Вид урока: урок формирования знаний и умений.

Цель урока: создать условия для усвоения детьми новых знаний о неопределенной форме глагола.

Задачи:

Образовательные:

развивать умение определять особенности глаголов в неопределенной форме;

научить выделять глаголы неопределенной формы их текста;

обеспечить условия для поиска нужной информации, усвоения нового материала с помощью упражнений;

учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею.

Развивающие:

развивать навыки точного употребления глаголов неопределенной формы в речи;

развивать логическое мышление, внимание и память учащихся;

развивать орфографическую зоркость учащихся, умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы;

развивать положительные эмоции учащихся, создать условия для развития творческой активности, речи.

Воспитывающие:

воспитывать интерес к изучению предмета, культуру учебного труда;

развивать умение выслушивать другое мнение;

формировать навыки коллективной работы, создавать благоприятный микроклимат в коллективе.

Планируемые результаты:

Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Предметные: знать значение и употребление глаголов неопределенной формы в речи, особенности использования их в русском языке; повышение активности учащихся на уроках; улучшение результатов обучения; использование учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) учебной задачи. Делать предварительный отбор источников информации для учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем определять цель деятельности, формировать учебную проблему. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки (на основе продуктивных знаний в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. Определять успешность своего задания на уроке в диалоге с учителем.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Готовы слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Наши пальчики проснулись
Потянулись, потянулись
Дружно делаем зарядку
И уселись за тетрадку.
Прозвенел звонок
Начинается урок

II. Чистописание.

Учитель: начинаем урок с минуты чистописания. Сели правильно, положили тетради, записали число ть ти чь

III. Словарная работа

Медведь, мебель, Москва, чувствовать, группа, ягода, Россия, ворона. Работа в парах, взаимопроверка

IV. Рассказ о глаголе.

Жил-был Глагол в стране Глаголия. Он страшно ненавидел ленивых и пассивных, так как сам весь день что-то делал: бегал, прыгал, читал, танцевал, рисовал, писал, играл. Его можно было увидеть там, где учатся, работают, помогают, одним словом – действуют. Глагол – великий труженик, потому что делает всё почти в каждом предложении. Если надо что-то делать или сделать, то это к нему! Но очень не любил Глагол частичку Не, потому что она всегда всё отрицала и ничего НЕ делала. Вот и старался он от неё стоять подальше и писался раздельно. А еще Глагол может такое, что ни одна часть речи не может: жил, живёт и будет жить, то есть изменяется по временам. Много интересных историй у Глагола. Вот и вас приглашает он в свою страну Глаголию, чтобы подружиться.

V. Что без меня предметы?

Что без меня предметы?
Лишь названия
А я приду – все в действие придет
Летит ракета. Люди строят здания
Цветут сады. И хлеб в полях растет.

Вывод: глагол – это часть речи.

VI. Выборочный диктант.

Выписать все глаголы

– Приду, придет, летит, строят, цветут, растет.

Что вы можете сказать о глаголе? Работа в группах.

Часть речи.

Изменение глаголов по временам: наст., буд., прош.вр.

Изменение по числам (ед.ч.,мн.ч.)

Изменение по лицам (только глаголы наст.вр.,буд. вр.).

Изменение по родам (суффикс -л-).,только глаголы прошедшего времени.

Неизменяемые признаки: Вид (несовершенный – что делает?, совершенный – что сделает?). Спряжение (I и II).

В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

VII. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

Прочитайте написанную на доске пословицу:

Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить

– Определите лицо, число, время глаголов поступать и говорить.

– Какая перед нами возникла проблема? Ваши предположения…

– Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? Глаголы, у которых нельзя определить время и число.

– Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

VIII. Изучение нового материала.

– Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить).

– А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)

– Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.

– С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?

Тема: Неопределенная форма глагола.

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

IX. Первичное закрепление. Игра «Кто самый внимательный».

Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Записать глаголы в неопределенной форме.

Носить, носит, морковь,черный, возит, возить, кровать, нести, носят, скатерть, стричь, плести, кости, грустить, грусть, лошадь, черный, стеречь.

– Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

– На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Имеют суффиксы: – ти, – ть и оканчиваются на – чь.

– Кто попробует сделать вывод?

– Откройте учебники на стр. …., прочитайте вывод.

Такие глаголы имеют 3 названия

Начальная форма глагола

Неопределённая форма глагола

Инфинитив

Какое из этих названий вам незнакомо?

Инфинитив – лат.слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец – 
Инфинитив – звучит занятно, – 
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,

В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:

Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…

X. Физкультминутка.

Встали из-за парт, руки на пояс. Я прочитаю вам стихотворение Т. Рик «Сладкая мечта».

Если встретится глагол неопределенной формы, нужно присесть и руки вытянуть вперед.

Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго – долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Но не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть!

– Молодцы! А сейчас сделаем глубокий вдох – руки вверх, опускаем руки – выдох. Повторяем несколько раз.

XI. Игра «Будь внимателен!» (Коллективно)

Зарубить на носу; – запомнить

Совать нос; – влезать

Клевать носом; – дремать

Водить за нос; – обманывать

Пропустить мимо ушей; – прослушать

Вставлять палки в колёса; – мешать

Обвести вокруг пальца; – обмануть

Держать язык за зубами. – молчать

Бить баклуши; – бездельничать.

XII. Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы. 

– Кто знает, откуда пришло выражение «зарубить себе на носу»? Значение фразеологизма: в древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них резали, делали всевозможные заметки, т.е. делали зарубки. Эти бирочки и называли носами. Зарубить себе на носу означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.

XIII. Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме и запишите.

Один у доски, остальные в тетрадях.

дать ответ
сделать покупку 
покрыть краской
одержать победу 
резать пилой 
лить слёзы 
оказывать помощь

Ответы: ответить, покупать, покрасить, победить, пилить, плакать, помогать.

XIV. Спишите, дописывая глаголы неопределенной формы. Вопросы пропускайте.

Садовод закончил (что делать?) работа…на участке. Маша прибежала (что делать?) помога… бабушке. Дима стал (что делать?) ловить рыбу. Мама стала( что делать?) пе… оладьи. Товарищ обещал (что сделать?) принес… интересную книгу.

Вывод делают учащиеся.

Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать?, что сделать? и имеют суффиксы -ть,-ти, оканчиваются на -чь. Неопределенная форма глагола называется начальной или инфинитивом.

XV. Итог урока

1. Что нового узнали о глаголе?

 

2. Какое задание оказалось самым трудным?

3. Что помогло преодолеть трудность?

Большое вам спасибо! Вы очень хорошо работали.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика