Цель урока: выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника.

Дополнительная литература для учащихся: Рассказы начальной русской летописи / Под ред. Д.С. Лихачева. (Любое издание).

Оборудование: иллюстрации к поэме В. Васнецова, карта — Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI — ХI вв. Фонозапись исполнения В. Качалова «Песни...».

Теория литературы: жанр, летопись, поэма, баллада.

Словарная работа

Волхвы — название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.

Жрец — служитель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

Вещий — пророческий, предвидящий будущее;

Вдохновение— творческий подъем, прилив творческих сил;

Праща — древнее ручное боевое оружие для метания камней.

 

Ход урока

I. Работа со статьей учебника.

Учащиеся читают первое предложение, обращаются к ссылке в справочном разделе учебника. Учитель (или подготовленный заранее ученик) в течение одной-двух минут говорит о том, что из наследия С.М. Бонди наиболее известно (чтение рукописей Пушкина). Можно показать иллюстрацию рукописи и комментарий С.М.Бонди к «Песни». Продолжение чтения, в процессе которого дается указание на словарные слова, отображенные на доске, а также с помощью карты иллюстрируется история царьградского щита.

 

II. Учащиеся читают вслух и пересказывают летописный отрывок о смерти Олега.

Пушкин, в 1820 году сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра тоже называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нем написать.

При чтении необходимо вспомнить об особенностях произнесения летописного текста: распевность, неторопливость. С помощью учителя выясняется значение непонятных слов. Вспоминается понятие летописи, называются характерные жанровые признаки летописи.

Вопросы:

— Когда стали появляться летописи?

— Чем сейчас нам интересны летописи?

— Что вас поразило в балладе? Какие эпизоды взволновали более всего?

— Почему погиб Олег?

— Зачем нужна последняя строфа баллады?

— Почему рука князя названа «прощальной»?

 

III. Прослушивание фонозаписи.

При чтении учащимися вслух учитель обращает внимание на выработку навыков работы со сносками и непонятными словами.

— В каком жанре написана «Песнь...»?

(В жанре баллады.)

Обращение к справочному материалу учебника.

— Что общего и чем отличаются друг от друга жанры летописи и баллады?

(Общее: обе основаны на историческом событии.

Различие: Летопись — проза, баллада — поэтический текст.

В балладе много средств художественной выразительности.)

Учащиеся находят в тексте эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Также отмечают в пушкинском тексте характеры Олега и волхва и средства их передачи. Можно проанализировать, составив заранее таблицу:

 

 

Летопись

Баллада

Действие

«И повеле кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде»

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга.

Расстаться настало нам время»... до стиха: «... А князю другого коня подвели»

Характер

 

-------------------

«Олег усмехнулся — однако чело И взор омрачилися думой».

и т.д.

 

Художественное воплощение в балладе имеет более яркие краски, потому что имеет целью не только сообщить о событии, но и создать у читателя определенный образ, отношение к герою. Выразительное чтение «Песни о вещем Олеге».

 

IV. Беседа.

Учитель читает отрывок из летописи: «Некогда Олег в осеннее время вспомнил о коне своем, от коего ему предрекли умереть волхвы и кудесники. И сказал ему один кудесник так: «Князь! Конь, которого ты любишь и ездишь на нем, от него-то тебе и будет кончина».Олег в уме своем принял намерение такое: «Если так и есть (как говорил кудесник), то не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Но, вспомнив коня, Олег призвал старшего конюха и спросил его, говоря: «Конь, которого тебе дал для сбережения, где ныне? Ибо хочу его видеть». Отвечал старейшина конюхов: «Уж он умер». Олег тогда рассмеялся и, укоряя волхвов и кудесников, которые ему предрекали от коня сего умереть, сказал: «Всегда они говорятложь, ведь ныне видим, что конь уже умер, а я жив». И повелел Олег себе седлать коня, доехав до того, хотя бы на кости его посмотреть. Доехав же до места, где лежали кости и лоб конский, сойдя со своего коня на самые кости, со смехом и руганием сказал: «От этого ли черепа мне умереть?» И Олег ступил ногою на лоб, попирая, и вот внезапно из оного лба выкинувшая змея ужалила его в ногу, отчего разболелся и умер. Люди же над ним великий плач сотворили, по обычаю погребли его на горе, Шелковица именуемой, где могила его и до наших дней слывет Олеговой могилой».

Пушкина поразил этот эпизод летописи. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», — писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1822 г. Пушкин заканчивает работу над произведением, которое назвал «Песнь о вещем Олеге» и которое начинается с описания другого похода Олега — похода на хазар.

Песнь древний способ прославления.

— За что же славит поэт князя?

— Что поэтического видит Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни...»?

— Что же вас поразило в заключительном эпизоде?

(Наверное, гибель Олега. Ведь он расстался с конем после предсказания кудесника, но смерть все же принял от коня своего.)

Почему же Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня? События «Песни» содержат в себе много таинственного, и каждый читатель разгадывает ее по-своему.

Вопрос:

— Почему погиб Олег?

— Как вы понимаете слова:

 

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар и мне нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен»?

 

— Как эти слова связаны с событиями в жизни поэта во время написания баллады?

(Сообщается о ссылке Пушкина, о его размышлениях о свободе поэта, родственного в своем пророческом даре древним волхвам.)

Вывод: в чем смысл этого произведения?

 

V. Заполнение кроссворда.

На с. 68-69 пособия «Читаем, думаем, спорим...».

Класс делится на 3 команды, каждая команда работает над кроссвордом ограниченное время. После результаты сравниваются.

 

Домашнее задание.

1. Выучить балладу наизусть.

2. Завершить заполнение кроссворда.

 

Информация для учителя

Князь вступает в «Песнь...» торжественно, величаво. Он всемогущ. За буйный набег хазар он мстит жестоко. Все подчиняется ему, все послушно, и в черновике была строка: «Князь по полю едет на смирном коне».

Но Пушкин заменил эпитет. Не «смирный», а «верный» конь несет величавого Олега. Это не послушание коня, а преданность.

Так определены в начале «Песни» два ее героя: Олег и его верный конь.

Следующий эпизод «Песни...» — встреча князя с кудесником. Власть Олега дана в величавом самоутверждении, в медлительном торжественном развороте: сначала мы видим дружину, затем ослепительное сияние доспехов и только потом самого князя и коня. Кудесник появляется иначе: неожиданно, таинственно.

 

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник.

 

Пушкин сомневался в этом эпитете, в черновике был другой — «престарелый кудесник». Но этот эпитет мог создать ощущение немощи старика, а кудесник наделен всевиденьем, таинственной силой. «Покорный Перуну старик одному» — он подчинен лишь воле богов, а не князя. Кудесник независим и смел. Старость ему оставлена, но она лишена немощи, как, впрочем, и вызова. В черновике была строка:

 

И к гордому старцу подъехал Олег.

 

Но Пушкин оставил «мудрому старцу». Независимость волхвов не надменна. Высокомерен «владыка», Олег. Князь, конечно, понимает духовную высоту кудесника. И потому он подъехал к нему, и потому называет его «любимцем богов», и потому спрашивает о будущем. Но Олег обращается к кудеснику снисходительно, призывая не бояться его княжеской власти и обещая вознаграждение:

 

Открой мне всю правду, не бойся меня,

В наградулюбого возьмешь ты коня.

 

Кудесник спокойно и гордо защищает свое достоинство:

 

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на светлом челе.

 

Это защита прав поэзии, ее бескорыстия, ее истинности, потому что для Пушкина поэзия и пророчество родственны. В черновике кудесник угрожал Олегу: «Но знаю, но вижу паденье твое»,

В окончательном тексте он сразу не произносит приговора, который отнесен в самый конец предсказания. Работая над этими строками, Пушкин оставляет воодушевление, но исключает мстительную пылкость.

 

Но вижу твой жребий на светлом челе.

 

Пушкин наделяет кудесника сдержанностью и способностью оценить достоинства Олега. В черновике: «день смерти для многих таится во мгле». Однако окончательный текст: «Грядущие годы таятся во мгле» подчеркивает силу прозрения кудесника, все будущее ему открыто. И с этой своей высоты кудесник говорит и о прошлом, и о будущем Олега, называя его чело светлым и прославляя его. Слово кудесника открывает всевластие Олега: ему подчинены даже самые коварные силы природы («синего моря обманчивый вал») и самое стремительное оружие («и пращ, и стрела, и лукавый кинжал»).

В черновике были строки, подчеркивающие воинственность Олега:

 

И вновь, как на тризну, стремишься на брань,

И новой победой прославлен.

Твой меч собирает кровавую дань,

Твой недруг во прахе раздавлен.

 

Этих строк нет в окончательном тексте. Пушкинский Олег не жесток, а величав, и его могущество усиливается в работе поэта над стихом. Гимн кудесника Олегу завершается похвалой коню

 

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирно стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю,

И холод, и сеча ему ничего.

 

Теперь мы понимаем, почему Олег так любит коня. Верный, послушный, подчиненный его воле, конь дает князю ощущение власти над самойжизнью. Завершается гимн Олегу и его, коню краткой, но неожиданной, как выстрел, фразой: «Но примешь ты смерть от коня своего». Неподготовленность, внезапность этого приговора заставляет Олега в первый момент не поверить ему («Олег усмехнулся»). Горькая ирония слышится в самой ситуации. Ведь Олег обещал кудеснику: «В награду любого возьмешь ты коня». Оказалось, что он обещал то, чего не в силах сделать. Кудесник берет не любого коня, а отбирает любимого.

Прощание Олега с конем— один из самых драматических эпизодов «Песни». В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня: «Не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». ПушкинскийОлег человечнее, его любовь к коню сильнее.

Работая над этой сценой, Пушкин все более усиливает ощущение тяжести прощания, привязанности князя к коню, которого он гладит «прощальной рукой».

Пушкин изменил некоторые строки в окончательном тексте:

 

И молча, рукой опершись на седло...        В молчаньи, рукой опершись на седло...

Служил ты мне долгое время... Расстаться настало нам время...

Вы, отроки, тотчас возьмите коня... Вы, отроки-други, возьмите коня...

В твое заслуженное стремя... В твое позлащенное стремя...

 

Прошло много лет с того дня, когда Олег расстался с конем:

 

При звоне веселом стакана

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана...

 

Пушкин долго сомневался в этом эпитете и несколько раз его менял:

 

Над ветхой главою кургана.

Над гордой главою кургана...

Над славной главою кургана...

 

И именно в эту минуту мира и радости Олег вспоминает кони! (не в осенние дни, как в летописи). В памяти Олега конь оживает прежним, молодым:

 

А где мой товарищ? — промолвил Олег,

— Скажите, где конь мой ретивый?

Здоров ли? Все так жель легко его бег?

Все тот жель он бурный, игривый?

 

В черновике вместо «бурный» стояло «бодрый, что было прозаичнее, обыденнее. Но долгая разлука с конём не стерла его образ из памяти князя. И именно потому, что в памяти конь прежний, ответ так сокрушает Олега. Это горе князя подчеркнуто противостоянием позы и эпитета:

 

Могучий Олег головою поник...

 

Этой боли в летописи нет, а в «Песни...» именно горе рождает в Олеге гнев и горечь. Называя кудесника «лживым, безумным стариком», Олег упрекает себя:

 

Презреть бы твое предсказанье.

Мой конь и доныне носил бы меня.

 

Герой Пушкина наделен душевной привязанностью к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Князь хочет видеть хоть кости своего боевого товарища, прикоснуться к ним. Олег прямо называет коня другом и полон сожалений о том, что на тризне, погребальном обряде, где полагалось вместе с всадником хоронить и коня, не этот его любимец «жаркою кровью» напоит его прах.

Но стоило Олегу пожалеть о том, что он разлучен с конем, как «вскрикнул внезапно ужаленный князь». Какое странное совпадение! События следуют за чувствами человека, Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.

Именно это делает Олега лицом поэтическим. Так что же смысл «Песни...» так горек? Неужели верность чувству ведет к гибели? Может быть, и так. Ведь сказал же Данте: «дано любви нас с жизнью разлучать».

Но у Пушкина есть последняя строфа, и в ней свет, преодоление горечи:

 

Ковши круговые, запенясь, шипят

Натризне плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега.

Бойцы вспоминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

 

Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти — залог бессмертия.

 

© 2023 Тетрадкин Град
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru