Знания на уроке: метафора, символ.

Словарная работа: гармония, мироздание, зияющий.

Ход урока

I. Краткие сведения о поэте.

II. Чтение вступительной статьи учебника. Остановим внимание учащихся на процитированном отрывке стихотворения «Меркнут знаки Зодиака».

1. Как вы думаете, почему слова: Собака, Камбала, Паук, Корова, Муха (в дальнейшем в стихотворении к ним присоединится растение Картошка!) пишутся у Заболоцкого с большой буквы? Каждая частица мира важна и единственна в своем роде.

2. О какой «плошке опрокинутой воды» говорится в стихотворении? О небе!

3. Как называется такой прием в стихотворной речи? Метафора.

4. Докажите, что Заболоцкий в стихотворении стремится показать: великое и малое, реальность и сказка одинаково необходимы для существования гармонии (порядка) в мире.

По тому, каким поэт видит мир, природу, как осознает себя в ней, мы можем судить о нем как о человеке. Недаром говорят: о чем бы ни рассказывал художник, он невольно обязательно расскажет и о себе. Каким предстает перед вами Н. Заболоцкий после того, как вы познакомились с его биографией?

 

III. Стихотворение «Журавли»

Выразительное чтение стихотворения учителем или специально подготовленным учеником. Анализ первичного восприятия.

1. Понравилось ли вам стихотворение?

В чем трагедия картины, нарисованной Заболоцким? Только ли гибель птицы создает ощущение непоправимости происходящего? Какие слова помогают понять, что рушится чья-то жизнь и гармония мироздания? «И частица дивного величья с высоты обрушилась на нас».

Словарная работа. Как состав слова «мироздание» помогает понять его значение? Здание (построение) мира — весь мир, космос.

2. Как вы думаете, почему не назван в стихотворении человек — виновник трагедии? Мы видим лишь «черное» (символика мрака, смерти) «зияющее» (пустота) дуло?

Совершившего «это» невозможно назвать человеком. На его месте — понятие неодушевленное, что ярко контрастирует с пораженным огнем «сердцем птичьим». А вот на месте человеческого сердца черная зияющая пустота!

 

IV. Повторное чтение стихотворения учащимися. Анализ по вопросам:

1. Какая картина возникает перед нами в первом и втором четверостишиях? Каким настроением она проникнута? Красота, покой.

2. Какое слово впервые вселяет тревогу, предупреждает об опасности? Союз «но» в начале третьей строфы.

3. Читаем третье и четвертое четверостишия. Как вы думаете, какими звуками наполнена первая часть стихотворения (первое — четвертое четверостишия)? Какая строфа самая тихая?

В первой и второй строфах слышится крик журавлей, дыхание природы: ветер, шелест трав... В четвертой — звук выстрела, всплеск воды под упавшей птицей, зато в третьей — абсолютная тишина: мир как будто замер перед лицом смерти.

4. Читаем стихотворение до конца.

Как вы понимаете слова: «...В искупленье собственного зла им природа снова возвратила...»? То есть о каком зле природы по отношению к журавлям идет речь?

Человек — детище природы, ее частица — сам несет в природу разрушение.

5. В связи с чем в стихотворении звучит обращение к молодым? Какие человеческие ценности напоминает поэту гордый полет журавлей?

В жизни человека это тоже важно: не сломиться от потерь, всегда стремиться к высокому, сохранять гордый дух, непреклонную волю.

6. Объясните смысл следующих перекличек в тексте стихотворения:

а) серебряные крылья — в рубашке из металла;

б) вытянув серебряные крылья через весь широкий небосвод — два крыла, как два огромных горя, обняли холодную волну...

в) утопая в небе — погружался медленно на дно.

Первые фразы — одухотворены жизнью. В них — красота, сила. Вторые как будто повторяют первые, но смерть лишила их поэтичности, и вот «серебряные крылья», отражающие солнечный свет, превращаются в тяжелую «рубашку из металла» мертвой птицы.

Крылья, только что раскинутые в бесконечности, теперь способны обнять только одну «холодную волну».

Поэтический образ — утопать в небе — сменяется реальной трагедией — тонуть в озере — «погружаться на дно».

7. Чем необычно сочетание слов в соседней строке стихотворения? Золотое зарево — образ поэтичный, красивый.

Пятно — слово подчеркнуто неэстетичное.

Их соединение — гибель красоты — обвинение тому, кто совершил злодеяние — убил птицу.

 

V. Чтение стихотворения целиком.

 

Домашнее задание.

Выучить стихотворение «Журавли» наизусть. 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика