I. Слово учителя.

1 января 1700 г. но указу Петра 1 неожиданно для всех было отпраздновано наступление «нового года и нового века». При активной поддержке Петра создавалась и новая светская литература. Время требовало дел. Подобно «работнику на троне», каждый обязан был трудиться на пользу обществу и государству Словесность могла быть полезна, когда она прославляла успехи государства и разъясняла политику правительства.

Беседа по вопросам:

Какими предстают выдающиеся политические деятели ХVIII столетия  - Петр 1 и Екатерина II — в произведениях А.С. Пушкина («Медный всадник», «Капитанская дочка»)? Воплощением какой государственной идеи они являются?

 (Идеи абсолютной монархической власти. Петр, ратуя о преобразованиях в России, все подчинил своей воле. Кажется, лишь его властного взгляда достаточно, чтобы «в гранит оделася Нева». Екатерина II в повести А.С.Пушкина оказывает милость Гриневу и Маше Мироновой, принимая решение единовластно, отменяя тем самым решение суда.)

А.Н. Радищев назвал ХVIII столетие, с одной стороны, «безумным», а с другой стороны — «мудрым». Как вы думаете, почему?

 (Кровопролитные войны, жестоко подавленное восстание Пугачева, усиление крепостничества — с одной стороны; создание первого русского университета, культ науки и просвещения, преобразования в государственной жизни России — с другой.)

З. Назовите известных вам деятелей литературы ХVIII в.

II Лекция.

(План лекции заранее выносится на доску)

ПЛАН

1) Определение понятия «классицизм». Исторические предпосылки.

2) Главная цель этого литературного направления.

3) Система жанров.

4) Понятие прекрасного.

5) Особенности драматургии.

6) Три периода русского классицизма.

Задача учащихся — записать по ходу лекции основные тезисы в соответствии с каждым пунктом плана. Форма записи:

План:                 Тезисы:             Примечание:

В графу «Примечание» заносятся мысли, замечания по поводу записанных тезисов.

Слово учителя

Основным литературным направлением ХVIII в. был классицизм. Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре ХVII начала ХIХ в., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону

Классицизм связан со временем утверждения крепкого централизованного государства — абсолютной монархии.

Главная задача классицизма — создание значительного монументального искусства, одушевленного идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг тропа. Частный интерес подчинен в классицизме государственному чувства долгу

Подобно тому, как общество делится на сословия, жанры произведений литературы, по представлениям классиков, должны де литься на «высокие» и «низкие».

«Высокие» изображают великие исторические события и великих деятелей — королей, полководцев, вельмож.

 «Высокие» жанры: трагедия, эпическая поэма, ода.

«Низкие» развивают темы личной жизни. Их герои — буржуа, торговцы, ремесленники.

«Низкие» жанры: комедия, лирическое стихотворение, роман.

Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в ХVII столетии неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно было быть подобно глубоким водам, заключенным в гранитные берега.

В драматургии господствовало требование трех единств:

места (должно было быть одно место действия);

времени (действие разворачивалось в течение 24 часов);

действия (выделялся один основной сюжет, не было побочных коллизий и персонажей).

Трагедия («высокий» жанр) была призвана вызвать ужас и сострадание путем изображения борьбы между долгом и страстью в душах сильных людей, грандиозного столкновения страстей, государственных переворотов.

Задача комедии («низкого» жанра) - исправление нравов при помощи осуждения бытовых пороков, одному из которых и посвящалась пьеса. Так, великий французский писатель Мольер осмеял скупость в комедии «Скупой», лицемерие в «Тартюфе», развращенность — в «Дон-Жуане». Соответственно и внутри комедии каждый персонаж являлся воплощением какой - нибудь одной черты.

Русский классицизм пережил три периода:

1) 30—50-е гг. ХVIII в.

Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Эта задача будет окончательно решена в творчестве АС. Пушкина.

2) 60-е гг. — конец ХVIII в.

На первый план выдвигаются задачи воспитания человека гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства.

3) конец ХVIII в. — начало ХIХ в.

Наблюдается спад классицизма. Усиливаются национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворявина, а тип русского идеального дворянина.

Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность.

Классицизм оставил заметный след в культуре наших дней как в области литературы (творения Корнеля, Мольера, Фонвизина, Крылова, Ломоносова), так и в других сферах искусства. В Москве в классическом стиле построены целые усадебные ансамбли — Кусково, Останкино, Архангельское, в Петербурге — дворцы и парки Царского Села, Ломоносова, Павловска. Культуре классицизма принадлежит живопись Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова.

III Домашнее задание.

1. Подготовить рассказ о классицизме как литературном направлении.

2. Индивидуальное задание — подготовить сообщение на тему «Судьба МВ. Ломоносова» (по карточке З).

 

Карточка З

Судьба М.В. Ломоносова

Родился М.В. Ломоносов на берегу Северного моря в семье крестьянина, занимавшегося рыбным промыслом, 8 ноября 1711 г. С детских лет выходил Михайло в море с отцом на легком суденышке, вступал в борьбу с бушующей стихией, узнавал магическое притяжение тайны северного сияния.

Но истинной страстью подростка были книги. Жажда знаний заставила навсегда покинуть родительский дом и родные края и вместе с рыбным обозом прийти в Москву, где его никто не ждал. Он появился в чужом городе,
имея всего лишь три рубля, взятые в долг у соседа. Очевидна и шаткость расчета: ведь Ломоносова как сына крестьянина не могли и не должны были принять ни в одно учебное заведение страны. Однако М.В. Ломоносов поступил в Спасские школы (позднее переименованные в Славяно-греко-латинскую академию), скрыв свое крестьянское происхождение. Когда же обман обнаружился, преподаватели сами не пожелали расставаться с лучшим учеником.

Затем были университеты в Марбурге и Френберге. Ломоносов не был покладистым студентом. От профессоров, в том числе заграничных, он требовал качественных знаний, плодотворной практики, не желая довольствоваться поверхностными лекциями.

Вернувшись в Россию, М.В.Ломоносов все силы отдавал служению отечественной науке, борясь против засилья иноземцев в Петербургской академии.

Благодаря его стараниям в Москве был открыт первый российский университет, который теперь носит его имя. 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика