, звонкий.

- Чем же отличаются звуки [п’] и [б’] ?

- Звук [п’] – глухой, а звук [б’] – звонкий.

- А чем они похожи?

- Звуки [п’] и [б’] согласные, мягкие. У них одинаковая преграда – губы.

Звонкость – глухость звуков проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).

Отличия заключаем в красную рамку. (клик мышью)

1 пират: Ладно, всё правильно ответили, пиратское слово я сдержу! Проходите дальше!

Дифференциация звуков [б’] - [п’] в слогах.

Логопед: -Наши друзья продолжили свой путь и... увидели 2-х пиратов, что-то закапывающих. (клик мышью)

2 пират: - Вот ведь принесла вас нелёгкая!

3 пират: - Дай им волшебный свиток, пусть помучаются! Не выполните все задания, дальше не пройдёте!

а). Правильное обозначение  твёрдости/мягкости согласных на письме.

Работа со слоговыми таблицами.

Свиток: - Прочитайте слоги со звонким согласным!

- БЯ - БЁ - БЮ - БИ - БЕ.

Свиток: (клик мышью)- А теперь слоги с глухим согласным:

ПЯ - ПЁ - ПЮ - ПИ – ПЕ.

Свиток: (клик мышью)- Что одинакового в звучании этих согласных?

- Согласные [п’] и [б’] звучат мягко.

Свиток: (клик мышью). Какие гласные нам нужны, чтобы обозначить их мягкость на письме?

- Гласные 2-го ряда: я, ё, ю, и, е.

Свиток: (клик мышью)-  Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука?

- Мягким знаком.

Свиток: - А теперь попробуйте быстро прочитать слоги и не запутаться

б). Игра “Эхо”.

Свиток: - Сыграйте со мной в игру "Эхо". Я буду вам говорить слоги, а вы попробуйте их повторить:

пя – бя – пя,  пю – пю – бю,  пё – бё – бё, би – пи – би, бе - бе - пе, бя - пя - пя, пю -  бю - пю, бё - пё - бё. (клик мышью)

Свиток:- Смотрите, справились! Скатертью дорога!

Дифференциация звуков [п’] - [б’] в словах.

а). Логопед: - На пути наших героев встречается 4-й пират, который тренирует сабельные удары. (клик мышью)

4 пират: - Что, голубчики, попались? Сейчас я вас на супчик-то и покрошу! Ну ладно, не дрожите уже так,  я не кровожадный! Выполните моё задание, пропущу вас дальше. (слайд 18). Я буду называть города и страны, в которых я побывал. Если вы услышите в слове звук [п’], закройте уши ладонями, потому что…

Дети: - …этот звук глухой. (клик мышью)

4 пират: - А если вы услышите слово со звуком [б’], звоните в воображаемый колокольчик, потому что…

Дети: - …этот звук звонкий. (клик мышью)

4 пират:- Слушайте.

Бенин, Пинск, Бермуды, Пярну, Пьи, Бенгази, Пиетарсаари, Бишкек,  Белиз, Берлин, Пенза, Бейрут, Пешавар, Петрич, Гамбия, Копенгаген, Либерия, Мозамбик, Клайпеда, Канберра, Вентспилс, Замбия, Галлхёпингген, Монпелье, Тампико, Колумбия, Коберн-Таун, Эсперанс, Гвинея-Биссау …

4 пират:- А теперь «хитрые» слова:  Бельско-Бяла, Бербера, Пьомбино, Фробишер-Бей, Шпицберген (клик мышью)

4 пират: - Хм! Слушать вы умеете. А знаете ли вы с какой буквы пишутся все эти слова?

Дети: -

4 пират: - Так и быть, проходите дальше, если вам очень хочется.

б). Анализ и синтез слов.

Логопед: - Капитан и овечки пошли дальше и встретили 5-го пирата, сидящего на барабане. (клик мышью)

5 пират: Ну что, учёные-мочёные, попробуйте записать транскрипции слов и следом сами слова в 2 столбика. Догадайтесь, в какие.

Дети: - в левый столбик мы будем записывать слова со звуком [п’], а в правый столбик - со звуком [б’] (клик мышью)

Все  работают в тетрадях, один у доски.

Бюро, пятка, белка, капюшон, сыпь.

5 пират: (клик мышью) Ладно, ладно, валяйте, дальше. А я посмотрю, что с вами будет и повеселюсь.

 Речь с движениями.

Логопед: - Капитан Бенгальцев, овечки продолжают своё опасное путешествие и... встречают 6-го пирата.

6 пират: (клик мышью) Хо! Кто пожаловал к нам! Люблю я пострелять. Прочитайте скороговорки и повторите их в том ритме, в каком я стреляю. А если не справитесь, тут вам и конец будет.  Хо-хо-хо!

Логопед: - Ребята, давайте потренируемся: читаем тихо скороговорку и, чтобы не сбиться, так же тихо отхлопываем нужный ритм.

За деревней, на просёлке пела, пела перепёлка.
Перепел прилетел. Перепёлку перепел.

Логопед: - А теперь повторяем то же  самое, но громко, чтобы услышал пират.

6 пират: (клик мышью) - Какой звук часто встречается в этой скороговорке?

Аналогичная работа проводится со 2-й скороговоркой.

Бык бодается с быком.
Убегают все кругом.
Береги, бегун, бока
От бодливого быка.

6 пират: (клик мышью) - А в этой скороговорке какой звук часто встречается?

6 пират: (клик мышью)Гляди-ка, все целы остались! Ну да ладно, некогда мне, проваливайте, да побыстрее!

Дифференциация звуков [п’] - [б’] в предложениях.

Логопед: - Наши герои смело идут дальше и у пещеры встречают гигантского пиратского попугая.

Гигантский попугай: (клик мышью) - Не отдам я вам  Петьку никогда. Мне самому он нужен, чтобы хоть иногда было с кем поговорить и поиграть.

Капитан Бенгальцев: - Ты пойми, живое существо не может быть твоей собственностью, другом по принуждению стать нельзя.

Гигантский попугай: - Раз так, отпущу я его, но после того, как вы выполните моё задание. Исправьте все ошибки в этом предложении.

Бират в пелой майке
берепегал с бервой
мачты на бятую.

Логопед: - Ребята, возьмите карточки и исправьте все ошибки попугая, а затем запишите предложение  в тетрадь, выделяя все буквы, обозначающие  гласные, красным цветом, буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, зелёным, а буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки, синим цветом.

Гигантский попугай:  Вы всё-таки справились! Видно хорошие у вас помощники были! Забирайте своего Петьку, не очень-то он мне и нужен!

Логопед: - Петя долго благодарил капитана Бенгальцева и овечек за спасение. И вам, ребята, он то же очень благодарен! За помощь он прислал вам маленький сладкий сюрприз! А пока сюрприз доставляют... подведём итоги нашего занятия-приключения.

IV. Итог занятия и рефлексия.

- Какие звуки мы сравнивали на занятии?

- В чём их сходство?

- В чём различие?

- Если вы считаете. что научились чётко различать звуки [п'] и [б'] , поднимите улыбающийся смайлик. Если для различения этих звуков вам нужны ещё упражнения. поднимите задумчивый смайлик.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика