Цель урока: обзорное знакомство с жанром летописи, расширение словарного запаса, происхождение азбук.

Дополнительная литература для учащихся: Рассказы начальной русской летописи / Под ред. Д.С. Лихачева. (Любое издание).

Теория литературы: летопись.

Оборудование: выставка книг, фотографии древних книг (можно использовать альбом «Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник» Киев, 1984.), карта Византийской империи, иллюстрации к «Борису Годунову» с изображением летописца, может быть использована запись оперы «Борис Годунов».

 

Ход урока

I. Звучит ария Пимена из оперы «Борис Годунов».

Слово учителя.

Еще одно, последнее сказанье,И летопись окончена моя...— так заканчивал свой труд монах-летописец, и таким — мудрым, торжественным, год за годом скрупулезно записывающим все события жизни России, его изобразил А.С. Пушкин в своей драме «Борис Годунов».

— Кто же такие летописцы, и что такое летопись? Прочтите об этом в словаре литературоведческих терминов (определение записывается в словарь).

«Повесть временных лет» (то есть «повествование о прошедших годах») является древнейшим из дошедших до нас древнерусских летописных памятников, общим литературным наследием народа России, Украины и Белоруссии. Она была составлена в начале ХIIв. в Киеве, тогдашней столице Руси, ученым монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. У Нестора были предшественники — такие же, как он, монахи-летописцы, — трудом которых он воспользовался в своей работе, дополнив его, однако, материалами, взятыми из переводной греческой хроники, некоторыми народными сказаниями и своими собственными рассказами о тех событиях,свидетелями которых он был. Летопись Нестора пользовалась на Руси большой популярностью, включалась почти во все позднейшие летописные своды, ведь именно в ней давались ответы на вопросы, откуда пошла Русская земля и кто стал в Киеве первым княжить. «Повесть временных лет» стала источником вдохновения для многих русских и украинских писателей, черпавших оттуда сведения о Рюрике и Олеге, Святославе и Владимире, о мудрости княгини Ольги и ее страшной мести древлянам, убившим ее мужа Игоря. Наиболее знаменитым из таких обращений к Несторовой летописи стала пушкинская «Песнь о вещем Олеге».

 

II. Чтение и анализ эпизода, посвященного Ярославу Мудрому.

Учитель поясняет, кто такой Ярослав Мудрый и дает задание:

— Как звучат в оригинале летописи слова: «если», «найдешь», «это есть» («это ведь»).

— Как вы думаете, есть ли что-то общее в высказывании древнего летописца о пользе книг и в высказываниях современных авторов, с которыми мы познакомились в начале учебного года?

 

Комментарий:

Это один из наиболее выдающихся киевских правителей, сумевший «собрать» русские земли после междоусобной войны между братьями Владимировичами (сыновьями Владимира Святого, с именем которого связано крещение Руси). Ярослав Владимирович сумел одержать победу над своими противниками, главным из которых был Святополк Окаянный, по приказу которого были убиты его братья Борис и Глеб (первые русские святые). Он положил начало составлению на Руси писанного закона, издав «Правду Ярослава», с которой начинается знаменитая «Русская Правда». Он нанес решительное поражение печенегам. При этом он любил книжную мудрость, знал несколько языков. В его правление молодое христианское государство, каким была Русь, стало широко известно по всей Европе; его сыновья женились на иноземных принцессах, а дочери выходили за иноземных государей (королей Венгрии, Норвегии и даже Франции). С именем Ярослава Мудрого связано много мест не только на Украине, но и на территории нынешней Российской Федерации — прежде всего Новгород, где он княжил в юности, и основанный им на Волге город Ярославль, в котором недавно появился памятник этому великому киевскому князю.

 

III. Слово учителя о возникновении и распространении письменности.

Книги пришли на Русь вместе с христианством — в Х веке. Христианство было принято Русью их Византии. Так историки называют Восточную Римскую империю, которая просуществовала на 1000 лет дольше, чем Западная. Ее столицей был Константинополь, который русские называли Царьградом (после захвата в 1453 г. турками этот город получил название Стамбул). Византийцы вели активную проповедь христианства среди соседних народов, среди которых били и славянские — болгары и сербы.

Во второй половине IХ века византийские миссионеры, братья Константин и Мефодий были посланы проповедовать христианство в далекую Моравию (на территории современной чешской республики). Поскольку местный славянский князь хотел, чтобы проповедь велась на языке, понятном его народу, то братья позаботились о переводе с греческого языка на славянский ряда богослужебных текстов (молитв, фрагментов священного писания и т. д.). Для записи своих переводов Константин разработал особую азбуку, основные принципы которой легли позднее в основу алфавитов, которые по сей день используются сербами, болгарами и восточными славянами. Этот алфавит был назван в честь своего создателя, а поскольку Константин перед смертью принял монашество и получил новое имя Кирилл, то и названием алфавита стало слово «кириллица».  Но создание славянского алфавита было не единственной заслугой Кирилла и Мефодия. Работая над своими переводами, они заложили основы первого славянского литературного языка, ставшего на долгоевремя единым книжным языком всех южных и восточных славян. В средние века этот язык называли просто «славянским». Современные ученые называют его старославянским. Он оставался основным языком русской литературы до ХVII-ХVIII веков оказал огромное влияние на формирование того русского литературного языка, на котором говорим мы с вами. Он до сих пор остается богослужебным языком русской церкви и поэтому его называют также церковнославянским.

В конце Х века, при князе Владимире Святославиче христианство пришло на Русь. Вместе с ним прошла на Русь кирилловская азбука, старославянский язык и книжная культура. К тому времени славянскими книжниками в Болгарии было создано довольно много переводов и оригинальных произведений. Именно они и стали первыми славянскими книгами, читавшимися на Руси. А первой книгой, написанной на Руси, была так называемая «Речь философа», в которой рассказывалась история мира от «сотворения» и до возникновения вселенской церкви.

Эти книги были очень дорогими, потому что писались на пергаменте (очень тонко выделанной телячьей коже), переплет делался из досок. Каждый такой переплет обтягивался кожей, украшался окладом из золота и драгоценных камней. Эти книги были очень большими по размеру. Начало каждой страницы писалось с большой буквы красного цвета (отсюда поговорка — писать с красной строки).

 

IV. Работа со статьей учебника.

Учащиеся читают статью учебника о том, как писались книги и дополняют рассказ учителя.

 

V. Словарная работа.

Книги создавались очень долго, читались медленно, читателей у этих книг было очень мало — в основном это были князья и монахи. Лишь в нескольких монастырях были школы. Оригинальные, не переводные русские книги появились на Руси только в ХI веке, основанные на христианской традиции.

Часто в одной книге были собраны произведения разных жанров: поучения, послания, хождения, жития, летописи.

Поучение– жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его. С одним из таких поучений мы с вами познакомимся.

Послание — обычно использовалось в публицистических целях. Таково послание ХVI века Ивана Грозного Василию Грязному.

Хождение — жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина»)

Житие — описание жизни святого. В древнерусской литературе образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило,описывает, как святой становится таковым, проходя, как Иисус, через целый ряд испытаний.

Сегодня мы приступим к изучению литературы Древней Руси и первым жанром, с которым мы познакомимся, будет летопись.

Летописями назывались погодные (по «летам» по «годам»). Ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год. Годовая запись начиналась словами: «В лето...». После этого шел рассказ о событиях и происшествиях, который с точки зрения летописца были достойны внимания потомков. Это могли быть военные походы киевского князя, набеги степных кочевников, природные катаклизмы: засухи, неурожаи и т. д., а также просто необычные происшествия. Нумерация годов отличалась от современной. Например, крещение Руси датировалось в летописях не 988, а 6496 годом. Это объясняется тем, что византийские греки, а вслед за ними и другие православные народы вели отсчет лет не Рождества Христова, как мы, а от сотворения мира. Считалось, что оно произошло за 5508 лет до рождения Иисуса. Нынешнее летоисчисление было введено в России лишь в 1700 году Петром I. Каждый летописец сначала переписывал все, что было написано до него, а потом писал о тех событиях, современником которых он был. Поэтому большинство русских летописей включают в себя «Повесть временных лет», с отрывком из которой мы сегодня познакомимся.

 

VI. Составление конспекта «Поучения Владимира Мономаха».

1.Словоучителя

В те далекие времена, когда Русь испытывает постоянные набеги от кочевников, когда прошло чуть больше ста лет после принятия христианства на Руси, страной правит Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого. Этот князь снискал уважение современников прежде всего своими ратными подвигами во имя объединения всех русских земель, тем, что усмирил кочевников. Прожив славную жизнь, он пишет поучение для своих сыновей, в котором перечисляет примеры из своей собственной жизни, которые считаете достойными подражания. Он проповедует идею деятельной жизни, в которой главное — благо родины. Наставляет сыновей в том, что необходимо оказывать уважение старшим, не преклоняться перед знатностью и богатством.

 

2. Чтение текста, составление конспекта, выделений основных поучений Мономаха.

 

Домашнее задание.

1. Напишите короткое «поучение», обращенное к кому-нибудь из своих близких и друзей, используя соответствующую лексику, например: грамотка, ибо, леность, отрок и т. д. При написании руководствуйтесь планом:

1) Обращение и зачин.

2) Три основных проблемы-поучения (или больше).

3) Концовка — наказ о том, как пользоваться вашим поучением, чтобы оно принесло наибольшую пользу.

2. Прочтите «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

 

Приложение к уроку

Инга О. Поучение детям о том, как вести себя в транспорте

Я научаю вас, дети, как следует вести себя в обществе войдя в автобус ли, троллейбус ли, трамвай ли — не забудь пробить бумажку ту малую, с которой проезд всем разрешается и без которой тебя с позором великим из транспорта выдворить могут. Не забывай быть вежливым, внимательным: уступай место тем, кто старее тебя, не наступай на ноги отрокам, старцам, всем добрым людям, а ежели и случится с тобой такая оплошность, то извинись, помни, что непочтительность — это грех.

Не вкушай ничего в транспорте, ибо дразнишь соседа своего и непорядок учиняешь. Не хулигань, не порть сиденья, на которых сидишь, не ломай поручни, за которые держишься. Не кривляйся, не вымолви глагола слишком громкого. Будь сдержан, прост, и увидишь много улыбок вокруг себя.

Ведайте, дети, грамотку мою, да не посмейтеся над нею, а соблюдайте правила мои, и да будет с вами мир, покой и благодать!

Поучение брату моему, отроку Антонию, от Елены К.

Брат мой двоюродный, отрок Антоний, этой грамоткой поучаю тебя и наказываю: неуклоняйся от учебы, ибо лень — грех большой. Слушай наставника своего старшего, именуемого учителем, и внимай его советам и наставлениям. Не дерись с друзьями своими близкими, ибо драка — грех тяжкий. За столом учебным сиди спокойно, не оборачиваясь, и друзей своих с мысли не сбивай. Почитай своих отца и мать и родных и скот домашний, именуемый собакой, люби, не мучай, ласками своими не докучай. Задание домашнее делай вовремя, не откладывай на последнюю минуту. Сумку свою школьную собирай заранее, не торопясь, ибо торопливость к добру не приведет. Будь же, отрок Антоний, добрым, справедливым и честным, ибо злость и вранье есть грех великий.

Я сестра твоя двоюродная, старшая, и устами моими глаголет правда. Прочитав мою грамотку, брат мой двоюродный, отрок Антоний, внемли советам моим и следуй им во всем.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика