I. Проверка домашнего задания.
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение стихотворения «На Волге».
II. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины.


Мы считаем, что пятиклассникам не нужно пересказывать содержание поэмы «Мороз, Красный нос». Напомним им отрывок: «Не ветер бушует над бором...» Прочитаем (или предложим это сделать подготовленным ученикам) такие отрывки из поэмы, в которых рассказывается о мирном крестьянском труде. Рассмотрим иллюстрацию к поэме художника А. Пластова.
      Учитель читает отрывок из поэмы: «Есть женщины в русских селеньях...»
      — Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок? Какое чувство хочет передать нам автор?
      Ученики перечитают стихотворение по строфам, объясняя, как они понимают смысл некрасовских слов. Выделим эпизод с косами, поясним его смысл: женщина не должна была показывать посторонним свои волосы, паренек подбросил их кверху. Крестьянка возмущена его поступком: «Лицо величаво, как в раме, // Смущеньем и гневом горит».
      — Как вы понимаете выражение: «Ей некогда лясы точить...»?
      — Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?
      Ученики отметят:

В ней крепко и ясно сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде.

      Ответим на вопросы учебника.
      — Что такое рифма? Как рифмуются строки в этом произведении Некрасова?
      Составим схему рифмовки и определим ее вид: перекрестная.
      — Что такое сравнение, эпитет?
      — Выделите в тексте сравнения и эпитеты. Для чего их использует Некрасов?
      Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Некрасов сравнивает ее с царицей, с солнцем, взгляд такой женщины дорог, словно золотой рубль. Возмущенное лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом: «как в раме». Зубы он сравнивает с «крупными перлами», т. е. с жемчугом, о ребенке пишет, что он сидит на груди, «как на стуле», т. е. уверенно, спокойно.
      Чтобы описать русскую женщину, Некрасов употребляет такие слова и выражения: «С красивою силой в движеньях...», «Красавица, миру на диво, // Румяна, стройна, высока...», «Всегда терпелива, ровна...», «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «нарядная матка».
      Выдающийся исследователь творчества Н. А. Некрасова Н. Н. Скатов пишет: «...в центре она — женщина во всей полноте определений и в их контрастности: бытовое — „баба“ и высокое „красивая и мощная славянка“, совсем простонародное „матка“ и торжественное — „женщина русской земли...“» 7 .
      — Чем восхищается поэт, описывая русскую крестьянку?
      Отметим не только красоту, трудолюбие русской женщины, но и чувство собственного достоинства.

      III. Выразительное чтение
      На выразительное чтение отрывка обратим самое серьезное внимание: ценности и взгляды, заложенные Некрасовым в этот текст, стали важнейшей составляющей русской культуры, и работа с некрасовскими образами, по существу, — воссоздание нашей культурной традиции, передача архетипа.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».

      Индивидуальное задание
      Подготовить сообщения по карточкам

© 2023 Тетрадкин Град
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru