Цели изучения повести: рассмотрение столкновения эпического величия и современности, осмысление героико-патриотической темы, в частности, осмыслении идеи красоты, подвига во славу отчизны.

Основная цель: осмысление учащимися трагического конфликта между миром казаков, для которых главными ценностями являются любовь к Родине, вера, товарищество, и миром Андрия, где главной ценностью становится сам человек. Осознание этой трагедии будет служить преодолению «нравственного эгоцентризма» в восприятии литературных произведений.

 

I. Выявление первоначального читательского восприятия.

— Чья смерть — Тараса, Андрия или Остапа вызвала более глубокое сочувствие?

Смысл вопроса в показе возможности различной эмоциональной оценки. Обычно среди учеников находятся те, кто сочувствует не только Тарасу и Остапу, но и Андрию. Это нужно обозначить как проблему и вернуться к этому в последующем анализе.

— Кому из героев повести сочувствует автор, а кто вызывает у него осуждение?

(Автор сочувствует, безусловно, и Тарасу, и Остапу, и Андрию, и запорожцам, и полякам. Осуждает же он жестокие нравы той эпохи.)

— Опишите степь.

Важно, чтобы учащиеся обратили внимание на цветовую гамму, музыку степи, смену времени суток.

— Опишите, каким вы видите Тараса, когда он смотрит на Андрия, летящего на коне с поляками, и на мертвого сына.

(В лице Тараса Бульбы ученики отмечают в первом случае гнев, крайнюю степень удивления, его грозный вид. Во втором случае в лице Тараса восхищение обликом своего сына, но одновременно и горечь, сожаление о его бесславной гибели.)

— Почему Тарас спасается в бою под Дубно и гибнет из-за трубки?

(Тарас — эпический герой, под Дубно он един со всеми запорожцами в их стремлении отстоять веру и Сечь. В конце же повести Тарас мстит полякам за смерть Остапа. Уже одно это делает его уязвимым. В эпизоде из «Песни о Роланде», когда главный герой, излишне понадеявшись на свою доблесть, отказался трубить в волшебный рог. Сила оборачивается, таким образом, слабостью героя. В такой самонадеянности, согласно эпосу, его трагическая вина. Тоже происходит ис Тарасом.)

— Почему описание природы сопутствует казакам, а не полякам?

(Это связано с казацкой вольностью, с живостью характера казаков, их естественностью. Поляки же живут более цивилизованной искусственной жизнью.)

— Почему автор сравнивает казаков с птицами, а Сечь с гнездом?

(Обращается внимание на то, что Сечь — Дом казаков в символическом значении этого слова: они покидают его, чтобы вскоре вновь возвратиться.)

 

II. Выразительное чтение эпизодов повести.

Описание степи, пляска запорожцев, пир запорожцев, гибельказаков в бою, финал повести.

Вопросы:

— Каковы обычаи и законы Сечи, характер запорожцев?

— Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают?

(Выделяются суровость казаков, их мужество. В танце запорожцы выказывают свой нрав. Эпитеты «самый вольный, самый бешеный». В казаках проявляется широта русской натуры, ее размах. Жизнь Сечи состоит из крайних проявлений человеческого характера. Недаром ее описание начинается с картины бражничества, а заканчивается перечислением убитых казаков. Золотой середины казаки не знают. Мирное существование для Сечи — редкость. Обычное состояние Запорожья — беспрерывные битвы. Казаки моментально переходили от бешеного разгула веселости к военным походам.

Остапу и Андрию казалась странной гибель народа среди постоянных пиршеств. Настоящая их жизнь — военные походы, которые не мыслимы без воинской дисциплины. В походе казаки очень жестоки — это войско мстителей. Приводятся примеры жестокости запорожцев из главы V. Казаки отвергают тактику осады, поэтому при осаде Дубно они скучают, пьют вино, в результате чего один из куреней разгромлен поляками. Сам кошевой говорит: «Брать крепость, карабкаться и подкапываться, как делают чужеземные немецкие мастера <...> и неприлично, и не козацкое дело». Казаки прямолинейны, им не по душе какие-либо тонкости.)

— Расскажите о запорожской вольнице.

(Сечь населяют самые разные люди. Бывшие преступники, образованные и необразованные, богатые и бедные казаки, желающие самоутвердиться и любящие воевать. Всех их объединяет товарищество и православная вера. Размышляя над тем, почему казаки не хотели слышать о посте и воздержании, которых требовала исповедуемая ими вера, отмечается безудержность натуры запорожцев, которая отвергала любые ограничения. По той же причине все имущество казаков хранилось у куренных атаманов.)

 

III. Составление киносценария «Въезд Тараса с сыновьями в Сечь».

Вначале разрабатывается план:

1. Перед въездом в Сечь.

2. Запорожец на дороге.

3. «Так вот она, Сечь!»

4. Танец.

5. Знакомые лица.

После этого учащиеся работают над разделением выбранного текста на кадры.

 

IV. Творческие задания.

1. Сравните запорожцев в повести Гоголя и на картинеИ.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

2. Инсценируйте сцену избрания нового кошевого.

 

V. Беседа.

— Проанализируйте речь Тараса о товариществе.

— Почему Бульба обращается к казакам с этой речью перед сражением.

(Во-первых, он хотел избавить их от уныния, а во-вторых, хотел подготовить их к мученической смерти. Недаром именно в смерти, по слову Тараса, сказывается величие русской души. «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»)

— Почему «породниться родством по душе, не по крови, может один только человек»?

(Тарас Бульба говорит о способности человека к жертвенной любви, способности отдать жизнь за другого человека.)

— Каково впечатление от речи Тараса?

(Речь Тараса производит на запорожцев сильнейшее впечатление— в них заговорило все лучшее, «что бывает на сердце у человека». И они своим героизмом в бою с поляками, их самоотверженность, готовность прийти на помощь товарищу подтвердили слова, которые произнес Тарас о товариществе.)

— Каковы последние слова погибающих казаков? На что они похожи?

(Мосий Шило: «Прощайте, папы-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» Степан Гуска: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» Бовдюг: «Не жаль расстаться с светом. Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!» Балабан: «Пусть же цветет вечно Русская земля!» Павел Кукубенко: «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!» Их предсмертные слова похожи потому, что запорожцы составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей. Поэтому в их предсмертных речах о себе нет ни слова. В этом казаки схожи с героями русского эпоса.) 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика