Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель урока: Создание условий для открытия детьми новых знаний.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с буквами “Ш”, “ш” и звуком [ш]; дать характеристику звуку;

учить находить место звука в словах; формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения;

Развивающие:

развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, сообразительность;

расширять кругозор детей.

Воспитательные:

воспитывать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные: Обучающийся научится: давать характеристику согласному звуку [ш], выделять звук из слов, проводить звуковой анализ слов, узнавать графический образ буквы, читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитывать уважение к товарищам.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

уметь слушать и понимать речь других;

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

оформлять свои мысли в устной форме;

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

осуществлять анализ объектов;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Ресурсы урока: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова “Букварь” учебник для 1 класса; индивидуальный раздаточный материал – сигнальные карточки, конверты с геометрическими фигурами, карточки-фишки трёх цветов для звукового анализа, лента букв, цветные карандаши, презентация PowerPoint.

Этапы урока

Задания для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. Момент

1.1 Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

- Умницы! Молодцы!

– Давайте вспомним правила поведения на уроке.

На уроке мы сидим,
Не шумим, не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если надо, отвечаем.

- Для чего нужно их соблюдать?

Настраивает учащихся на работу, создаёт эмоциональный настрой.

Учащиеся садятся, выполняя задания учителя, проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Мотивация и актуализация знаний

В сказку на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключений
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становись,
В сказку мы гулять пойдём.
Может быть мы в старой сказке

Что-то новое найдём? (СЛАЙД)

- А для того чтобы пройти ворота сказки мы проверим, как вы работали на прошлых уроках.

Учитель предлагает совершить путешествие по сказке.

Учащиеся слушают фрагмент аудиозаписи песни “Там на неведомых дорожках...”

2.1. Игра “Верите ли вы, что...” (СЛАЙД)

- Верите ли вы, что согласный звук при произношении встречает препятствия?

- Верите ли вы, что звуки пишут и читают?

- Верите ли вы, что в русском языке есть буква “СЭ”?

- Верите ли вы, что согласные бывают твёрдыми и мягкими?

- Верите ли вы, буква “ЖЭ”, обозначает только твёрдый звук?

Учитель организует повторение основных понятий по разделу, выявляет затруднения в индивидуальной деятельности учащихся.

Учащиеся при помощи сигнальных карточек (зелёный “да”, красный “нет”) отвечают на вопросы учителя, доказывают ответы.

Целеполагание

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по знакомой вам сказке.

3.1 - На слайде перечислены герои сказки, прочитайте.

Мышка-норушка, комар-пискун, заяц-попрыгаец, зайчишка - трусишка, волк – зубами щелк, волчишка – серый хвостишко, лягушка-попрыгушка, ежик-ершик, лисичка-сестричка, лисушка-подружка, мишка-топтыжка. (СЛАЙД)

Учитель даёт задание на развитие фонематического слуха и стимулирует учащихся на самостоятельное определение темы урока.

 

Учащиеся читают слова.

– В свою сказку возьмем не всех. А вот кого...

Слушайте внимательно: мыш-ш-шка-норуш-ш-шка, зайчиш-ш-шка-трусиш-ш-шка, волчиш-ш-шка – серый хвостиш-ш-шко, лягуш-ш-шка-попры-гуш-ш-ка, лисуш-ш-шка-подружка, ежик-ерш-ш-шик, миш-ш-шка-топтыжка.

– Догадались?

- Правильно, возьмём тех животных, в названии которых есть звук [ш]. (СЛАЙД)

- Знакомились мы с этим звуком раньше?

- Какова же будет тема нашего урока?

– Итак, ребята, мы сегодня познакомимся со звуком [ш], который обозначается буквами Ш, ш. (СЛАЙД)

 

 

 

 

Предположения учащихся.

 

Учащиеся предлагают варианты названия темы.

Изучение нового материала

- Итак, сказка начинается...Стоит в поле теремок-теремок... (СЛАЙД)

- А давайте наших героев поселим в другой домик. Согласны?

4.1Волшебный квадрат”. (СЛАЙД)

 - Возьмите волшебные квадраты и геометрические фигуры. Расположите фигуры в квадрате, из букв, написанных на фигурах, составьте слово.

 

Ш

А

 

 

Л

 

 

А

Ш

 

1. Прямоугольник-левый столбик, верхняя строка (Ш)

2. Круг - средний столбик, верхняя строка (А)

3.Квадрат - средний столбик, средняя строка (А)

4.Треугольник - средний столбик, нижняя строка (А)

5. Овал-правый столбик, нижняя строка (Ш)

- Какое слово получилось? Проверьте у соседа. (СЛАЙД)

- Обратите внимание на то, какое это интересное слово. Может, кто-то догадался, в чем его особенность?

- Как называют такие слова? Объясните смысл этих слов?

Учитель на данном задании организует коррекционную работу по формированию умения ориентироваться на плоскости, умения классифицировать.

Учащиеся выполняют задания с последующей взаимопроверкой, обращают внимание на особенность получившегося слова, объясняют смысл слова.

Физкультминутка

Стоит в поле шалаш... (СЛАЙД)

- Бежала мимо... мышка-норушка, остановилась и спрашивает:

– Кто в шалаше живет?

А шалаш отвечает:

– Я ничей. Выполнишь задание – пущу тебя жить. Мышка согласилась.

- Если услышите звук [Ш] в начале слова - хлопайте. Если в середине - топайте. Если в конце - шипите.

Школа, лягушка, душ, сумка, шум, карандаш, бабушка, малыш, шляпа.

Цель проведения – профилактика, психоэмоциональная разрядка утомления, развитие внимания.

Учащиеся выполняют задания.

Изучение нового материала (продолжение)

– Поселилась мышка в шалаше, хозяйничает. Скачет к шалашу... (СЛАЙД)

Лягушка – попрыгушка
– Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки.

– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

А мышка-норушка говорит:

– Выполнишь задание – пущу.

 

 

 

6.1 Звукобуквенный анализ слов груша, катушка (учебник)

(двое учащихся выполняют у доски, остальные по вариантам:

1 вариант – груша, 2 вариант - катушка)

- На странице 125 найдите рисунки. Что это?

- Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять?

– Впустила лягушку-попрыгушку. Живут-поживают.

Бежит мимо зайчишка-трусишка. (СЛАЙД)

– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить. А лягушка-попрыгушка говорит:

– Выполнишь наше задание, пустим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель организует работу по учебнику звукового анализа слов “груша”, “катушка” на основе моделей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно определяют, какое задание они будут выполнять, затем разбирают по вариантам данные слова по звукам, соотносят звуковую форму слов с буквенной.

6.2 Выяснение особенностей звука [ш].

– Сравните звук [ш] в словах “груша”, “катушка”.

-  Произнесите новый звук хором несколько раз и подумайте, гласный он или согласный. Ответ обоснуйте.

-  Закройте уши. Произнесите звук еще раз и подумайте, звонкий он или глухой. Ответ обоснуйте.

- Послушайте, как я произнесу звук. Скажите, твердый он или мягкий?

- Дайте характеристику новому звуку, учитывая результаты нашей работы. (Звук [ш] — согласный, глухой, твердый.)

-Подумайте, что интересного вы заметили при разборе звука [ш]?

Учитель организует работу по выяснению особенностей звука [ш] по плану.

Учащиеся дают характеристику звуку [ш], самостоятельно определяют, что звук [ш] не имеет мягкой пары.

 

 

– Зайчишке-трусишке очень понравилось это задание.

– Впустили в шалаш зайчишку-трусишку. (СЛАЙД)

– Идет по лесу лисушка-подружка, увидела шалаш, остановилась и спрашивает:

– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

А зайчишка- трусишка говорит:

– Выполнишь наше задание – пустим.

6.3. Знакомство с буквой Ш, ш. (СЛАЙД)

- Твёрдый звук [ш] на письме обозначается буквой “ША”.

- Давайте поселим нашу новую букву на ленту букв.

Учитель знакомит с новой буквой, проводит работу по ленте букв.

Учащиеся с помощью учителя находят месторасположение на индивидуальных лентах букв.

Физкультминутка

Впустили лисушку-подружку. Бежит мимо ёжик-ёршик. (СЛАЙД)

– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

А лисушка-подружка отвечает:

– Выполнишь наше задание, пущу. (СЛАЙД)

Ходил ёжик по полянке (Ходьба на месте)
Он искал грибы опятки. (Повороты головы вправо и влево)
Глазки щурил и моргал, (Сильно прищуриться и широко открыть глаза)
Но грибов не увидал. (Развести руки в стороны)
Вверх смотрел он, (Поднять голову, посмотреть вверх)
Вниз глядел, (Опустить голову, посмотреть вниз)
Сам тихонечко пыхтел. (Произнести "пых”, "пых”, "пых”)
Смотрел влево, (Голова неподвижна, посмотреть влево)
Смотрел вправо, (Голова неподвижна, посмотреть вправо)
Вдруг увидел гриб на славу! (Плотно закрыть и широко открыть глаза)
Оглянулся он ещё (Руки спрятать за спину)
Через левое плечо, (Повернуть голову влево, посмотреть назад)
Через правое ещё. (Повернуть голову вправо, посмотреть назад)
Ёж затопал по тропинке (Ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
И грибок унёс на спинке.

Цель проведения – профилактика, психоэмоциональная разрядка утомления глаз, развитие внимания.

Учащиеся выполняют задания.

Первичное закрепление нового материала

Стал и ёжик-ёршик жить в шалаше.

Бежит к шалашу волчишка – серый хвостишко. (СЛАЙД)

– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

А ёжик-ёршик говорит:

– Выполнишь наше задание – пустим.

8.1. Чтение слогов и слов (учебник)

– Прочитайте слоги.

– Прочитайте по цепочке столбики слов. 1-й, 2-й ряд читают по цепочке, а третий ряд слушает и наблюдает какими буквами различаются слова в первом и втором столбиках.

– Какими буквами различаются слова в первом столбике? А во втором?

– Впустили в шалаш волчишку – серый хвостишко.

– А вот и последний герой нашей сказки: мишка-топтыжка пожаловал, огромный, лохматый. (СЛАЙД)

– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

– Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А медведь хитрый. Он дал большое трудное задание. Если справятся с ним животные, так и быть, уйдет мишка в лес. Только мышка-норушка еще умнее оказалась. Она задание на части разделила и просит вас помочь его выполнить.

8.2. Игра “Найди слово” (учебник) – работа в группах. 1 группа – найди слово в слове.

2 группа – соедини слоги так, чтобы получились слова.

3 группа – составить и прочитать слова, найти слово, в котором больше слогов, чем в других.

– Вот мы и справились со всеми заданиями. Придется мишке-топтыжке уйти.

 

 

 

 

 

Учитель организует работу по учебнику

чтения слогов-слияний, слов с изученной буквой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель ставит учебную задачу перед группой, повторяет правила работы в группе. Организует проверку.

 

 

 

 

 

Учащиеся читают хором слоги-слияния, слова с новой буквой, находят различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети хором повторяют правила работы в группе:

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

Выполняют задания в группах.

Рефлексия деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из

кружков: зелёный, красный, жёлтый.

Организация рефлексии, самооценки учащихся.

Самооценка результатов деятельности с помощью сигнальных карточек.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика