Морфология – раздел науки о языке, изучающий грамматические признаки частей речи. Это раздел языкознания, изучающий классификацию слов языка по частям речи и грамматические признаки слов разных частей речи.
Основными понятиями раздела, изучаемыми в школе, являются: словоформа; части речи (знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи); изменяемые и неизменяемые части речи; классификационные признаки частей речи; словоизменительные признаки.
Задачи раздела в школьном курсе русского языка: расширять знания учащихся о частях речи; формировать понятие об основных грамматических категориях частей речи; дать представление о неразрывной связи лексического и грамматического значений в отдельных частях речи; раскрывать специфику образования именных частей речи и глагола; знакомить школьников с функционированием в речи различных частей речи; продолжать совершенствовать орфографические навыки, учитывая частеречную принадлежность слов.
При изучении частей речи осуществляется функциональный подход к организации познавательной деятельности учащихся, когда факты языка рассматриваются с коммуникативной точки зрения, т.е. функции общения.
Части речи при функциональном подходе изучаются на реальной синтаксической основе; в структуре связного высказывания организуется наблюдение над лексико-грамматическими и стилистическими признаками словоформ; устанавливаются закономерности синтаксической связи слов одной части речи со словами других частей речи и выражаемые приэтом смысловые отношения; выявляется текстообразующая роль разных частей речи.
В разделе «Морфология» представлены понятия, описывающие слово как часть речи: часть речи, формы слова, начальная форма слова; части речи самостоятельные и служебные; части речи - имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие.
Для характеристики изменяемых самостоятельных частей речи отобраны понятия, описывающие их постоянные признаки (присущие слову в целом) и непостоянные признаки (т.е. формы изменения). В тему «Имя существительное включены следующие понятия: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, род имён существительных, род неизменяемых имён существительных, число (даны два описательных понятия: имена сущ., употребляющиеся только в единственном или только во множественном числе), склонение, разносклоняемые и несклоняемые имена существительные, правописание.
Тема «Имя прилагательное» располагает следующими понятиями: разряды прилагательных по значению – качественные, относительные и притяжательные; краткие и полные, степени сравнения имён прилагательных, образование имён прилагательных, образование степеней сравнения, падеж, число, род, правописание.
В теме «Имя числительное» сообщаются такие сведения: количественные и порядковые, простые и составные – дробные, собирательные; склонение, падеж.
В тему «Глагол» включены две группы понятий, характеризующих всё слово и его отдельные формы, неопределённая форма; совершенный и несовершенный вид, переходность и непереходность, спряжение глагола, разноспрягаемые глаголы, безличные глаголы; непостоянные признаки: наклонение – изъявительное, повелительное и условное; лицо, число, время.
У причастий указываются постоянные признаки: вид, переходность, время, действительные и страдательные причастия и непостоянные: падеж, число, род, даётся понятие о переходе причастий в прилагательное; у деепричастий рассматриваются вид, переходность, переход их в наречия.
О наречии сообщаются следующие сведения: разряды местоимённых наречий, их правописание, предикативные наречия; различение форм наречий и кратких форм прилагательных, разряды значений по наречию, написание наречий, образование наречий
Предлоги производные и непроизводные, простые и составные, значение предлогов.
Союзы, сочинительные и подчинительные; частицы: модальные и формообразующие, отрицательные частицы, разграничение не и ни.
Междометие: непроизводные и производные; звукоподражания, отличия звукоподражаний и междометий.
Умения и навыки, формируемые в процессе обучения морфологии.
1) задавать к слову грамматический (частеречный) вопрос;
2) определять частеречную принадлежность слова;
3) разграничивать формы одного слова и разные слова;
4) приводить все формы данного слова;
5) разграничивать грамматическое и лексическое значение слова;
6) соотносить грамматические значения с информацией о внеязыковой действительности, указывать на соответствия и несоответствия между ними;
7) склонять и спрягать слова в соответствии с грамматическими нормами;
8) определять грамматическое значение формы слова и средств его выражения;
9) указывать все грамматические признаки слова с их разделением на постоянные и непостоянные;
10) находить в словосочетании, предложении и тексте изучаемые грамматические явления;
11) группировать слова и словоформы по заданным основаниям;
12) производить морфологический разбор слов разных частей речи.
Принципы обучения морфологии.
1. экстралингвистический – при изучении большинства морфологических признаков учащиеся опираются на их соотнесение с фрагментами внеязыковой действительности;
2. структурно-семантический – связывает форму языковой единицы с е значением;
3. системный – позволяет уделить внимание специфике грамматических категорий, в частности тому, что все морфологические признаки имеют в языке своё формальное выражение – парадигматическое или синтагматическое – и выражаются флексиями как самого слова, так и согласуемых с ним лексем;
4. лексико-грамматический – используется при изучении слова как части речи: части речи рассматриваются как лексико-грамматические классы слов, то есть с учётом их обобщённого значения, морфологических признаков и синтаксических функций.