Цели изучения повести: рассмотрение столкновения эпического величия и современности, осмысление героико-патриотической темы, в частности, осмыслении идеи красоты, подвига во славу отчизны.

Основная цель: осмысление учащимися трагического конфликта между миром казаков, для которых главными ценностями являются любовь к Родине, вера, товарищество, и миром Андрия, где главной ценностью становится сам человек. Осознание этой трагедии будет служить преодолению «нравственного эгоцентризма» в восприятии литературных произведений.

I. Творческие задания.

1. Поразмышляйте об отношении Тараса к семье.

2. Сопоставьте Остапа и Андрия, выявляя сходство и различие их натур.

Внешность: у Андрия «в чертах лица выражалось более какой-то нежности». Его больше любит мать, именно к нему бросается она на шею при расставании. Сам он говорит впоследствии (в главе VI):

«Все, что принесла отцу мать моя, что даже от него скрывает она, — все мое». Андрий является утонченной натурой, что можно увидеть еще в первой главе, когда он не стал, в отличие от Остапа, колотить отца в ответ на колкие шутки, за что Тарас назвал его «мазунчиком».

Отмечают упрямство Остапа (четыре раза бежал, из бурсы, смог преодолеть себя и, несмотря на нелюбовь к учению, стал одним из лучших учеников). «Его секли бесчеловечно», что ожесточило характер и воспитало в нем твердость воли. Остап считался лучшим товарищем, никогда не предавал, любил войну и разгульные пирушки, Андрий же сильно отличался от своего брата. Он «имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Он, в отличие от Остапа, охотно учился, имел изобретательный ум, что позволяло ему избегать наказаний за участие в проделках бурсаков. Отмечается его пылкое воображение, скрытность, любовь к уединению, впечатлительность, чувствительность к женской красоте. Впечатлительность его натуры, восприимчивость к красоте особенно ярко можно наблюдать в сцене встречи с польской красавицей.

3. Придумайте, в какие игры мог играть в детстве Остап, а в какие — Андрий.

4. Представьте, как выглядели Остап и Андрий в бурсе, в Сечи, в бою.

 

II. Беседа.

— Почему Андрий скучает во время бездействия под Дубно.

(Сказывается любовь его натуры к сильным переживаниям и впечатлениям, его душе тесно в мире казаков.)

— Прокомментируйте сцену отхода Андрия ко сну.

(Он не остался глух к красоте природы. «Оно все было открыто перед ним; часто и прозрачно было в воздухе. Гущина звезд, составлявшая Млечный Путь, поясом переходившая по небу, вся была залита светом. Временами Андрий как будто позабывался, и какой-то легкий туман дремоты заслонял на миг пред ним небо, и потом оно опять очищалось и вновь становилось видной.)

Вывод: Андрия отличала тонкая душевная организация, жажда подвига, безумная смелость, способность переживать прекрасное (красоту женщины и природы), то, что он не такой, как все. Остапа же отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего он — воин. Остап — человек своего времени. Этими качествами он ближе своему отцу— Тарасу, который выделяет его перед Андрием.

— Почему в бою Тарас отдает предпочтение Остапу, несмотря на равную храбрость братьев?

(Остап обнаруживает «наклонности будущего вождя», хладнокровие, изобретательность в бою. «Со временем будет добрый полковник»,— говорит о нем Тарас. Андрий же «весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». Он видит в бою бешеную негу и упоенье в сражениях он запальчив и безудержно храбр. Тарас, знающий толк в военном деле, хвалит удаль Андрия, но ставит Остапа выше. Андрий выделяется и в бою — в момент высшего единения казаков.)

— Что же объединяет Андрия с Сечью?

(Дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры.)

— Почему Андрий идет в осажденный город.

(В нем с новой силой ожили прежние чувства к полячке и заслонили всю казацкую жизнь, сказалось его стремление к неизведанному.)

 

III. Аналитическое чтение VI главы повести.

 

IV. Составление сценария «Путь Андрия в осажденный город».

План:

1. Подземный ход.

2. Церковь.

3. Площадь.

4. Дом.

Особое внимание обращается на свет и звуковое сопровождение. Сквозным мотивом сценария может стать образ горящей свечи. (Светильник горит в подземном ходе, освещая Андрию с татаркой путь, горят свечи в католическом храме, свечи и лампада зажжены перед иконой в комнате прекрасной полячки.) Этот образ здесь очень важен. В начале эпизода пламя трепетно, что связано с тревогой Андрия. Потом оно разрастается в пламя свечей католического храма. Андрий видит красоту, которая недоступна запорожцам. В конце пламя вновь затихает. Так в тексте подчеркивается неустойчивость, хрупкость того пути, который избрал Андрий.

— Что более всего поразило Андрия в осажденном городе?

(На Андрия производит сильное впечатление «величественный рев органа» в католическом храме, он потрясен зрелищем разрушительного воздействия голода. Но более всего потрясает Андрия встреча с полячкой, которая теперь уже женщина во всей развившейся красе своей».)

— Почему Андрий, сам красавец, «стал неподвижен перед нею»?

(Это была такая красота, перед которой он чувствует «благоговейную боязнь», трепет, он не в силах ничего сказать. Андрий теряет волю, он уже не принадлежит себе. Поэтому он называет полячку царицей и просит приказать ему невозможное, говорит, что погубит себя для нее.)

 

V. Центральный вопрос при изучении повести:

— Является ли поступок Андрия изменой?

— Каковы причины перехода Андрия на сторону поляков?

(Любовь к прекрасной полячке, независимость натуры, стремление к подвигу, к славе (уже после перехода к полякам он сражается «жадный заслужить навязанный на рукав подарок»). Цитируются слова, обращенные к полячке: «то сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из казаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»)

— Каких героев из какого произведения, изученного ранее в этом году, напоминает такая ситуация?

(Ромео и Джульетту из одноименной трагедии У. Шекспира.

Джульетта: Ромео!

Ромео, о зачем же ты Ромео!

Покинь отца и отрекись навеки

От имени родного, а не хочешь —

Так поклянись, что любишь ты меня, —

Ибольшея не буду Капулетти.

<…>

Ромео: Ловлю тебя на слове: назови

Меня любовью — вновь меня окрестишь,

Ис той поры не буду я Ромео!

(Акт II, сцена 2)

Вывод учителя: здесь Андрий фактически отказывается от средневекового мира ради ценностей эпохи Возрождения с ее вниманием прежде всего к человеческой индивидуальности. Андрий видит ценность своего чувства. Ради него он готов пожертвовать тем, что связывало его с семьей, верой, миром Запорожской Сечи.

Рассматривая эпизод отречения Андрия от Родины, учителю следует стремиться к тому, чтобы ученики поняли неоднозначность его поступка. (Обычно они резко осуждают Андрия за предательство). Важно подчеркнуть конфликт между индивидуальным миром и патриархальными традициями. В Андрие побеждает первое, и он безусловно является предателем своей Родины. Но при этом следует отметить, что в момент поцелуя, когда для него не важно, «какие «наши» вошли в город» (поляки или запорожцы), он был полон «не на земле вкушаемых чувств». И в «обоюдослиянном поцелуе ощутилось то, что один только раз в жизни дается чувствовать человеку». В этом моменте— обретение личного счастья, высшее напряжение чувства, но оно оборачивается для Андрия трагедией, потому что несовместимо с ценностями его Родины. Поступок Андрия — не измена, это его выбор. Личный выбор, ставший трагедией.

— Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры?

(Для него выше всего красота, те впечатления, которые она производит в его тонко организованной душе. Красота для него является ценностью сама по себе. А в случае с поля для того, чтобы обладать красотой, он вынужден предать Родину, веру, отца, брата и товарищей.)

— Почему в тексте подчеркивается, что погиб «козак», а не сказано, что погиб Андрий?

(Речь здесь не идет о смерти человека. Андрий, отрекшись от всех идеалов Сечи, перестал быть запорожцем. Уступив своей страсти, он перестал быть сыном своей Отчизны.) 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика