Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова.

Задачи:

Предметные

выяснить, зачем нужно знать состав слова;

отрабатывать умение разбора слов по составу;

развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

воспитывать интерес к русскому языку;

развивать чувство коллективизма и индивидуальности учащихся, взаимопомощи.

Планируемые результаты

умение осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Оборудование:

для учителя: компьютер, интерактивная доска, презентация урока.

для учащихся: учебники “Русский язык”, тетради, ручки, карандаши, линейки.

Ход урока

Этапы урока

Предметные универсальные действия

Формирование универсальных действий

Самоопределение к учебной деятельности

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока

“Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем!” - высказывание немецкого философа Фихте Иоганна Готлиба.

- Если мы будем действовать сегодня дружно, сообща, то достигнем цели урока. Включиться в работу нам поможет “мозговая разминка”, отвечаем хором, быстро.

Часть слова, которая служит для образования слов в предложении, называется...

Общая часть родственных слов называется...

Как называется последний месяц осени...

Что находится между городом и селом?

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов...

Часть слова без окончания называется...

Назовите слово, противоположное слову враг ...

Чем кончается лето и начинается осень?

Сколько гласных букв в алфавите?

- Почему сегодня у нас такой девиз?

- А можно ли это высказывание отнести к вам?

- Как связаны эти слова с нашим уроком?

Минутка чистописания

Посмотрите на доску, что вы видите?

Назовите гласные, встречающиеся в этой группе.

Оиау Иауо Ауои Уоиа

- Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца стоки.

- Что образуют гласные вместе с согласными?

- Что образуют слоги?

- Какие слова вы увидели?

В каком порядке следуют элементы в данном ряду?

Постановка цели

- Какие слова остались? (приставка, суффикс)

- Какие части слова вы знаете?

- Расскажите, что вы знаете о каждой части слова.

Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства-
Однокоренные подбери слова.
Перед корнем есть приставка
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
За корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.
Помни при разборе слова окончанье и основу
Первым делом находи,
После корня будет суффикс,
А приставка впереди

- Какая тема нашего урока? Отыщите её в ребусе. (Состав слова)

Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений

- Отгадайте, о ком загадка.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кот)

- Чем будем заниматься на уроке?

- Что вы видите?

- Чем необычен этот поезд?

- Значит, какой это поезд? (словесный).

- Какие слова можно составить?

- Почему паровозик и первые два вагончика соединены, а два вагончика - стоят на запасном пути?

Составление алгоритма действия

- Давайте вспомним порядок разбора слова по составу.

 

Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии

Физминутка

- Рассмотрите рисунок.

- Запишите слова, которые получились, разберите их по составу.

- Что происходит со словом “кот”?

- Что общего у этих слов?

- Из каких частей может состоять основа слова?

- Для чего выполняли это задание?

Творческое применение знаний и умений

- Что вы видите?

- Что это за таблица?

- Какое задание будете выполнять? (составить слова и разобрать их по составу).

- Для чего нужны суффиксы и приставки?

- Какой будет наша речь, если слова будут состоять только из корня и окончания?

Упражнение по отработке навыков

- Как вы думаете, что надо сделать в этом задании?

- С какой целью мы выполняли это упражнение?

Объяснение д/з

- Запишите домашнее задание.

 

Итог урока

- Какова была тема урока?

- Для чего надо знать части слова?

- Что запомнилось на уроке?

Рефлексия

- Составьте слово по подсказкам.

1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из трёх частей

2. Корень тот же, что в словах: обмен, меняла, изменить.

3. В приставке две буквы “е”.

4. суффикс тот же, что в словах травка, шубка.

5. Окончание - первая буква алфавита.

Перемена

А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте.

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru