1. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ о классицизме как литературном направлении.

2. Индивидуальное сообщение на тему «Судьба М.В. Ломоносова»

(по карточке З).

II. Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова. Обучение конспектированию.

Один из ведущих литературных критиков ХIХ столетия В.Г. Белинский называл М.В. Ломоносова «Петром Великим» нашей литературы. Он впервые подошел к литературе как к науке, систематизировав литературные жанры в соответствии со стилистикой языка.

Прочитайте статью М.В. Ломоносова «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», определите ее основную мысль. Составьте конспект статьи в соответствии с планом.

Для этого на доске и в тетради заполняется правая часть следующей таблицы:

План

 

Тезисы

 

Примечание

 

1. Какие три штиля и на каком основании выделяет в книжной речи М.В.Ломоносов?

 

Высокий, посредственный и низкий — в соответствии с количеством употребляемых в тексте церковнославянских слов.

 

 

2. Высокий штиль. Особенности языка.

Рекомендуемые жанры.

 

Высокий штиль «составляется из речений славянороссийских и из славянских, россиянам вразумительных и не весьма обветшалых.

Жанры: героические поэмы, оды, речи о важных материях»

 

 

3. Средний штиль.

Особенности языка.

Жанры.

 

Средний штиль использует  общеупотрбительные слова. «Речения словенские» и «низкие слова» употреблять осторожно.

 Жанры: дружеские письма, сатиры, элегии, описание «дел достопамятных в учений благородных».

 

 

4. Низкий штиль. Особенности языка, Жанры.

 

«Речения, которых нет в славянском диалекте «Простонародные низкие слова... по рассмотрению». Жавры: комедия, эпиграмма, дружеские письма, описания обыкновенных дел.

 

 

 

III. Реформирование поэзии.

Слово учителя

В ХVIII в. происходит коренная перестройка русской поэзии, у истоков которой стояли В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов.

В 1735 г. был опубликован поэтом В.К. Тредиаковским «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», где было заявлено, что длинные (многосложные) силлабические стихи не соответствуют природным особенностям русского языка и их «приличнее называть прозою». Это было смелое заявление, но поэт на том не остановился. Желая утвердить новый способ написания стихов, он обратился к русским народным песням в надежде там отыскать необходимую основу. Настойчивость поиска была вознаграждена. Тредиаковский заметил, что ритм и напевность в русских народных песнях основаны на «тонах», т.е. на одинаковом количестве ударений в строке (в силлабическом стихе наблюдалось лишь равное количество слогов). Тредиаковский предложил составлять стихи «равномерными двухсложными стопами», так, чтобы в строке правильно чередовались ударные и безударные слоги (стопою называется повторяющееся сочетание ударного слога с неударным). Такое последовательное чередование однозначных конструкций (ударный — неударный или один ударный, два неударных слога) придавало стиху ритмическую упорядоченность и благозвучность, свойственные русской речи.

Ломоносов многое у Тредиаковского подверг существенной переработке. Он призвал в качестве основы русской стихотворной системы тонический принцип расположения стоп, но предложил распространить этот принцип на все стихи, в том числе и короткосложные (5—7 стоп).

Новаторски подошел Ломоносов и к использованию двухсложных и трехсложных стоп в русском стихосложении. Тредиаковский всем другим стопам предпочитал хорей и соединенный с ним дактиль. Ломоносов самым подходящим размером считал ямб, полагая, что стихи, составленные из ямбических стоп, «материи благородство, великолепие, высоту умножают». Известное преувеличение в таком утверждении, конечно, имеется. Однако настойчивая пропаганда Ломоносовым преимуществ ямбического стиха пошла на пользу русской поэзии. В ямбической организации она обретала и легкость, и «скорость» способность передавать достаточно разнообразные состояния.

Беседа по вопросам:

1. Прочитайте отрывок из стихотворения М.В. Ломоносова «Разговор с Анакреоном». Определите размер стиха в словах Анакреона и ответе Ломоносова (хорей и ямб). Что подчеркивает данное различие?

2. В чем вы видите заслугу М.В. Ломоносова как ученого-филолога?

3. Понравились ли вам стихотворения М.В. Ломоносова? Как бы вы охарактеризовали их своеобразие?

IV. Домашнее задание.

Прочитайте стихотворения М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.» и «Разговор с Анакреоном«. Какие темы поднимает поэт в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией? 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика