Цели урока: дать ощущение необычности лирики и характера Маяковского; опережающее представление о футуризме; ознакомление с текстом «Необычайного происшествия...»

Дополнительная литература для учащихся: Маяковская А. А. Детство и юность Владимира Маяковского: Из воспоминаний матери. М., 1986. К. Чуковский «Из воспоминаний». М., 1959.

Теория литературы: гипербола

Словарная работа: РОСТА— Российское Объединенное Советское Телеграфное Агентство; подпольная работа; социалистическое; футуризм; лозунг; признание.

Оборудование: виды Кавказа, альбом Маяковского, фотографии Маяковского; портрет Давида Бурлюка; репродукции или слайды художников - лефовцев: М. Ларионова, Н. Гончаровой, И. Машкова и др. Революционные марши. Аудиозаписи выступлений Маяковского.

Литература к уроку: Альфонсов В. Н. Нам слово нужно для жизни, Л., 1984; Чуковский К. Из воспоминаний. М., 1959.

 

Ход урока

I. Краткие сведения о Маяковском.

Учитель или специально подготовленные ученики.

В. В. Маяковский род. 7 (19) V. 1893 г. в с. Багдади, в Грузии. Умер в 1930 г., 14 IV.

Небольшое селение Багдади вблизи г. Кутаиси прославилось тем, что его переименовали в Маяковский. В нем родился один из интереснейших поэтов современности, но многие сельчане думали, что это в честь отца поэта — лесничего, умного и уважаемого среди крестьян человека,

Бабушка поэта происходила из рода известного в ХIХ веке писателя Г.П. Данилевского, чья родословная связана с именами Н.В.Гоголя и А.С. Пушкина.

Мать, Александра Алексеевна, урожденная Павленко, посвятила себя воспитанию троих детей.

Детство среди привольной, величественной, вызывающе прекрасной природы Кавказа было счастливым для будущего поэта.

 

Я знаю:

глупость — эдемы и рай!

Но если

пелось про это,

должно быть, Грузию, радостный край,

подразумевали поэты.

 

В 1902 г. поступает в Кутаисскую гимназию, но на школьной скамье не сидится: слишком привлекательно революционное движение. Хочется быстрее стать взрослым, хочется изменить мир к лучшему. Тем временем, в 1908 г., умирает отец. Семья перебирается в Москву, где Володя мог бы учиться на художника (Это была его мечта).Два года учебы в Строгановском училище прерываются арестами из-за подпольной работы — Маяковский не мог отказаться от революции, она представлялась ему возможностью нового переустройства жизни.

На формирование мировоззрения поэта особенно повлияли демократическая атмосфера, царившая в семье, и первая русская революция. В. Маяковский проникся глубокой неприязнью к существовавшему тогда строю и решил посвятить себя борьбе с ним. Будущий поэт вступает в РСДРП, получает партийную кличку «товарищ Константин» и ведет агитацию среди рабочих. Поражение революции и трагическая смерть отца вынуждают Маяковских покинуть Грузию и переселиться в Москву. Будущий поэт продолжает заниматься политической деятельностью. За участие в подготовке побега политзаключенных Маяковский попадает в Бутырскую тюрьму, где проводит без малого год. Там впервые он начинает писать стихи. Впоследствии он так оценивал результаты своих поэтических опытов: «Вышло ходульно и ревплаксиво». Стихи были отобраны тюремщиками и затерялись в архивах, однако сам поэт считал именно это время началом своей творческой карьеры.

(Здесь уместно выяснить у ребят степень осведомленности о революции 1917 г. и в случае необходимости пояснить.)

К новым течениям он стремился и в живописи, и в поэзии.

 

Я сразу смазал

карту будня,

плеснувши краску из стакана,

Я заказал

На блюде студня

Косые скулы океана....

Прочел я зоны новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

На флейтах

водосточных труб?!

 

«Хочу делать социалистическое искусство» — так он определил цель своей жизни в 1910 г. Знакомство со студентом Училища Давидом Бурлюком было очень важным для всей жизни Маяковского. В нем он нашел и друга, и единомышленника они оба были убеждены, что новая жизнь — это новое искусство, и этим искусством назвали футуризм. (Здесь следует продемонстрировать репродукции или слайды художников-футуристов)

«Мы пойдем на улицы Москвы, в гущу народа и станем ... читать стихи... Мы, революционеры искусства, обязаны выступить с проповедью нового искусства по всем крупным городам России... Мы должны и можем делать феноменальные явления и в искусстве, и в жизни. Возьмем мир за бороду и будем трясти... облапим весь мир земной и повернем в обратную сторону... Все человечество — наше — и никаких разговоров!..»

Именно здесь происходит встреча с людьми, оказавшими влияние на становление его поэзии. Это — А. Крученых, Д. Бурлюк и, конечно же, В. Хлебников. Они совместно создают одну из литературных групп русских футуристов, которую называют «кубофутуристами». Именно под знаком футуризма развивается дореволюционное творчество Маяковского. Футуризм как литературный метод и направление зародился в Италии в самом начале 10-х гг. ХХ в. Однако в России был известен лишь манифест итальянских футуристов, но еще не были переведены их стихи, поэтому русские футуристы в значительной мере формировались самостоятельно. Футуризм (от лат. futurum — будущее) воспринимался как школа искусства будущего, и эту устремленность в будущее Маяковский пронес через всю свою жизнь. Кубофутуристы отличались, прежде всего, резким неприятием всей предшествующей культуры, отрицали современное устройство общества и резко, до скандальности, обличали его в своем творчестве (чего стоят сами названия их сборников: «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу»). В их произведениях доминировала социальная тематика, в особенности тема города. Город воспринимался как нечто враждебное человеку («Адище города» - у Маяковского). Именно в сборнике «Пощечина общественному вкусу» (1912) были опубликованы два первых произведения поэта — стихотворения «Ночь» и «Утро».

До революции Маяковский попробовал себя в разных жанрах. Он писал лирику, поэмы: «Облако в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1916), «Война и мир» (1916), «Человек» (1917), создал трагедию «Владимир Маяковский» (1914) и целый ряд сатирических стихотворений. Мироощущение дореволюционного Маяковского по преимуществу трагично, лирический герой его поэзии одинок в мире, где все покупается и продается: и любовь, и Бог, и совесть. Ключевым произведением этого периода стала поэма «Облако в штанах», состоящая из чётырех частей, или, как писал сам Маяковский, из четырех криков «Долой!»: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу религию!», «Долой ваш строй!».

После революции 1917 г. Маяковский в увлеченностью воспевает революцию и ее достижения. Для него аксиома, что все должны отдать свое мастерство, все свои силы на благо революции:

 

Я —

Ассенизатор и водовоз,

Революцией мобилизованный и призванный

 

или:

 

В наше время тот — поэт, тот — писатель, кто полезен

 

Маяковский работал в «Окнах РОСТА» — Российском Объединенном Советском Телеграфном Агентстве. Это было учреждение, в котором в образной форме, с помощью стихов и карикатур людям рассказывалось о наиболее важных политических событиях, а стихи и карикатуры Маяковского пользовались особой популярностью. Эти рисунки вывешивались прямо на витринах этого агентства. Октябрьскую революцию поэт воспринял восторженно. Он пришел в Смольный, писал лозунги, рисовал плакаты. В 1918 г. В. Маяковский создает «Мистерию-Буфф», в 1919—1920 гг. — поэму «150 000 000». Если старому миру он четырежды крикнул «Долой!», то революции он воскликнул: «Четырежды славься, благословенная!» Вместо трагического мироощущения доминирующим пафосом его поэзии становятся оптимизм и героика. Основным методом его творчества первых послереволюционных лет явился революционный романтизм, главной темой — борьба за утверждение нового общества. Коммунизм и будущее стали для него практически синонимами. Новый строй оказался его символом веры, которому поэт посвятил свое творчество и свою жизнь. Поэт сплавляет стихи и публицистику, его язык сжат, емок, афористичен. Сюжеты его произведений часто условны, фантастичны, образы тяготеют к сатирическому или героическому гротеску.

Однако он не был «придворным поэтом», он слишком ясно видел и общественные недостатки, которым задумывал посвятить поэму «Плохо». Воплотить этот замысел не удалось, тем не менее две главные опасности, угрожавшие, по мысли поэта, созданию нового общества, — мещанство и — были отчетливо проявлены в пьесах «Клоп» (1928), «Баня» (1929). Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В его произведениях конца 20-х гг. все чаще стали возникать трагические мотивы. Его называли лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем». Ему всячески мешали провести выставку, посвященную 20-летию его творческой деятельности. Крайне обострилась и его личная жизнь. Все это привело к гибели поэта. Он покончил с собой в 1930 г., не закончив поэму «Во весь голос».

Сложной была судьба поэта, непростой оказалась и судьба его творческого наследия. О нем забывают, перестают печатать. И лишь после фразы Сталина «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи» вновь появляются в печати произведения Маяковского, его издают огромными тиражами, его декламируют со всевозможных трибун, его делают официальным поэтом. «Главначпупсы» используют искренность Маяковского, его глубокую убежденность в конечном торжестве нового общества и новых взаимоотношений между людьми. Вместе с тем та же искренность в разоблачении бюрократизма, трагические сомнения в стихах поэта были неудобны. И тогда делается то, что сам он глубоко ненавидел: наводится «хрестоматийный глянец», размазывается «мраморная слизь». Не печатают или ничего не говорят о неудобных строчках. Даже такая знаменитая вещь, как поэма «Владимир Ильич Ленин», публиковалась вплоть до начала 70-х гг. без той части вступления, в которой Маяковский протестует против обожествления вождя.

Однажды Маяковский написал стихотворение, в котором мы сможем прочесть о том, что он думал о своем призвании.

 

II. Слово учителя.

— Ребята, как вы думаете, что такое «признание»? Давайте посмотрим по словарю.

Призвание — 1. Склонность к тому или иному делу, профессии.

2. Дело жизни, назначение.

(Это определение заранее можно написать на вспомогательной доске и открыть после того, как ученики найдут его в словаре так, чтобы оно было пред глазами в процессе дальнейшей работы.)

— Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: Какие строчки стихотворения формулируют призвание?

Звучит «Необычайное происшествие...» в исполнении учителя (3-5 мин).

— Итак, как вы ответите на этот вопрос?

 

Светить всегда, светить везде, до дней последних донца

Светить и никаких гвоздей — вот лозунг мой и солнца!

 

— Как вы думаете, о каком признании идет речь у Маяковского: о профессии или о жизненном назначении?

(Здесь ученики могут поразмышлять. Здесь можно рассказать о том, что имел в виду Маяковский, когда говорил о том, что «наступает на горло собственной песне». Для него его профессия — поэт — была инструментом служения революции, его признанием, как он считал, было все свои силы отдать развитию революции, что, в итоге, привело к трагедии. В следующих классах ученики будут говорить о его революционном творчестве.)

 

III. Школьники выразительно читают стихотворение.

 

IV. Работа с лексикой. Задания.

1. Объясните или найдите в словаре следующие слова и понятия: РОСТА; подпольная работа; социалистическое; футуризм; лозунг.

2. Найдите слова-неологизмы, которые Маяковский создает в этом стихотворении (горбил, златолобо, ясь, взорим, трезвонится).

3. Как поэт обыгрывает омонимы? Приведите примеры (гоню огни — чаи гони; чем так без дела заходить — ко мне на чай зашло бы.)

4. Приведите примеры разговорной лексики.

 

V. Итог урока.

«Необычайное приключение...» построено именно как описание встречи и разговора поэта с Солнцем, но, даже использован фантастический прием, В. Маяковский строит стихотворение так, как будто то, что там написано, — реальный факт. Постоянная работа на злобу дня, выполнение социального заказа — дело очень трудное. Жара, пекло и тяжелая работа — вот исходное состояние, за ним следует взрыв: поэт бросает Солнцу вызов, и Солнце приходит к нему, однако на дерзости оно смотрит снисходительно, и тогда завязывается разговор по душам. Поэту тяжело все время писать плакаты для РОСТа, а Солнцу — тяжело нести свет людям. И вот здесь обнаруживается главное: поэзия и Солнце сходны в том, что оба противостоят тьме. Как только Солнце уходит за горизонт — светит поэзия. Работа эта не простая, но люди не могут жить без света. Поэтому, по мысли В. Маяковского, неважно, хорошо ты себя чувствуешь или плохо, бодр и свеж ты или устал, ты взялся за эту ношу, и ты обязан ее нести. Отсюда бескомпромиссный поэтический лозунг, завершающий стихотворение.

 

Домашнее задание.

1. Выразительное чтение «Необычайного происшествия».

2. Сделать иллюстрации к стихотворению.

3. Читать статьи учебника.

4. Найти неологизмы и выписать из текста в тетрадь.

 

Информация для учителя

Художественные принципы В. Маяковского, сформировавшиеся еще в футуристический период творчества, во многом сохранили свою актуальность и позднее. Более всего отличало кубофутуристов с эстетической точки зрения, их стремление к синтезу живописи и поэзии, с одной стороны, и концепция «самовитого» слова — с другой. Будучи художниками, они стремились создавать яркие, красочные, контрастные цветовые гаммы в своих стихах. Мир и особенно город они отражали с помощью геометрических форм: кубов, треугольников, параллельных линий. Это сближало их поэзию с живописью «Бубнового налета» — известной в России группы художников. Что же касается «самовитого» слова, то под этим подразумевалось слово как таковое, очищенное, по словам футуристов, от позднейших смысловых наслоений или созданное самим художником. Словотворчество стало одной из главных задач у поэтов-футуристов. Маяковский широко вводил в свою поэзию язык улицы, различные звукоподражания, создавал с помощью приставок и суффиксов новые слова. Например, знаменитое: жираф — «длинношеее животное». Вместе с тем его слова были понятны слушателям (в отличие от «заумных» неологизмов А. Крученых, которые зачастую были понятны лишь одному автору). Отрицательное же отношение к предшествующей культуре, которое В. Маяковский поначалу разделял, было им в начале 20-х гг. решительно пересмотрено.

Маяковский явился одним из организаторов и руководителей новой литературной группы — ЛЕФ (Левый фронт). ЛЕФовцы выдвинули три новых принципа искусства: 1) принцип социального заказа; 2) принцип литературы факта; 3) принцип искусства-жизнестроения. Под социальным заказом Маяковский подразумевал то, что художник должен сам внутренне понять и прочувствовать необходимость писать именно на ту тему, которая особенно актуальна и имеет общественное значение в данный момент. Когда страна воюет, тема художника — война. Когда страна строит, тема поэзии — строительство. Второй принцип — это принцип отбора материала для творчества. Факт и только факт, а не вымысел должен стать предметом искусства. Поэтому Маяковский и ЛЕФовцы посвящают стихи Генуэзской конференции, колдобинам на улице, пуску Кузнецкстроя, созданию нового города-сада, открытию новой рабочей столовой — все эти факты для них литературно значимы. И напротив, абсолютно фантастическое событие, как встреча и разговор с Солнцем, поэт рисует как реально случившееся происшествие, точно указывая его место и время.

Третий принцип — определяющий для поэзии Маяковского. Подавляющее большинство русских писателей, изображая жизнь, стремились также воздействовать на нее. Автор «Слова о полку Игорёве» стремился к единению русских князей. Пушкин воспевал и приближал свободу. Толстой и Достоевский стремились возродить духовные христианские ценности. Маяковский видел главной своей задачей — с помощью своих стихов приближать будущее. Напрямую вторгаться в жизнь с целью изменить ее к лучшему — вот задача искусства, по мысли Маяковского. Поэтому, когда страна воюет, поэт — солдат. Он не чувствует никакой разницы между собой и красноармейцем, никакой разницы между своим пером и штыком. Когда страна строит, поэт — строитель. Он не гнушается быть «ассенизатором и водовозом». Он добывает радий, строит города. Эти три принципа окончательно оформили поэтическую систему Маяковского. Он стремился вести разговор с людьми не столько через книгу, сколько непосредственно через живое общение. Поэтому его стих — это, прежде всего, ораторский стих, ориентированный на выступление перед широкими массами людей. Это, как правило, стих не классический. «Маяковский много писал акцентным (тоническим) стихом. Строка делится не на стопы, а на ритмико-смысловые доли. Каждая доля выделена интонационно и логически. Особое значение приобретает пауза, отделяющая доли друг от друга. Сначала это выделение на письме обозначалось не вполне удачно и отчасти даже маскировалось записью «в столбик» (зачастую один стих делился на две или три, изредка четыре строки, записывавшиеся одна над другой). При этомбыло трудно заметить рифмы, как в стихотворении «Послушайте!» (1914), в котором непросто узнать традиционные перекрестные четверостишия с рифмами нужно — были — жемчужиной — пыли, опоздал — руку — звезда — муку, наружно —да— нужно — звезда. В 1923 г. Маяковский перешел к собранной «лесенке», и выделявшей слова (или их сочетания), и подчеркивавшей единство стиха. Окончательно «лесенка» сложилась во время работы над лирической поэмой «Про это». Такое расположение акцентных долей дало новые возможности рифмовки. Маяковский рифмует не только концы строк, но и середины, середины и конец и т. п. Рифма Маяковского часто — неточная, но богатая: в ней совпадает несколько звуков. Иногда одно длинное слово рифмуется с объединенными короткими.

Декламационный принцип акцентного стиха распространяется и на другие стиховые формы. Так, значительная часть «Письма товарищу Кострову...» (1928) написана разностопным хореем, но тоже разбитым «лесенкой» и интонационно не отличающимся резко от более раскованных форм, органично сочетающимся с ними. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) написано сочетанием 4- и 3-стопного ямба, разбитого «столбиком», а два стиха среди ямбов — хореические: «медленно и верно», «нас, товарищ, двое!».

В целом поэтическая система В. Маяковского была новаторской и оказала огромное влияние на всю поэзию ХХ в.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика