Цели урока: обучение составлению плана рассказа, знакомство с поэтическим наследием И.А. Бунина, обучение навыкам анализа поэтического произведения.

 

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Ученики дают характеристику персонажам рассказа «Цифры».

 

II. Анализ композиции рассказа.

1. Составление план рассказа по главам.

1) Дядя рассказывает о том, как тяжело было примириться после ссоры.

2) «Можно ли было после этого медлить с ответом? А я все-таки промедлил. Я, видишь ли, очень, очень умный дядя...»

3) Обещание показать цифры на следующий день

4) Нетерпение мальчика провоцирует раздражение дяди. Дядя выталкивает племянника из комнаты.

5) Слезы и истерика.

6) И мы тотчас помирились?

7) Уговоры. Кто сильнее?

8) Дядя объясняет сущность происшедшего: «Ты обиделся на жизнь»

9) Примирение.

2. Беседа по вопросам:

— Вспомните, что такое композиция (словарь литературоведческих терминов).

— Каковы особенности композиции этого рассказа? Почему рассказ ведется от имени дяди?

— Какая фраза в пятой главе показывает, что рассказ происходит во время беседы, а не в форме письма, например? Что придает рассказу первая фраза пятой главы?

 

III. Рассказ «Лапти»

Ученики читают его вслух.

— Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

— Как вы могли бы охарактеризовать Нефеда?

 

IV. Творческая работа.

Прочтите на с. 147-148 пособия «Читаем, думаем, спорим...» о литературных пристрастиях Бунина и статью учебника «В творческой лаборатории Бунина».

— Как вы поняли выражение писателя «найти звук»?

— Вспомните, в связи с каким произведением мы упоминали об отношении Бунина к Лермонтову.

— Вспомните, какое стихотворение Бунина мы сравнивали со стихотворением Лермонтова.

(«За все тебя, Господь, благодарю!» см. Урок 18).

 

V. Поэтическое наследие И.А. Бунина.

Бунин был великим лириком.

Прочтите его стихотворение «Родина». (См. раздел «Край ты мой, родимый край!»)

— Какое настроение создает это стихотворение?

— О чем это стихотворение?

(Вечерний зимний пейзаж)

— Как в этом пейзаже присутствует человеческое настроение?

(Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»;«туман … смягчает».)

Попытайтесь использовать другие эпитеты вместо тех, которые присутствуют в стихотворении. Например: «под небом облачно-грозовым», «лесам огромным», «над этой грозною пустыне» и т. д. Как изменяется смысл стихотворения?

— Найдите в этом стихотворении олицетворения.

— Определите размер стихотворения, схему рифмовки.

(Четырехстопный пиррихированный ямб; перекрестная рифмовка с женскими и мужскими окончаниями.)

Найдите в словаре значения слов «стих» и «строфа». Определите их в этом стихотворении.

Стих — единица стихотворного текста. Как правило, совпадает со стихотворной строкой.

 

Домашнее задание.

1. Выучить стихотворение Бунина наизусть.

2. Подготовить иллюстрацию к рассказу «Лапти».

3. Готовиться к проведению теста. 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика