Теория литературы: звукопись (знакомство с понятием).

Оборудование: изображения лошадей: фото, иллюстрации к «Карюхе Григоровича»; к роману Достоевского «Преступление и наказание»; репродукции передвижников. Смысл в том, чтобы на ряде изображений лошадь была изображена гордым и свободным животным, а в других изображениях — порабощенной человеком. Разместить эти изображения следует на противоположных сторонах доски.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

 

II. Введение в тему урока.

— Ребята, какую роль играет в нашей жизни лошадь?

(Спорт, хозяйство.)

Автор стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» писал порой очень проникновенные стихи.

 

III. Учитель читает стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

— В чем главная мысль стихотворения?

(Слова поддержки и сочувствия могут помочь подняться и выдержать трудности.)

— Что происходит в стихотворении?

(Поскользнулась и упала лошадь.)

— Как описывает автор гололед?

 

Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

 

IV. Словарная работа.

Круп — задняя часть тела животных, обычнолошадей.

Зевака — тот, кто «зевает» — слоняется без дела.

 

Что делают зеваки на Кузнецком?

Штаны пришедшие на Кузнецком клешить

 

«Кузнецкий» — улица Кузнецкий мост, одна из центральных и фешенебельных улиц Москвы.

 

V. Беседа.

— Как автор дает понять свое отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Какое это отношение?

(«смех зазвенел и зазвякал».)

Как вы понимаете слова: «Улица опрокинулась, течет по-своему»…?

(В глазах лошади изображение вверх ногами.)

— Какие слова подчеркивают большие размеры лошади?

(«Лошадь грохнулась»,«течет за каплищей каплища».)

Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади?

 

(«И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

в расплылась в шелесте»).

 

Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова сочувствия и поддержки?

(«Рыжий ребенок»,«пришла веселая».)

— Как вы понимаете слова:

 

«Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь?

 

(Каждый может оступиться, у каждого случаются беды и напасти, каждый нуждается в поддержке.)

— На какое изображение похожа лошадь в начале стихотворения и в конце?

 

VI. Работа по термину «звукопись».

Прочтите описание звука копыт так, чтобы можно было услышать, ощутить стук копыт по мостовой. Какие звуки помогают создать эту иллюзию?

Прием звукоподражания называется звукописью.

Вывод. В процессе изучения стихов Маяковского были обнаружены поэтические приемы: звукопись, игра омонимами, сочетание в тексте неологизмов и разговорной лексики.

Вместе с тем вера В. Маяковского в конечное торжество новых взаимоотношений между людьми подвергалась серьезным испытаниям. Он отчетливо понимал, что главное — не только изменить общество, необходимо изменить человека. Он одним из первых увидел двух самых опасных врагов будущего — мещанство и бюрократизм — и дал такую системную критику пороков, унаследованных новым миром от старого, какую в то время не всегда осмеливались давать даже противники советской власти. Корень мещанства — в сытой тупости, ограниченности бытовыми рамками, в нечувствительности к чужой боли. Об этом говорит стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» (1918). Даже звукоподражание, передающее звон копыт по мостовой, у В. Маяковского несет смысловую нагрузку. «Гриб. Грабь. Гроб. Груб» — будто поют копыта. А перед читателем — реалии того времени: грабежи, грубость, смерть. В центре сюжетно-композиционной организации произведения, казалось бы, малозначительный факт: зев «штаны пришедшие Кузнецким клешить», смеются над упавшей лошадью. Они не чувствуют боли живого существа. Ее ощущает лишь поэт. Он видит глаза лошади, видит слезы. Он понимает, что все живые существа — и люди и животные — звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно («все мы немножко лошади, / каждый из нас по-своему лошадь»). И лошадь вдруг поднимается на ноги, идет и становится в стойло. Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу поэта: «И стоило жить, и работать стоило». Таков неожиданный для читателя, но очень характерный для В. Маяковского вывод, дающий представление и о смысле его жизни, и о цели творчества (А.Л. Крупчанов).

 

Домашнее задание.

1. Выучите наизусть стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

2. Прочитайте рассказ Л. Андреева «Кусака», составьте план рассказа «Жизнь Кусаки». 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика