Цель урока: знакомство с биографией М.В. Ломоносова, его роли в развитии русской литературы.
Теория литературы: ода (знакомство с понятием).
Оборудование: портрет Ломоносова; репродукции с изображением различных деятелей-современников Ломоносова. Можно использовать фрагменты фильма «Михайло Ломоносов».
Материал для учителя: Щеблыкин И.П. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1993.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания.
Ответить на вопрос — с какой целью автор «Повести о Петре и Февронии» использует элементы разных жанров?
II. Работа с учебником-хрестоматией.
После прочтения статей в учебнике школьники отвечают на вопросы учителя.
— В чем необычность курса обучения, пройденного М. В. Ломоносовым?
— Что такое теория «трех штилей»?
Можно дать заранее приготовленные распечатки разного рода текстов и попытаться вместе с учащимися определить, к какому из трех «штилей» отнес бы их Ломоносов.
III. Чтение отрывков из произведений Ломоносова.
Учитель читает текст, комментирует, помогая ученикам постичь их смысл. Чтение стихотворений сопровождается пояснениями с карточек, по которым могут быть заранее подготовлены учениками.
1. «К статуе Петра». Учитель показывает памятник Петру I и готовит показ фотографии мозаики.
Карточка № 1.
Фигура Петра I всегда была для Ломоносова идеалом государя: он был прежде всего работником на благо России. Он ценит в царе то, что он «царствуя служил», «свои законы сам примером утвердил», «монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки» (Петр, под видом простого офицера обучался в Голландии корабельному делу); так же Ломоносов относит к великим деяниям то, что царь «строил град», «художников сбирал и обучал солдат». В многочисленных надписях, одах, посвященных Петру I, поэт наделяет императора такими эпитетами, как «премудрый герой» «Отечества отец». Ломоносов посвятил Петру и Полтавской битве огромное мозаичное полотно, которое было не только результатом открытий Ломоносова а химии, но и было ярким художественным произведением. Похвальная надпись, которая приведена в учебнике, была сделана в 1746, когда была сооружена статуя царя.
Словарь.
Зрак — образ, лик, облик; изображение, картина.
Задание:
— кратко перескажите содержание отрывка прозой.
— найдите и выпишите слова, относящиеся к «высокому штилю» (воздвигла, россы, гласит, сей град), и цель их использования.
2. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Демонстрируется портрет Елизаветы.
Карточка № 2.
В ноябре 1741 г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя — Елизавета Петровна. С ее именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу — продолжит развивать науки, ремесла, промышленность России. В это верил также и Ломоносов.
Определение оды дается учителем, затем записывается в словарь, определение также может быть зачитано и обсуждено по словарю терминов, приводимому в конце книги.
Карточка № 3.
Ода — наиболее важный жанр в литературе ХVIII в. Тогда считалось, что поэзия должна прежде всего участвовать в общих государственных делах, а не выражать чувства и мысли отдельного человека. Для одического стиля Ломоносова характерны высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов (обращение, риторический вопрос), Так и «Ода на день восшествия...» — не столько прославление Екатерины, сколько изложение программы действий идеального монарха. Ломоносов верил в то, что новая императрица действительно будет продолжательницей дел своего великого отца — Петра I.
Оды обычно были очень длинными произведениями, предназначались для громкого и торжественного чтения в зале.
Учитель читает отрывок
Словарь.
Невтонов — Ньютонов,
раченье (раденье) — старание, усердие;
от недр — из глубин.
— К кому обращается автор в первых строках отрывка?
(К молодым соотечественникам).
— К чему он их призывает?
(К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих ученых, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра.)
— Найдите слова, принадлежащие к «высокому штилю».
(Отечество, благословенны, ободренны, отраду)
3. «Случились вместе два астронома в пиру» Чтение текста.
Задание.
— К какому «штилю» можно отнести это стихотворение?
(К низкому).
— По каким признакам мы определяем, что это «низкий штиль» и произведение не является одой?
(1. Предмет изображения — не высокая и важная тема государственного служения, а шутка. 2. Небольшой объем произведения. 3. Отсутствие «высокой» лексики и присутствие разговорной, присутствие обыденных персонажей — повара, предметов быта: очаг, жаркое.)
Здесь важно провести словарную работу, в ходе которой выясняется в помощью словарей, что некоторые слова, который сейчас устарели, в ХVIII веке принадлежали к обычному разговорному: «весьма» — очень, «сей» — этот.
Домашнее задание.
1. Прочитать «Оду на день восшествия...» полностью.
2. Подготовить выразительное чтение одного из отрывков.
3. Составить развернутый план статьи учебника.