Цели урока: выяснить соотношение юмора и сатиры как средств выражения авторской позиции; определить способы создания сатирического образа на примере рассказа «Хамелеон»; рассмотреть значение диалога, художественной детали, «говорящих» фамилий в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Слушаются ответы на вопросы домашнего задания.

 

II. Слово учителя.

Необходимо напомнить ученикам, в чем своеобразие чеховской сатиры; показать, как создается сатирический образ, сатирическое произведение.

Сатира не утверждает, а отрицает явление, подчеркивает несостоятельность объекта смеха, юмор же — веселый, радостный, порой ироничный смех, фиксирующий несоответствие явления общепринятым представлениям о конкретном событии.

Юмор всегда личностный, субъективный, сатира всегда общественно значима. Сфера юмора — частный человек, особенности его поведения, привычки. Сфера сатиры — преимущественно явления общественной жизни: В юморе серьезное прячется за шуткой, в сатире шутка обличает.

В рассказе «Хамелеон» перед нами иной Чехов: не добродушный, веселый человек, но ироничный, насмешливый писатель. Приемы, используемые им, остались прежними, но смещены акценты в передаче изображаемого: отчетливее слышна чеховская ирония. Автор не высказывает своей оценки происходящего, но с помощью художественных деталей создает сатирический образ участников сценки, разыгравшейся на базарной площади.

У Чехова нет искажения реальных пропорций действительности, как, например, у М. Б. Салтыкова-Щедрина нет намеренной деформации изображаемого. У Салтыкова-Щедрина причудливо сочетаются фантастическое и правдоподобное. В фантастической ситуации мы находим контуры реальных отношений, присутствующих в современном мире. Салтыков-Щедрин создает гротескный образ, в котором сочетаются трагическое и комическое. У Чехова показаны типичные отношения, реального мира, сюжеты из жизни обывателя, готового переусердствовать в проявлениях своих добродетелей. Сатира Чехова заключается в выражении иронического отношения к своим героям, в явной демонстрации нравственной дистанции между автором и его героями.

 

III. Беседа.

Как создается комический эффект в рассказе?

— С помощью каких деталей А. П. Чехов создает образ провинциального города?

— Как соотнесены в рассказе повествование, описание, диалог?

(В центре внимания автора диалог, описание сокращается до минимума, становясь похожим на драматургическиеремарки.)

— Дайте характеристику Очумелова и Хрюкина.

— На основании каких деталей мы делаем вывод о сатирической природе этих образов?

— Какое значение в создании характеристики персонажей имеет их речь?

— Какие детали помогают понять характер героев?

— С помощью каких приемов создается сатирический образ в чеховском рассказе?

— В чем принципиальное отличие сатирического произведения от юмористического?

— Почему рассказ называется «Хамелеон»?

(В названии рассказа выражена авторская оценка происходящего.)

— Как выражено авторское отношение к происходящему?

 

IV. Выводы по уроку.

В юмористических произведен для Чехова важны индивидуально-неповторимы личностные особенности поведения человека. В сатирических произведениях, к которым относится рассказ «Хамелеон», он иронически изображает типические явления окружающей его действительности. Сатирические рассказы А. П. Чехова держатся на живой речи, разговоре действующих лиц. В рассказе «Хамелеон» в центре внимания автора два голоса, ведущие спор, и молчаливая толпа — зрители, наблюдающие привычную картинку из жизни провинциального города. В этой сценке создается речевой портрет, когда сами персонажи выдают свой характер интонацией, лексикой, оборотами речи, манерой говорить, паузами.

Сатирический образ в чеховских рассказах создается также с помощью художественных деталей, которые помогают понять не только характер персонажа, но и авторское отношение к происходящему. Писатель придает особое значение художественной детали: описание внешности, одежды, жестов героев представлено отдельными штрихами. А. П. Чехов не высказывает собственной оценки персонажам — он заставляет «работать» читателя. На активность читателя рассчитаны и «говорящие» фамилии.

 

Домашнее задание.

1. Дайте аргументированный письменный ответ на вопрос: «Хамелеон» — сатирический или юмористический рассказ?

2. Составьте предложение с изученными терминами: юмор, сатира, карикатура, анекдот. 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика