Цели урока: навыки анализа текста.

Дополнительная литература для учащихся: Якушкин Н. И. Жизнь и творчество Тургенева.

Теория литературы: рассказ

Оборудование: портреты Тургенева, фотоальбом о Спасском-Лутовинове, различные издания произведений Тургенева, в частности «Записок охотника», видеозапись художественно-документального фильма о Тургеневе; диафильм «Тургенев в Спасском-Лутовинове».

 

Ход урока

 

Вся моя биография в моих сочинениях

И. С. Тургенев

 

I. Слово учителя.

Вот что говорил о Тургеневе Владимир Набоков. В 1847 г, когда Иван Тургенев обратился к прозе и опубликовал первый короткий рассказ, открывающий «Записки охотника», он стал самостоятельным писателем. Рассказ этот произвел огромное впечатление на читателей и впоследствии, составив вместе с остальными первый том его сочинений, пользовался все возрастающим успехом. Пластичность, музыкальность, текучесть тургеневской прозы — лишь одна из причин, принесших ему молниеносную славу, ибо не меньший интерес вызывали сами сюжеты его рассказов. Все они повествуют о крепостных и представляют собой не только детальное психологическое исследование, но даже доходят до идеализации крепостных крестьян, которые по своим нравственным качествам были выше их бессердечных господ.

Эти мягко-окрашенные, небольшие зарисовки, до сих пор восхищающие нас, искусно вкраплены в его прозу и больше напоминают акварели, нежели сочные, ослепительные фламандские портреты из галереи гоголевских персонажей. Вереница идеальных и трогательных крепостных крестьян, проходящая сквозь эти рассказы, наглядно изображала всю нелепость рабства, вызывая негодование многих влиятельных особ того времени.

 

II. Рассказ о писателе.

Ученикам предлагается вспомнить произведения Тургенева, прочитанные ими раньше, вспомнить, что им известно о писателе.

В случае необходимости учитель дополняет сведения учебника дополнительными подробностями жизни и творчества писателя.

Читается статья учебника, составляется план.

— Вспомните какие произведения И.С. Тургенева вы уже прочли?

(Называются «Муму», другие рассказы писателя.)

 

III. Заочная экскурсия в Спасское-Луговиново.

«Бежин луг» — произведение о сложных связях человека и природы, у которой, по мысли Тургенева, есть не только «приветно лучезарное», но и грозно-равнодушное лицо. В письме Беттине Арним в 1841 году Тургенев писал: «Природа— единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек — таков он и есть... Чем была бы природа без нас, — чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо!.. как бесконечно сладостна — и горька— и радостна и в то же время тяжела жизнь!.. Стоит только выйти в открытое поле, в лес — и если, несмотря на все радостное состояние души, чувствуешь все же в сокровенной ее глубине какую-тосдавленность, внутреннюю скованность, которая появляется как раз в тот миг, когда природа овладевает человеком». Это убеждение прошло через всю жизнь Тургенева и завершилось созданием стихотворения в прозе «Природа».

И в «Бежином луге» природа для Тургенева — двуликий Янус:она дает отраду тишины, просветление, чистоту, но она же заставляет человека чувствовать себя бесконечно малым перед ее простором, беспомощным перед ее таинственными силами.

Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, которая предваряет чтение и анализ рассказа, поможет ученикам войти в атмосферу тургеневской мысли, развернет перед ними жизнь, из впечатлений которой рождалась эта мысль. В воображаемом путешествии, возможном при очень конкретном, словесно-изобразительном рассказе учителя, в отдельных звеньях поддержанном зрительным рядом(фотографии, картины), дети пройдут по аллеям спасского парка,заглянут в любимые писателем его уголки, почувствуют прелестьсеро-золотистых бликов на земле, оцепенение замерших прудов,увидят простор полей, окружающих Спасское, легкие разбеги рощ,взлетевших на холмы. Но важно, чтобы во время заочной экскурсиидети почувствовали не только очарование, но и грозную силу природы, в тишине услышали не только просветление, но и угрюмоемолчание, в бескрайности — не только свободу, но и однообразие. Если заочная экскурсия осуществит эту цель, при чтении рассказадети заметят в картине июльского дня не только то, что успокаиваети проясняет человека, но и то, что, как грозная возможность, таитсядаже в кротком облике дневной природы. Мягкость и нежностькрасок июльского дня даны Тургеневым как бы на фоне иных состояний природы («...небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром.Солнце не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи,не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное...»).

Итоги: у природы два лица, в ней обнаруживается грозная изменчивость и в контрасте мирного дня и внезапно наступившейночной тьмы.

 

IV. Погружение в атмосферу, изображенную в рассказе.

Первая запись, которая фиксировала замысел писателя о создании рассказа, была сделана в августе 1850 года: «Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь». Уже в феврале 1851 года произведение было напечатано в журнале «Современник».

Этот рассказ Тургенева породил самый громкий отклик в практике русской школы. Его начали изучать почти сразу же за созданием. Произведение так интересовало словесников, что его включилидаже в курс старших классов.

Рассказ о мальчиках в ночном — не просто очерк о представлениях детей одной из деревенек средней полосы России о мире вокруг них. Это и поэтическая картина родной природы, и описание уже определившихся характеров подростков и их взглядов, и раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины. Нельзя недооценивать богатства возможностей, которые предоставляет учителю этот рассказ. Обращение к проблеме взаимодействия человека и природы, которое приносит в рассказ автор, знакомство с пятью очень разными мальчиками у костра, наблюдения за взаимоотношениями подростков, за их взглядами, размышлениями, сомнениями – это только начальный круг открывающихся возможностей. Наблюдения охотника за мальчиками у костра ставят и решают ряд проблем разного масштаба.

Цензура исключила рассказ Кости о Тришке-Антихристе, упоминания о леших, упоминание о том, что Акима-лесника утопили. О разбое писать не полагалось, и в рассказе событие описали так: «Аким-лесник утоп». Был убран и постскриптум о гибели Павлуши. Но даже и такой «причесанный» цензурой рассказ сохранил свою прелесть и стойкое место в школьном образовании. Сейчас мы читаем его без купюр.

Поскольку опыт показывает, что рассказ «Бежин луг» далеко не всегда читается детьми с интересом, необходимо перед чтением рассказа создать нужную атмосферу. Для этого может быть использована музыка, некоторый видеоряд с изображением природы и т.д.

Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разного рода былички, бывальщины. Для нас они интересны, необычны. Они — другие. Наверное, не меньший интерес испытывал герой-рассказчик «Бежина луга».

 

V. Учитель или ученики читают рассказ.

 

Домашнее задание.

1. Рассмотрите картины природы в рассказе.

2. Найдите в словаре понятие очерка» и запишите его в словарик.

3. Подумайте почему очерк Тургенева называется «Бежин луг»?

4. Перечитайте очерк «Бежин луг», подготовьте краткий пересказ одного из эпизодов.

 

Информация для учителя - биография писателя

Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 г. в богатой дворянской семье. Детство провел в родовой усадьбе своей матери Спасское-Луговиново. С 1827 г. живет в Москве и учится в различных частных пансионах. В 1833 г поступает в Московский университет, в 1834 г. — переводится в Петербургский, который и заканчивает в 1837 г. по словесному отделению философского факультета. Первыми литературными опытами Тургенева были романтические стихотворения и драматическая поэма «Стено» (1834). В 1838 г. Тургенев едет в Берлин, где слушает лекции по классической филологии и философии. Там он знакомится со Н.В. Станкевичем и М.А. Бакуниным чье мировоззрение оказало на него огромное влияние. После опубликования в 1843 г. поэмы «Параша» Тургенев сближается с В.Г. Белинским и со всем его петербургским кружком (Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И.И.Панаев и др.), начавшим с 1847 г. издавать журнал «Современник».

Первым тургеневским опытом в прозе стала повесть «Андрей Колосов» (1844). Затем последовали повести «Бретер» (1847), «Петушков» (1846), «Три портрета» (1846).

В 1847 г. в «Современнике» появился первый тургеневский очерк из «Записок охотника» — «Хорь и Калиныч». «Записки охотника» (впервые изданные отдельной книгой в 1852 г.) положили начало общероссийской известности Тургенева. В них Тургенев впервые ввел в русскую литературу крестьянскую тему. Крестьяне предстали перед русским читателем как сложные я глубокие личности, с особым мировоззрением, типом мышления и духовностью. Тургенев увидел и открыл в крестьянах чувства, считавшиеся развитыми лишь в дворянском сословии, как-то: любовь к прекрасному, художественный талант, способность к возвышенной жертвенной любви, глубокую и своеобразную религиозность. Крестьян Тургенев показал на фоне природы, с которой они находятся в неразрывной связи и из которой черпают жизненные силы. В «Записках охотника» до конца раскрылся талант Тургенева-пейзажиста, тонкого и лиричного художника.

В 1843 г. Тургенев знакомится с знаменитой французской певицей Полиной Виардо во время ее гастролей в Петербурге и влюбляется в нее пламенно, на всю жизнь. Полина была замужем за директором GrandOpera Луи Виардо, и Тургенев мог сделаться только ее бессменным поклонником и другом. Впоследствии Тургенев много раз сближался и расходился с Виардо, но сохранил дружбу с ней вплоть до своей кончины. Это самоотверженное и высокое чувство окрасило все творчество Тургенева пафосом рыцарского служения женщине и меланхолии.

Вскоре он уезжает вслед за Виардо в Европу, живет сначала в Париже, а затем у нее на даче в Буживале, где и пишет первые очерки «Записок охотника». В 1850 г. по возвращении из Европы Тургенев сближается с писателями «Современника», активно участвует в работе журнала и начинает искать пути к большим прозаическим жанрам. От рассказов и очерков он переходит к жанру повести («Муму», 1854; «Постоялый двор», 1855). Вместе с тем Тургенев заметно отходит от народной тематики и сосредоточивает свои писательские интересы на изображении русской дворянской интеллигенции, с ее мучительными поисками духовных и общественно-политических идеалов. Начало этой теме Тургенев положил еще в 1850 г. повестью «Дневник лишнего человека». С 1855 по 1862 г. Тургенев пишет, вслед за Диккенсом, Ж. Санд и Лермонтовым, целый ряд социально-психологических романов, где изображается типический «герой времени» и через него характеризуется современное состояние общества. По справедливому мнению Л.В. Пумпянского, ранние романы Тургенева — это прежде всего романы лица (в отличие от романов поступка, как «Преступление и наказание» или «Анна Каренина»), где главным предметом изображения является личность героя в ее социальном аспекте: как представляющаявремя, идеологическое или политическоедвижение, ту или иную общественную силу. Строится роман как суд над социальной значимостью героя— как развернутый ответ на вопрос: продуктивна ли та общественная сила,представителем которой выступает данный персонаж, способна ли она сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии России.

Будучи сам по своим политическим взглядам либералом-западником, Тургенев старался быть как можно более объективным и не впадать в тенденциозность, дабы его романы не проиграли в художественности и исторической ценности. В отличие от философских романов Толстого или Достоевского, требовавших долгого усвоения культурным сознанием нации, тургеневские романы в силу своей актуальности сразу получали всеобщее признание и вызывали бурные дискуссии в прессе.

По словам Г.Б. Курляндской, Тургенев обладал особой способностью «верно угадывать своеобразие поворотных моментов русской общественной истории, когда предельно обостряется борьба между старым и новым... Ему удалось передать идейно-нравственную атмосферу каждого десятилетия общественной жизни России 40—70-х годов, создать художественную летопись идейной жизни «культурного слоя» русского общества». «В течение всего этого времени, — писал Тургенев уже в 1880 г., — я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно в беспристрастно изображать и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называл «thebodyandpressureoftime», и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений».

В промежутках между романами Тургенев пишет ряд замечательных любовных повестей, таких, как «Фауст» (1856), «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860), статью «Гамлет и Дон-Кихот» (1860), важную для уяснения философии писателя.

В 1867 г. появляется роман «Дым», где описывается жизнь русских помещиков за границей и их полная социальная несостоятельность и оторванность от русской действительности.

Последние 20 лет жизни Тургенев проводит преимущественно за границей вместе с семьей Полины Виардо — в Баден-Бадене и Париже, где он сближается с виднейшими классиками французской литературы: Г. Флобером, Э. Золя, братьями Гонкур, А. Доде. В своем творчестве он обращается в это время к прошлому — к семейной хронике («Бригадир», 1868, «Степной король Лир», 1870) или же к мотивам повестей 60-х гг. («Вешние воды», 1872, «Несчастная», 1869). В 1877г. Тургенев печатает свой последний роман «Новь», посвященный деятельности революционеров-народников. Но два последних романа Тургенева оказались значительно слабее ранних.

В конце творческого пути у Тургенева намечается тяготение к романтизму, и он пишет несколько фантастических вещей: «Песнь торжествующей любви» (1881), «Клара Милич» (опубл. 1883), а также цикл символических миниатюр «Стихотворения в прозе»(1882). В 1883 г. Тургенев скончался в Буживале, недалеко от Парижа, на вилле П. Виардо.

Тургенев справедливо считается лучшим стилистом русской прозы ХIХв. и тончайшим психологом. Как писатель Тургенев прежде всего «классичен» — в самом разнообразных смыслах этого слова. «Классичность» (неповторимое воплощение совершенства) соответствовала самому духу его творчества. Лучшие тургеневские вещипоражают законченностью и гармоничной соразмерностью всех деталей с целым. Художественными идеалами для Тургенева были «простота, спокойствие, ясность линий, добросовестность работы». При этом имелось в виду «спокойствие», проистекающее «из сильного убеждения или глубокого чувства», «сообщающее... ту чистоту очертаний, ту идеальную и действительную красоту, которая является истинной, единственной красотой в искусстве». Это спокойствие давало сосредоточенность созерцания, тонкость и безошибочность наблюдения.

Утонченный эстет, Тургенев считал главным в искусстве создание красоты. «Прекрасное — единственная бессмертная вещь, и пока продолжает еще существовать хоть малейший остаток его материального проявления, бессмертие его сохраняется. Прекрасное разлито повсюду, его влияние простирается даже над смертью. Но нигде оно не сияет с такой силой, как в человеческой индивидуальности; здесь оно более всего говорит разуму» (из письма Полине Виардо от 28 авг. 1850 г.). «Прекрасное разлито повсюду»,но наиболее близки Тургеневу два его проявления: в природе и в человеческой душе. И то и другое Тургенев изображал с необыкновенным мастерством. И человеческая личность, и природа являлись предметом его неустанных философских размышлений. Романтическое благоговение перед тайной жизни природы Тургенев распространил и на отношение к человеческой душе, изображая своих героев всегда спокойными и благородными в выражении своих чувств. 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика