Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова.
Задачи:
Предметные
выяснить, зачем нужно знать состав слова;
отрабатывать умение разбора слов по составу;
развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
воспитывать интерес к русскому языку;
развивать чувство коллективизма и индивидуальности учащихся, взаимопомощи.
Планируемые результаты
умение осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Оборудование:
для учителя: компьютер, интерактивная доска, презентация урока.
для учащихся: учебники “Русский язык”, тетради, ручки, карандаши, линейки.
Ход урока
Этапы урока |
Предметные универсальные действия |
Формирование универсальных действий |
Самоопределение к учебной деятельности Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока |
“Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем!” - высказывание немецкого философа Фихте Иоганна Готлиба. - Если мы будем действовать сегодня дружно, сообща, то достигнем цели урока. Включиться в работу нам поможет “мозговая разминка”, отвечаем хором, быстро. Часть слова, которая служит для образования слов в предложении, называется... Общая часть родственных слов называется... Как называется последний месяц осени... Что находится между городом и селом? Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов... Часть слова без окончания называется... Назовите слово, противоположное слову враг ... Чем кончается лето и начинается осень? Сколько гласных букв в алфавите? |
- Почему сегодня у нас такой девиз? - А можно ли это высказывание отнести к вам? - Как связаны эти слова с нашим уроком? |
Минутка чистописания |
Посмотрите на доску, что вы видите? Назовите гласные, встречающиеся в этой группе. Оиау Иауо Ауои Уоиа - Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца стоки. - Что образуют гласные вместе с согласными? - Что образуют слоги? - Какие слова вы увидели? |
В каком порядке следуют элементы в данном ряду? |
Постановка цели |
- Какие слова остались? (приставка, суффикс) - Какие части слова вы знаете? - Расскажите, что вы знаете о каждой части слова. Часть слова, которая изменяется, |
- Какая тема нашего урока? Отыщите её в ребусе. (Состав слова) |
Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений |
- Отгадайте, о ком загадка. Мордочка усатая, |
- Чем будем заниматься на уроке? - Что вы видите? - Чем необычен этот поезд? - Значит, какой это поезд? (словесный). - Какие слова можно составить? - Почему паровозик и первые два вагончика соединены, а два вагончика - стоят на запасном пути? |
Составление алгоритма действия |
- Давайте вспомним порядок разбора слова по составу. |
|
Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии Физминутка |
- Рассмотрите рисунок. - Запишите слова, которые получились, разберите их по составу. |
- Что происходит со словом “кот”? - Что общего у этих слов? - Из каких частей может состоять основа слова? - Для чего выполняли это задание? |
Творческое применение знаний и умений |
- Что вы видите? - Что это за таблица? - Какое задание будете выполнять? (составить слова и разобрать их по составу). - Для чего нужны суффиксы и приставки? - Какой будет наша речь, если слова будут состоять только из корня и окончания? |
|
Упражнение по отработке навыков |
- Как вы думаете, что надо сделать в этом задании? - С какой целью мы выполняли это упражнение? |
|
Объяснение д/з |
- Запишите домашнее задание. |
|
Итог урока |
- Какова была тема урока? - Для чего надо знать части слова? - Что запомнилось на уроке? |
|
Рефлексия |
- Составьте слово по подсказкам. 1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из трёх частей 2. Корень тот же, что в словах: обмен, меняла, изменить. 3. В приставке две буквы “е”. 4. суффикс тот же, что в словах травка, шубка. 5. Окончание - первая буква алфавита. Перемена А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте. |
|