«Капитанская дочка» — вершинное произведение пушкинской художественной прозы — была написана почти сто восемьдесят лет тому назад, в тридцатые годы позапрошлого столетия, в эпоху мрачного николаевского царствования, за четверть века до отмены крепостного права. Стоит лишь мысленно представить себе те перемены, которые произошли за эти минувшие века, как становится ощутимой «дистанция огромного размера», отделяющая нас от пушкинской неторопливой эпохи. Чем стремительнее с каждым годом общественный и научный прогресс, тем труднее становится постигать в полной мере «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» времен восстания Пугачева. Пушкин застал еще в живых некоторых очевидцев пугачевского движения, да и вся социальная структура общества оставалась при нем по существу прежней. Различные административные реформы, большинство из которых падает на царствование Александра I, не изменили социальной крепостнической сути царской России. По-прежнему остался неизменным политический строй страны, лишенной гражданских прав. Недаром призрак новой пугачевщины витал над николаевской Россией.

Если бы «Капитанскую дочку» начали изучать хотя бы в те годы, то вряд ли понадобился бы подробный комментарий: его заменяла сама жизнь, повторявшая в основных чертах социальные конфликты пугачевского движения. Иначе обстоит дело в наши дни, когда коренным образом изменился общественный строй, когда технические новшества и лексикон современного человека ближе и яснее нам, нежели Табель о рангах и многие другие реалии, безвозвратно канувшие в прошлое. Язык наш также оказался подвластен переменам. Теперь многие страницы «Капитанской дочки» трудно понять без подробного общественно-исторического, бытового, лексического и литературоведческого комментария. Так или иначе, произведения исторического звучания всегда современны и социально заострены.

За протекшие полтора столетия «Капитанская дочка» стала неотъемлемой частью русской культуры. Вспомним дату, поставленную Пушкиным в заключение «издательского» послесловия — 19 октября 1836 года. Известно, что 19 октября — день лицейской годовщины — был особым днем в календаре Пушкина. Это был день размышлений о собственной судьбе, о судьбе своих сверстников и о судьбах России. «Капитанская дочка» оказалась своеобразным завещанием А.С. Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа.  

 Методика изучения «Капитанской дочки» в школе имеет давнюю традицию, поскольку это произведение всегда входило в школьные программы. Прошли десятилетия, многое изменилось, в том числе и отношение молодого поколения к героям пушкинского романа, иначе строятся характеристики персонажей и сочинения учащихся. Изменилась и организация образовательного процесса в условиях ФГОС. Специфические условия влекут за собой необходимость на уроках литературы организовать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник школы был компетентен не столько в области знания основ предмета, сколько был вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизни. Новое время требует новых технологий, в том числе и компьютерных. А что могу предложить я, как учитель литературы? Что могу посоветовать коллегам? Мне кажется, интересно сочетать классику с новыми технологиями. Это требует активного участия восьмиклассников, поскольку ориентировано на реализацию творческого подхода. Особое внимание уделяется решению воспитательных задач.

 

Хочу предложить проект «Образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка». Народное восстание в авторской оценке», который является частью цикла уроков по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.

 

 

Проект

 

Урок

Цель проектной деятельности: развивать опыт проектной деятельности учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, содействовать развитию познавательного интереса, практического и творческого мышления, жизненной компетентности, заинтересовывать изучением предмета.

 

Обучающая цель урока:

показать сложность и неоднозначность образа Пугачёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», показать историческую основу произведения о крестьянском восстании и личность Пугачёва с разных аспектов (глазами «историков» и «литераторов»).

 

 

Основные задачи проекта.

1.Прививать учащимся умения пользоваться исследовательскими приёмами: собирать необходимую информацию, пользуясь различными источниками (интернетом, библиотеками), выдвигать различные гипотезы, уметь делать выводы.

2. Развивать умение учащихся обмениваться информацией, выражать и обосновывать свою точку зрения.

 

3. Проанализировать произведение с учётом его художественного своеобразия.



4. Выполнить исследования (литературоведческие, исторические), заданные тематикой произведения, для развития жизненной компетенции.

 


5. Содействовать деятельности учащихся на основе выполнения нестандартных творческих заданий, создания ситуации новизны.

 

Основные задачи урока.

1. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественного произведения с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое содержание.

2. Приобретение знаний по чтению и анализу художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

3. Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, эстетического вкуса на основе освоения художественного текста.

 

Ожидаемые результаты:

Личностными результатами изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» являются следующие умения и качества (УУД):

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих, окружающих людей, исторических деятелей, литературных героев;

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений (в частности, повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «История Пугачёва»), вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели проекта;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника, критических статей и их методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

самостоятельно находить ключевые слова;

самостоятельно осваивать  текст (задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу работы с художественным произведением);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

 

Глава 1 теоретическая

Центральной фигурой произведения является Пугачев. К нему сходятся все сюжеты линии повести.

                                                                                                            А.С.Пушкин

 

Важнейшие темы в курсе литературы 8 класса традиционны и имеют солидное методическое оснащение. Литературоведческие труды по изучению жизни и творчества Пушкина широко используются учителями и не нуждаются в дублировании. По отношению к теме «А. С. Пушкин «Капитанская дочка» речь идет о широко известных пособиях Г. И. Беленького «Литература в 8 классе», А. С. Дегожской «Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении», главах об изучении «Капитанской дочки» в книгах «Пушкин в школе», составленных К. П. Лахостским и В. Ф. Фроловой, В. Я. Коровиной, книге Г. П. Макогоненко «Капитанская дочка» А. С. Пушкина» и других. Обратимся к некоторым из них.

В статье, посвященной анализу повести, методист М.Н. Салтыкова приходит к выводу, что, устанавливая последовательность уроков по разбору повести, надо исходить прежде всего из её художественного своеобразия. «Это своеобразие, – пишет автор, – делает малоцелесообразным изучение «Капитанской дочки» по ходу развития действия, благодаря наличию в повести двух сюжетных линий». Нельзя не согласиться с таким выводом. Методист предлагает разбирать повесть «по циклам глав», используя и метод комментированного чтения. Такая система уроков обладает преимуществом перед распространённым анализом по главам: учащиеся на уроке охватывают более обширную «площадь» текста, что дает значительные возможности для сопоставления, обращений к уже изученному материалу. Работа с циклами глав позволяет увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся.

В статье «Повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка" в школьном изучении» другой методист А. Дегожская рассматривает разнообразные задания для учеников. Например, предлагает ученикам самостоятельно проанализировать главу «Незваный гость» или советует подумать, как в их собственной жизни могут проявиться «мужество и благородство».

Методист К.Г. Бочаров предлагает следующую последовательность изучения повести «Капитанская дочка»: 1. предварительное усвоение текста (с заранее предложенными вопросами); 2. вступительные занятия, историческое содержание повести и её герои; 3. изображение Пугачева; 4. характеристика Гринёва; 5. второстепенные образы дворян – защитников крепостного строя, Маша Миронова, Савельич; 6. идейное содержание и значение повести; 7. разбор сочинений.

Данная система уроков включает анализ основных компонентов повести как исторического произведения. Построение системы с этой точки зрения логично: на первом плане – образ Пугачева, который автор считает и ключом к пониманию идейного содержания повести. Но в целом система уроков построена как цепь изолированных друг от друга характеристик (сочинение – тоже характеристика) и мало отражает художественное своеобразие повести как эстетического целого. Положительно в системе К.Г. Бочарова – органическое слияние учебной методики изучения повести с основательным литературоведческим анализом. О комментировании автор не упоминает.

Один из возможных вариантов анализа повести дает К.П. Лахостский в книге «Пушкин в школе», в статье, посвящённой анализу этого произведения в VIII классе.

В системе работы, предлагаемой К.П. Лахостским, особого внимания заслуживает второй урок, цель которого, как нам кажется, продиктована стремлением создать у учащихся целостное эстетическое впечатление от только что прочитанной повести. Такой урок погружает учащихся в мир произведения, здесь приём комментированного чтения оказывается вполне уместным, оправданным и необходимым. От первого знакомства с произведением в сознании учащихся остается рисунок целого, пусть ещё несовершенный и туманный. Потом начинается вчитывание, «вглядывание» в повесть, в её отдельные темы и образы. Анализ становится гораздо плодотворнее оттого, что он ведется на фоне впечатлений от произведения в целом. Художественная специфика повести явилась источником для правильных методических решений.

План работы над изучением повести Пушкина, предложенный М.А. Шнеерсон, также подчинен задаче изучения исторической основы произведения. Авторы не разрабатывают поурочного планирования, а определяют этапы разбора "Капитанской дочки". Дается план вводной беседы, рекомендуется ознакомление с первоначальным пониманием учащимися повести, намечаются основные вехи анализа ее текста.

Своеобразие школьного анализа повести А.С.Пушкина, предложенного М.А. Шнеерсон, – в максимальном сосредоточении внимания детей к языку произведения. Заставляя вчитываться в повествование, вслушиваться в речь действующих лиц, активизируя интерес к отдельным художественным деталям, и прежде всего к слову, учитель ведет учащихся к постижению характера героя, к пониманию развивающихся в повести событий, ее сюжета, используя при этом методику комментированного чтения.

Задача, поставленная автором, – идти в изучении повести от слова к замыслу писателя – диктует и тематику сочинений: «Как раскрываются характеры «старинных людей» в их языке», «Роль фольклора (песни, сказки, пословицы, поговорки) в раскрытии образа Пугачева». Сочинения такого типа не часто практиковались в школе прошлого века, и поэтому напоминание о них было весьма своевременно.

«Потребность в пояснениях к тексту диктуется, прежде всего школой, юным читателем, и вполне естественно, что преподаватель литературы, начиная с классных замечаний к тексту, переходит к научной работе над серьезным историко-литературным комментарием к тексту и выполняет его на уровне большой научной серьезности», – пишет М.А. Рыбникова в книге «Очерки по методике литературного чтения». Методист отдаёт дань своему времени: «обучать всему нужно с позиций современности». Но мысль о необходимости серьёзного историко-литературного комментария к произведению заявлена ею вполне определённо.

Рыбникова разрабатывает очень интересный подход к изучению повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – анализ произведения предлагается вести путем его сопоставления с «Историей Пугачевского бунта» (сравнение жанра, языка произведения, системы образов и персонажей).

В интересной статье А.И. Комаровской «О некоторых возможностях анализа образа Пугачева» предлагается вариант анализа повести через призму отношения к ней поэта Марины Цветаевой, «чье непосредственное, живое восприятие повести Пушкина, естественно, найдёт отклик у ребят».

Для автора особенно значим историко-культурный комментарий к повести. Учитель предлагает учащимся вспомнить, какие черты характера более всего присущи Дон Кихоту Ламанчскому, а после сообщает, что только с ним согласна сравнить Пугачёва Марина Цветаева… Или, например, преподаватель рассказывает о том, что Цветаева всегда воспринимала повесть "Капитанская дочка" только под названием «Вожатый». Звучит вопрос: «Как бы вы назвали эту повесть?», «Почему Пушкин назвал повесть "Капитанская дочка"?». Учитель спрашивает о справедливости следующей мысли М. Цветаевой: «…и готова была горько плакать, что Гринев не понимает (Гринев вообще не из понимающих), что мужик его любит, всех рубит, а его любит, как если бы волк вдруг стал сам давать тебе лапу, а ты бы этой лапы – не принял».

В интересной статье Г.И. Беленького «А.С. Пушкин "Капитанская дочка"» также рассматривается система уроков по изучению повести. Анализ Г.И. Беленького ценен прежде всего тем, что он ведется со строгим учётом фигуры рассказчика – Петра Гринёва. Говоря о рассказчике, методист утверждает: «Гринёв показан в развитии. Решающими в его духовном созревании были месяцы крестьянского мятежа и встречи с Пугачёвым. Ни один человек (кроме Маши Мироновой) не сыграл такой роли в жизни Гринёва, как Пугачев».

Однако с таким выводом можно согласится лишь отчасти. Да, встречи с Пугачёвым – ярчайшее воспоминание Гринёва, удивительные страницы его жизни. Конечно, Пугачев сыграл огромную роль в судьбе Гринёва, и Гринёв был под обаянием его личности. Но всё же встречи с Пугачевым не заставили Петра Андреевича посмотреть другими глазами на восстание, хотя бы немного приблизиться к пониманию его причин. Чувство благодарности к Пугачеву не мешает Гринёву и в старости называть его «злодеем, обрызганным кровью стольких невинных жертв», его войско «шайкой», войну с восставшими «скучной и мелочной», действия Пугачева злодейскими. О способах комментирования повести автор, Г.И. Беленький, не упоминает, так как его цель – анализ содержания повести, а не методика её изучения.

Таким образом, большинство методистов, авторов методических рекомендаций к изучению повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», считают необходимым давать историко-культурный комментарий к произведению, но, как правило, методика изучения повести оставлена на усмотрение учителя, работающего со школьниками.

 

Паспорт проекта по литературе

Тема:

Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Народное восстание в авторской оценке.

 

Опыт использования

На уровне школы реализуется впервые.

Предметы, близкие к теме проекта

Искусство, история.

Участники

8 класс – 25 человек

 

Режим работы учащихся

Проект урочно - внеурочный

Тип проекта

Исследовательский - имеет чётко обозначенную структуру деятельности проектантов:

-определение объекта исследования («большой идеи»),

- постановка проблемы, определение темы исследования;

-определение целей и задач;

-выдвижение гипотезы исследования;

-изучение теории по теме исследования, подбор методик и практическое овладение ими;

-сбор собственного материала (проведение исследования); - анализ теоретических положений и практических данных, полученных в ходе исследования.

 

Место в учебном процессе

 

Проект является частью цикла уроков по произведению

А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.

Цикл представлен темами:

1. А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.

2. А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Гринёв, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов.

3. А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Маша Миронова, изменение в её характере.

4. А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Гринёв и Швабрин (сравнительная характеристика).

5. А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Защита проекта по теме: «Образа Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Народное восстание в авторской оценке».

6. А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Правда и художественный вымысел в повести.

7. Обучающее сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» .

 

Тип проекта

По характеру результата - информационный;

По профилю знаний - межпредметный;

По числу участников - групповой, индивидуальный,

По уровню контактов - внутришкольный;

По продолжительности – краткосрочный   -

3 недели (на 5 уроке защита).

 

 

Продукты проекта

Мультимедийная презентация;

«Банк исследований» - папка с исследовательскими материалами.

 

Роли в проектной группе

3 группы (по 8 человек)

1 группа - «Историки»

2 группа - «Исследователи»

3 группа - «Аналитики».

В каждой группе:

«Эксперт» (лидер) - наиболее подготовленный ученик, координирует работу группы.

«Поисковики»- ученики, занимающиеся отбором и отработкой найденного материала.

«Секретарь»- ученик, обладающий навыками подготовки компьютерной презентации.

 

 

 

Цели и задачи проекта

 

 

Аннотация

 

Целесообразность реализации в школе данного проекта обусловлена необходимостью повышения уровни мотивации учащихся к изучению повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», к восприятию новой информации.

Обоснование проекта

Концепция современного образования одной из основных задач в преподавании общественных дисциплин ставит формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории. Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, формирование у них навыков исследовательской деятельности.

Формирование творческой личности, способной к дальнейшему самообразованию.

Проблемы

 

 Первая проблема- организация образовательного процесса в условиях ФГОС. Специфические условия влекут за собой необходимость на уроках литературы организовать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник школы был компетентен не столько в области знания основ предмета, сколько был вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизни.

Вторая проблема заключается в некотором смещении образовательных приоритетов у современных учеников. Расширение информационного поля за счет возможностей сети Интернет привело к тому, что ученики не желают читать художественное произведение, мыслить самостоятельно. Как правило, ограничиваются   заимствованием чужого труда, даже не вникая в смысл написанного. Причем, в силу неопытности, они, зачастую, не могут отличить качественный образовательный материал от «непригодного».  

 Третья проблема состоит в том, что ученики без затруднений работают с текстом учебника, выполняют задания, требующие простого пересказа. Трудности вызывает работа по осмыслению информации, дополняющей основной текст учебника: отрывки из литературных произведений, критических статей, исторических документов…

У учащихся недостаточно сформированы познавательные и логические действия, не развиты навыки работы в группе, ученики не привыкли оценивать свои успехи.

 

Актуальность

 

 Произведения исторического звучания всегда современны и социально заострены.

 В одном из писем Александр Сергеевич выдвигает своё кредо: «История народа принадлежит поэту». Изучая произведение «Капитанская дочка», восьмиклассники должны осмыслить исторические события ХVIII века; с помощью литературно-художественных средств постичь глубинные, тайные пружины истории.

 «Капитанская дочка» оказалась своеобразным завещанием А.С. Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа.

Изучение на уроке литературы заявленной темы через организацию проектной деятельности учащихся позволит успешно закрепить изученные ранее (1-4 урок) знания по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка», по истории: «Причины крестьянской войны 1773-1775 гг», «Восстание Емельяна Пугачёва».

 

 

Педагогическая цель проекта

Гипотеза

Работа с художественным произведением (повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка»), с историческими источниками («История Пугачёвского бунта»), с критическими статьями обеспечит решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечит развитие их способностей для жизни в современном обществе и   творческой самореализации и, в конечном счёте,   повысит качество знаний по предмету. Работая с историческим материалом, обучающиеся переживают ситуацию успеха, испытывают радость творчества, тем самым становятся более уверенными, компетентными и способными максимально реализовать свой потенциал.

Цель проектной деятельности: развивать опыт проектной деятельности учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, содействовать развитию познавательного интереса, практического и творческого мышления, жизненной компетентности, заинтересовывать изучением предмета.

Обучающая цель проекта: показать сложность и неоднозначность образа Пугачёва в повести А.С. Пушкина. Показать историческую основу произведения о крестьянском восстании и личность Пугачёва с разных аспектов - глазами историков и литераторов.

 

Задачи

 

1. Формирование и развитие у учащихся представления о проектной деятельности.

2. развитее у ребят навыка сопоставительного анализа (сравнительной характеристики) персонажей;

3. формирование умений планирования и проведения исследовательской деятельности, оформления результатов;

4. развития у школьников аналитического мышления при отборе необходимой информации, сравнении, сопоставлении различных фактов, сюжетных линий произведения;

5. совершенствование умения работать с художественным произведением, с различными источниками информации;

6. создание условий для формирования коммуникативной культуры учащихся (публичных выступлений, аргументированной защиты проведённых исследований); умения работать в коллективе, в сотрудничестве.

 

Объект исследования

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Ожидаемые результаты

- повышение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся;

- повышение результатов обучения и осознанности усвоения материала, развитие внимания, памяти, логического мышления;

- повышение у учащихся интереса и желания работать над решением поставленных задач;

- выработка умения творчески анализировать и оценивать исторические события и явления;

- развитие навыков совместной работы и коллективного познания учащихся.

 

Ресурсы

Временные – 3 недели.

Учебно-информационные.

Контрольно-измерительные – вопросы   и задания, рефлексивные методики.                  

 

                                                                                                                                                                          

 

 Этапы реализации проекта.

 

Этапы

Работа над проектом

(исследовательская деятельность)

Подготовительный этап

 

- учащимися определяется тема и цель проекта, учитель знакомит со смыслом проектной деятельности, мотивирует на неё школьников, помогает в постановке целей) – всё это осуществляется на первом уроке по изучению повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

- проектантами вырабатывается план действий, формулируются задачи;

- определяются источники;

- распределяются обязанности между проектантами: учащиеся делятся на 3 группы по 8 человек, распределяются обязанности (см. паспорт проекта) - каждый участник обозначает свой будущий вклад в исследование;

- уточняется процедура и критерии оценки результатов проекта (раздаётся оценочный лист проекта).

- Перед учащимися ставится проблемная задача: подготовить презентацию по заданной теме и презентовать её на 5 уроке по изучению повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Основной

Учащиеся осуществляют исследование, решая промежуточные задачи. Учитель на этом этапе максимально пассивен: наблюдает, советует, консультирует, косвенно руководит деятельностью проектантов.

Работа в группах над проектом в течение 3-х недель:

Учащиеся определяют основные вопросы будущей презентации (вопросы проекта) – темы исследований для групп.

 

Заключительный

 

На этапе результатов и выводов проектанты анализируют полученные в ходе работы результаты, формулируют выводы.

 

Презентация проекта:

- демонстрация продукта-защита проекта в виде мультимедийной презентации;

-рассказ о самой деятельности проектантов.

 

 

 

Структура и ход урока.

Тип урока: Урок- презентация (защита проекта).

Формы работы учащихся: групповая.

Техническое оборудование: мультимедийный проектор.

Поисково-исследовательская работа:

- анализ художественного текста;

- изучение литературоведческих статей;

- поиск информации в Интернет-ресурсах;

-создание презентации.

Методические приемы: сообщения (экспертов), аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа обучающихся, групповая работа.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.

 

 

 

Этап урока

 

Ход урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Время

1

Организационный

Начало работы по проекту

Предоставление слова экспертам

Запись темы и эпиграфа урока в тетрадь

2

2

Подготовительная работа

 

Знакомство с предварительными заданиями групп (озвучивают сами эксперты):

1. Задание «Историкам»

2.Задание «Исследователям»

3.Задание «Аналитикам»

 

Выдача оценочных листов группам с этапами поисково-исследовательской работы

Обсуждение задач, определение ответственных за конкретную задачу

3

3

Знакомство с результатами

поисково-исследовательской работы

Совместная презентация 3-х групп.

 

 

 

Консультативная

 

Выступление экспертов 3-х групп. Показ

презентации с комментариями, выводами

29

4

Рефлексия Формулировка вывода

     

 

Консультативная

 

 

Постановка вопроса: Кем предстаёт Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

Формулировка вывода

5

5

Подведение итогов урока

 

Воспроизведение слов Пушкина в качестве напутствия

Запись в тетрадях

3

6

Домашнее задание

Письменно ответьте на один из вопросов


 

 

Запись в тетрадях, дневниках

3

 

Ход урока

 

Этапы урока

УУД

Организационный момент

Слово учителя: «Сегодня, ребята, у нас необычный урок: урок-отчёт о результатах исследовательской деятельности в рамках проекта.Приглашаем выступить экспертов от каждой группы по исследуемой ими проблеме.

 

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему проекта;

Отчёт творческих групп (выступление экспертов; показ презентации).

Эксперт 1 группы «Историков».

Личность Пугачева до сегодняшних дней интересует и историков, и литераторов, и художников, и государственных деятелей, но первым, кто обратился к личности Пугачева – Александр Сергеевич Пушкин. Образ Пугачева в романе занимает одно из центральных мест. Его характер раскрывается постепенно в ходе событий, о которых повествует Петр Гринев. Давайте и мы с вами пойдем вслед за автором, опираясь на исторические справки, попытаемся раскрыть образ Пугачева и выяснить отношение к нему как исторической личности и художественному образу. Итак, кто же такой Емельян Пугачев, и почему его личность была так интересна Пушкину?

Но прежде вспомним станицы   истории России, события 1773-1775 гг. Назовём причины крестьянской войны.

усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьян.

тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах

ухудшение положения народов Поволжья и Приуралья

ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике

Художник - оформитель 1 группы.

- вот как изобразил крестьянскую войну 1773-1775 гг. художник А.П. Бубнов «Пугачев. Народное восстание».

 

Эксперт 1 группы

Обратимся теперь к исторической личности и одному из героев романа А.С.Пушкина, а именно к Пугачеву.

Казак из донской станицы Зимовейская. Был превосходно сложен – широк в плечах и тонок в талии. В 1759 г Пугачев вступил на военную службу казаком, участвовал в Семилетней войне 1756-1763 гг., проявил «отменную проворность» во время сражений. Участвовал он и в войне с турками в 1768-1774 гг., где получил за храбрость младший офицерский казачий чин.

В 1773 г возглавил восстание крестьян на Яике, провозгласив себя чудом спасшимся императором Петром III. Восстание началось 17 сентября 1773 г.

В сентябре 1774 г. казаки сдали властям Пугачева. В железной клетке Емельян был привезен в Москву, где был казнен 10 января 1775 г. На Болотной площади. (Суд Пугачева. Художник С. Герасимов).

Вывод группы «Историков»:

А.С. Пушкин в «Истории Пугачёвского бунта» опирается на фактические данные, которые пытается научно обобщить. По его словам, накануне восстания 1773года «всё предвещало мятеж, но не доставало предводителя». Предводителем оказался дерзкий и решительный Емельян Пугачёв.

А.С. Пушкин приводит факты, свидетельствующие о силе восставших («Войско его с часу на час умножалось неимоверно»; «Бунтовщики дрались храбро»; «Жители приняли его с восторгом»).  

В отношении официальных властей и правительственных войск он, напротив, допускает критические замечания: («Ни одного из сих распоряжений не было выполнено»; «Солдаты, приведённые в уныние, сражались неохотно»; «Начальники оставляли свои места и бежали, завидя башкирца с саадаком или заводского мужика с дубинкою»).

Пушкин пишет о том, что «многочисленная московская чернь, пьянствует и шатаясь по улицам, с явным нетерпением ожидала Пугачёва» и что «губернии Казанская, Нижегородская и Астраханская были наполнены шайками разбойников».

В главе, которая не была включена в 1836 году в окончательную редакцию «Капитанской дочки» и сохранилась в черновой рукописи, А.С. Пушкин даёт следующую оценку событиям 1773-1775г.г.: «Мы проходили через селения, разорённые Пугачёвым, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что оставлено было им разбойниками. Они не знали, кому повиноваться. Правление было повсюду прекращено. Помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду. Начальники отдельных отрядов, посланных в погоню за Пугачёвым, самовластно наказывали виноватых и безвинных. Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный».

 

1.Личностные УУД:

- формировать мотивацию к   обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формировать в процессе обучения такие нравственные качества: честность, доброта, справедливость, чувство долга, милосердие, верность своему слову;

- совершенствовать духовно-нравственные качества личности; прививать любовь к литературе и истории своей Родины

 

2. Предметные

(в познавательной сфере)

- использовать для решения познавательных задач различных источников информации («История Пугачёва» А.С. Пушкина, интернет-ресурсы); свободно извлекать необходимую информацию из различных источников.

- на основе анализа исторического материала делать выводы (в частности о предводителе крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Емельяне Пугачеве);

-понимать ключевые проблем изучаемого произведения;

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,

подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-извлекать информацию, представленную в разных формах, синтезировать её (например, в виде презентации);

- осуществлять анализ и синтез изученных исторических документов;

 

 

(в ценностно-ориентационной)

- приобщать к духовно- нравственным ценностям русской литературы и истории.

3.Регулятивные.

- формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом учебника, исторических источников.

 

4.Коммуникативные

- формировать умение работать в группе;

- формировать уважительное отношение к мнению других;

- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

 

 

 

Эксперт 2 группы «Исследователей».

«Исследователи» обратились к повести «Капитанская дочка», составили проблемные вопросы к тексту, позволяющие раскрыть образ Пугачёва:

 

Когда и как появляется Пугачев на страницах романа?

Как запечатлен образ вожатого? На что обращает внимание Гринев?

Как вы думаете, о чем вожатый разговаривает с хозяином умета? Почему их разговор Гринев называет «воровским»?

В каких главах еще говорится о Пугачеве?

Чем его изображение в последующих главах отличается от изображения вожатого?

Давайте сравним описание внешности Пугачева и вожатого (работа с таблицей).

Что изменилось, а что осталось неизменным?

Как происходит вторая встреча Гринева и Пугачева?

Что до этой встречи знал о Пугачеве Гринев?

Какое впечатление на Гринева производит первое появление Пугачева? (анализ эпизода «Штурм Белогорской крепости»)

Каким Пугачев показан во время казни после взятия крепости?

Почему он помиловал Петра?

Как вы понимает слова Гринева: «Моя искренность поразила Пугачева»?

Изменилось ли представление Петра о Пугачеве – «злодее и разбойнике»?

 

Эксперт 2 группы «Исследователей»:

Образ Пугачева в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина – это литературный образ, а мы с вами знаем, что Пугачев - прежде всего историческая личность. Давайте выясним, совпадает ли эти два образа.

Обратимся к портрету героя в повести (словарная работа: ПОРТРЕТ – на доске).

Во 2 главе в образе «вожатого», на фоне «мутного кружения метели» появляется образ Пугачёва. Образ мелькнул и скрылся, но набросан уже первый портрет и сказано несколько слов, отмечающих черты личности героя:

«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

Одновременно с первыми набросками портрета возникла и тема народных восстаний: в разговоре прохожего постоялого двора иносказательно обсуждаются возможности возобновления и только что усмирённого бунта Казачьего Яицкого войска.

В 7 главе читаем воспоминания Петра Гринёва:

«Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев».

«Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо».

В 8 главе также видим характеристику героя:

«Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого».

Обратимся к главе 11:

Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь». Глаза сверкали

«… он был одет по-дорожному, в шубе и киргизской шапке». «Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие».

«Хвастливость разбойника показалась мне забавна»

В главе 12 читаем:

Взглянул грозно, смягчил, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь.

«Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в толпе Акулину Памфиловну погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: «Прощайте, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь».

 

Выводы группы «Исследователей»:

Несмотря на свою «реалистичность», Пугачёв резко отличается от других героев повести «Капитанская дочка». С его появлением возникает тревожная, загадочная атмосфера. И в главе «Вожатый», и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. В нём уживаются и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить себе человека и готовность ему помочь.

Как видим из отрывков, в повести постоянно говорится о глазах Пугачёва. Эта деталь необходима для создания его динамического портрета.

Мы убедились, что Пугачёв непредсказуем – это человек-стихия.

Важнейший принцип создания образа Пугачёва – превращение, метаморфоза. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений. Он казак- человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший чужое – имя покойного Петра III (имя для Пугачёва- главный атрибут власти), нём проступают то черты плутоватого казака, то мудрость «вождя и полководца», властный и грозный «государь» оборачивается искренним и милосердным спасителем, нетерпеливый и скорый на расправу человек – рассудительным и примиряющим.

 

1.Личностные УУД:

- формировать умение выражать своё отношение к героям.

- формировать систему ценностных отношений к образовательному процессу в области литературы.

 

2. Предметные УУД

 

- осуществлять анализ художественного текста (повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»);

- устанавливать причинно-следственные связи при анализе образа Емельяна Пугачёва в исторической литературе и в повести   «Капитанская дочка»;

- строить рассуждения.

 

3.Регулятивные

- совершенствовать умение анализировать художественный текст и на основе анализа делать выводы;

- совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания;

- отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения;

- формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;

- формировать самостоятельность мышления в условиях групповой работы

 

 

4.Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формировать умение задавать вопросы; полно выражать свои мысли.

 

 

Эксперт 3 группы «Аналитиков», продолжая работать с презентацией, зачитывает проблемные вопросы.

1. Прочитайте описание внешности Е. Пугачева в «Истории Пугачевского бунта» и во 2 главе «Капитанской дочки».

«Емельян Пугачев … сорока лет отроду, смугл и худощав; волосы носил темно-русые, бороду черную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышиблен еще в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску имел он белое родимое пятно, а на груди знаки, оставшиеся после болезни, называемой черной немочью».

2. Ответьте на вопросы

Что совпадает в том и другом описании?

Есть ли несовпадающие детали? Если есть, то чем вы можете объяснить несовпадения?

В каком из описаний выражено отношение к персонажу? Какое это отношение? Какие слова помогают выразить это отношение?

 

Эксперт 3 группы «Аналитиков» подводит итог:

В описании внешности Пугачева в «Капитанской дочке» просматривается авторская симпатия, а в «Истории Пугачевского бунта» портрет героя лишен эмоциональной окраски.

 

Вопрос эксперта

Прочитайте данный отрывок из «Истории Пугачевского бунта» А.С.Пушкина: «Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: «Эхэ, - сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе Бог принес?» Вожатый мой мигнул многозначительно и ответил поговоркою: «В огороде летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо. Ну, а что ваши?»

- Да что наши! – отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. – Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.
- Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит».

 

Ответьте на вопросы:
1. Чем интересен разговор героев?
2. Для чего они используют иносказательную речь?

Ответ: В этом диалоге говорится об усмирении восстания яицких казаков в 1772 г. Речь Пугачева непонятна Гриневу, так как тайный «воровской» язык, пословицы и загадки, которыми пользуются вожатый и хозяин «умета», -   это специальная речь, доступная лишь членам шайки.

Вопрос эксперта

Прочитайте отрывок: «Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь; нас погнали туда же».


Ответьте на вопросы:
1. Обратите внимание на глаголы. О чем нам говорят названия действий, которые совершаются народом?

Сделайте вывод об отношении народа к Пугачеву.

 

ОТВЕТ:

Народ рад появлению Пугачева. Отношение к нему простых людей А. С. Пушкин показывает при помощи глагола «повалил», т. е. пошел по своей воле. Пугачева встречали колокольным звоном, хлебом и солью, как издавна встречали на Руси царей и почетных гостей.

 

Вопрос эксперта

Прочитайте данные эпизоды из «Истории Пугачевского бунта»


а) «Пугачев, в красном казацком платье, приехал верхом в сопровождении Хлопуши. При его появлении солдаты поставлены были на колени. Он сказал им: «Прощает вас бог и я, ваш государь Петр
III, император. Вставайте!» Потом велел оборотить пушку и выпалить в степь. Ему представили капитана Камешкова и прапорщика Воронова. История должна сохранить сии смиренные имена. «Зачем вы шли на меня, на вашего государя?» - спросил победитель. – «Ты нам не государь, - отвечали пленники, - у нас в России государыня императрица Екатерина Алексеевна и государь цесаревич Павел Петрович, а ты вор и самозванец». Они тут же были повешены».

б) «Наконец мятежники ворвались в дымящиеся развалины. Начальники были захвачены. Билову отсекли голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из него сало и мазали им свои раны. Жену его изрубили».

Ответьте на вопросы:
1. Что общего в этих эпизодах?
2. Сравните, есть ли в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина подобные сцены? Ответ обоснуйте.

 

В «Истории Пугачева» А. С. Пушкин показывает предводителя восстания как злодея, не щадящего своих врагов. В «Капитанской дочке», основываясь на реальные факты, писатель избегает описания кровавых сцен, так как для него важна не документальная точность, а роль Пугачева в судьбе Петра Гринева.

 

Вопрос эксперта

Прочитайте данный эпизод из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина.

«Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего – навсе только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»

Ответьте на вопросы:
1. Кому принадлежат эти слова?
2. Объясните смысл данной сказки. С какой целью А.С.Пушкин включает этот эпизод в произведение?
3. Как данная сказка отражает понимание Пугачевым своего места в крестьянской войне?

Ответ:  Орел – символ свободы и власти. Чтоб подчеркнуть величие и значимость образа Пугачева, Пушкин включает в свое произведение калмыцкую сказку, рассказанную Гриневу Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость. Смысл сказки – выражение жизненной позиции Пугачева,   которая заключается в том, что лучше прожить полную жизнь «всего – навсе   тридцать три года», чем существовать, «питаясь падалью», триста лет.

 

Выводы группы «Аналитиков»:

Пугачёв – фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как заячьем тулупчике, подаренным Гринёвым («Улица моя тесна; воли мне мало»). Власть его кажется безграничной, но он осознаёт трагизм своей судьбы - это подчёркнуто и в любимой песне Пугачёва («Не шуми, мати зелёная дубравушка…»), и в рассказанной им калмыцкой сказке.

Как и всякий трагический герой, Пугачёв предстаёт в героическом ореоле. Гринёв пытается понять роль Пугачёва в его судьбе, в судьбе Маши. Мысли о судьбе сопровождают каждый поворот сюжета, каждое мгновение в жизни Гринёва, связанное с Пугачёвым. Пугачёв для него – живое воплощение чуда. Пугачёв возник из метели, из сна, он стал для Гринёва «вожатым» по жизни.

Пугачёв одновременно реален и фантастичен, недоступен для понимания. Он – звено, соединившее обыкновенного человека Гринёва с миром таинственного и загадочного: с судьбой и историей.

 

1. Личностные УУД

-проявлять уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

- проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность

 в чтении;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков литературного героя.

 

2.Предметные УУД

 

- строить рассуждения о Пугачеве как исторической личности и герое художественного произведения;

- формировать умение определять авторское отношение к главным героям (устанавливать причинно-следственные связи).

 

 

3.Регулятивные УУД

- совершенствовать умение анализировать художественный текст и на основе анализа делать выводы;

- совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания;

- отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения;

- формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;

- формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной и групповой работы.

 

4.Коммуникативные УУД

- формировать умение слушать и понимать других, вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

- формировать умение выражать свои мысли;

- формировать владение монологической и диалогической формами речи.

Рефлексия. Формулировка вывода.

Группа «Аналитиков» и весь класс подводят итог работы над проектом, делают выводы.

- Проблемный вопрос: Каким же предстаёт образ Пугачёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

 А. С.   Пушкин, изображая на страницах своего произведения Пугачева, не отходит от исторической правды. Он показывает Пугачева как самозванца, беспощадного и жестокого злодея, смелого и дерзкого человека, талантливого военачальника, любимца народа. Но, используя художественный вымысел, Пушкин делает образ своего героя живым, что помогает увидеть в нем еще и человека, способного помочь нуждающемуся, способного на добро отвечать добром, умеющего отблагодарить, защитить, а также человека чуткого, милосердного, мудрого и в то же время несчастного и одинокого.

Образ Пугачёва - сложный сплав исторических, реально-бытовых, символических и фольклорных элементов, это образ-символ, развёртывающийся, как и любой символический образ, в нескольких, порой взаимоисключающих, смысловых плоскостях. Пугачёв – персонаж романа, участник сюжетного действия. Он увиден глазами Гринёва. Как персонаж он появляется только тогда, когда его жизнь перекликается с жизнью мемуариста. Облик Пугачёва физически конкретен, рассказчику вполне ясен. Его внешность выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нём значительнее и таинственнее того, что доступно взгляду Гринёва.

Образ Пугачёва – центральный образ романа (хотя Пугачёв и не является центральным действующим лицом).

С ним связаны размышления А.С. Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической

 

Регулятивные УУД:

-   формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;   

-      самостоятельно формулировать проблемные вопросы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 

Подведение итогов урока.

Слово учителя (запись в тетради).

В день, когда была завершена «Капитанская дочка», на встрече с друзьями – лицеистами поэт прочитал своё последнее стихотворное послание к ним «Была пора: наш праздник молодой»:

                 Припомните, о други, с той поры,

                 Когда наш круг судьбы соединили,

                 Чему, чему свидетели мы были!

                 Игралища таинственной игры,

                 Метались смущённые народы;

                 И высились и падали цари;

                 И кровь людей то славы, то свободы,

                 То гордости багрила алтари.

Величественная картина европейской и русской истории первой четверти ХIХ века, созданная в послании, - своеобразный поэтический «эпилог» к повести о бессмысленном и беспощадном «русском бунте», который, по убеждению А.С. Пушкина, не должен был повториться в России.

 

Выставление оценок.

 

Регулятивные УУД:

 

- в диалоге с учителем и одноклассниками вырабатывать 

критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- формировать умение корректировать свою работу;

Домашнее задание.

 

Письменно ответьте на один из вопросов:

 

1.Какие вы видите положительные и отрицательные стороны в Пугачеве как

литературном герое и исторической личности?

2. С каким Пугачевым вы хотели бы побеседовать? О чем бы вы его спросили?

3. В чём историческая правда и художественный вымысел в повести

А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

 

 

Коммуникативные УУД

- формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

 

Рефлексия результатов работы над проектом.

 

В конце урока учащимся предлагается определить своё отношение к участию в проекте цветными жетонами в виде лепестков, которые прикрепляются к сердцевине цветов:

Красный – «мне было всё понятно, я чувствовал себя успешным»;

Оранжевый – «иногда я испытывал затруднения, но всё же было интересно работать»;

Жёлтый – «мне было трудно работать в группе и на уроке, но я старался выполнять свои задания»;

Белый – «мне было всё равно, как подготовится моя группа, как пройдёт заключительный урок».

 

Оценка проектной деятельности учащихся.

Определяется индивидуальный и групповой вклад в решение проблемы. Выставляются баллы в «Оценочный лист». Лидеры 3-х групп ставят предварительные баллы за участие в исследовательском проекте. Учитель литературы выставляет свои баллы за активность и качество представления результатов работы. Учитель истории оценивает качество представленной информации в презентации и поощряет членов групп, которые наиболее успешно работали с историческими источниками.

Коллегия экспертов подсчитывает, суммирует общее количество баллов, выставляются оценки.

 

Заключение

“Капитанская дочка” А.С. Пушкина — одно из первых по-настоящему сложных произведений школьной программы. Восьмиклассникам предстоит трудная работа: им нужно разобраться в перипетиях неоднозначных исторических событий XVIII века; взглянуть на историю глазами писателя, а не учёного, а значит, увидеть в повести как факты, так и вымысел; нужно разобраться в сложнейших вопросах взаимодействия долга и чести, закона, власти и милосердия. Кроме того, у учеников восьмого класса ещё нет достаточного опыта анализа больших по объёму произведений литературы, не выработаны умения и навыки написания сочинения по такому сложному литературному материалу. Все эти задачи учитель должен решить в процессе работы над “Капитанской дочкой”, поэтому, по моему глубокому убеждению, нужно уделить этой работе как можно больше времени, не торопиться. Количество пройденного за год материала далеко не всегда говорит о качестве обучения, а чаще всего совсем наоборот. Подготовка ребят к восприятию этого произведения начинается заранее.

Буквально на первом уроке в новом учебном году мы беседуем о том, чем художественное творчество отличается от исследования учёного, задачи писателя - от задач историка. Вспоминая хорошо известное ученикам стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино” из 5 класса, я предлагаю им подумать над вопросом: с какой целью поэт обращается к недавнему историческому прошлому России. Рассказать о событиях 1812 года? Но память о них ещё очень свежа, живы участники войны, знающие её лучше молодого автора. Напомнить юношеству о подвигах отцов? Но “Бородино” написано к пышно отмечавшемуся двадцатипятилетнему юбилею битвы, внимание к которой было действительно велико. В результате беседы восьмиклассники приходят к выводу, что Лермонтов смотрит на известное историческое событие другими глазами: не благодарного потомка, не хладнокровного исследователя истории, а участника сражения, солдата. Поэту важно не сообщить известные каждому факты, а прожить, прочувствовать этот острый момент вместе с очевидцем и участником битвы.

На уроках, посвящённых историческим песням, разговор об изображении истории в литературе продолжается. На этот раз мы рассматриваем соотношение литературного исторического персонажа и реального исторического лица. Читая песни, героями которых являются предводители крестьянских войн, ученики отмечают, что народное художественное сознание рисует скорее желаемый образ, нежели достоверный. Важна не историческая правда, а правда характера. В процессе изучения “Капитанской дочки” мы вспомним и о фольклорном Пугачёве.

Итак, к моменту начала работы над повестью Пушкина у восьмиклассников уже есть представление о художественном историческом произведении и изображении в искусстве исторических лиц.

В своей работе я попыталась показать значимость произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» на становление личности современного подростка. Емельян Пугачёв был очень яркой и неординарной личностью (недаром им интересовался Пушкин), способной заинтересовать подростка, мечтающего о славе и приключениях. Современный подросток можешь выбрать путь, которым пошёл Пугачёв, но он должен осознавать все последствия своего выбора (гибель в расцвете лет).

Читая классику, ученик может получить ответы на волнующие его вопросы о взаимоотношении с родителями, с любимым человеком, о дружбе и предательстве, о подчинении или сопротивлении сильной личности.

Мне было очень интересно работать над этой темой. Я буду рада, если она поможет моим восьмиклассникам стать человечнее и добрее к себе и к людям, если коллеги воспользуются моими методическими находками.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика