Дополнительная литература для учащихся: Муромцева-Бунина В. Жизнь Бунина: Беседы с памятью.

Теория литературы: рассказ (повторение понятия)

Оборудование: портрет Бунина, фотографии имения в Орле, фотографии семьи и его близких

 

Ход урока

I. Работа над статьей учебника о Бунине.

Краткий и развернутый пересказ статьи в классе.

 

II. Дополнение учителя.

Бунин был певцом русской природы и знатоком человеческой психологии. Его рассказы и повести были широко известны, он отмечен высшей степенью признания в своей области: он обладатель Нобелевской премии.

После революции 1917 г. Бунин, не признав ее, эмигрировал. Тоска по родине сопровождала его теперь всегда. Он сохранял живой интерес ко всему, что происходит в России, особенно переживал за судьбу своей родины во время второй мировой войны. Во Франции во время оккупации он прятал у себя людей, подвергшихся фашистским преследованиям.

В 1953 году писатель скончался, как и хотел, за письменным столом, работая, не выпуская перо из рук.

 

III. Работа над рассказом «Цифры».

1. Ученики (или учитель) читают вслух часть 1 рассказа.

— О чем рассказ?

(О первой большой ссоре между дядей и племянником.)

— Как относятся друг к другу герои? Подтвердите текстом.

—Почему дядя не торопится с примирением, чего он ждет от племянника?

2. II, III части читаются вслух.

— Согласны ли вы с тем, что в ссоре всегда виноваты обе стороны?

— Если так, то в чем вина мальчика? А дяди?

— Скажите, испытывал ли дядя боль, когда закричал на мальчика и увидел ужас на лице любимого Как это можно увидеть в тексте?

3. Задание.

Расскажите эти две части от лица мальчика. Затем от лица повзрослевшего мальчика, вспоминающего этот эпизод.

—Будет ли разница в вашем пересказе? Как вы думаете, почему?

4. Чтение учениками VI и VII главы. От слов «Счастье! Счастье!» до слов «И какой радостью засияли твои глаза!»

— Как вы думаете, почему дядя олицетворяет себя с жизнью?

 

Домашнее задание.

1. Прочитайте рассказ «Цифры» полностью.

2. Подготовьте характеристику главных персонажей в соответствии с планом, данным в теоретическом разделе учебника.

 

Информация для учителя

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать «прости» — родному дому.

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо

Как бьется сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой

Так Иван Алексеевич Бунин обозначил две основные вехи своего жизненного пути. Первая — когда 18-летним юношей ему пришлось оставить родимый кров, нищее дворянское гнездо, поместье отца на хуторе в Елецком уезде Орловской губернии, чтобы начать самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. (Хотя Бунин по происхождению принадлежал к обедневшим мелкопоместным дворянам, он очень гордился древностью своего рода: в числе его предков были поэт В.А. Жуковский и известная поэтесса ХIX в. Анна Бунина.) Вторая — горестная, скудная и одинокая жизнь в эмиграции во Франции, где он оказался в 1920 г.

Что пролегло между этими двумя вехами? Невероятное количество исторических событий (три русские революции, страшнейшие войны, эмиграция) и события личной жизни (глубочайшая любовь к Варваре Пащенко, ставшей прообразом Лики в единственном романе Бунина «Жизнь Арсеньева», за который он в 1933 г. первый из русских писателей получил Нобелевскую премию, две женитьбы, смерть маленького сына) И одиночество. Чувство, преследовавшее Бунина повсеместно и ежечасно. Одиноким ощущал он себя в юности, во время страстной любви к Варе Пащенко, одиноким ощущал себя на чужбине (об этом свидетельствует дневник, который он вел во Франции, об этом же писал в немногочисленных стихах этого времени). Но так же независимо и отчужденно держался он в литературе, отозвавшись в воспоминаниях, написанных в эмиграции, весьма нелестно обо всех своих соратниках, с которыми вместе вступил на литературный путь Особенно досталось от него символистам. И вообще все происходившее в литературе в начале ХХ в. Бунин в одном из интервью обозначил как «Вальпургиеву ночь» русской словесности. Это позволило М. Горькому отозваться о нем не слишком лицеприятно: «Прекрасный знаток русского слова, он сухой, недобрый человек. К себе до смешного бережлив, цену себе знает <...>, умеет пользоваться людьми». Однако такая характеристика не помешала Горькому высоко оценить роль Бунина в русской литературе и только сожалеть, что он свой талант, «красивый, как матовое серебро, не отточит в нож и не ткнет им, куда следует». Так писатель, исповедовавший социалистические идеалы, выражал недовольство по поводу того, что у Бунина с самого начала оказалась ослабленной социальная критика общественных язв, то, чему, по мнению Горького, была призвана служить русская литература. 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика