Цели урока: познакомить учеников с историей «Слова...», показать историческую основу, рассмотреть сюжет, роль пейзажа; начать работу над составлением композиционного плана.

Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение, составление композиционного плана, словарная работа.

Оборудование: издания «Слова о полку Игореве», иллюстрации к «Слову...»

Ход урока

1. Рассказ учителя

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы, рассказывающий о реальном событии русской истории — походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году. Это произведение имеет сложную, загадочную историю. Написано оно примерно в тот же 1185год и в последующем неоднократно переписывалось, при этом неизбежными оказывались ошибки и неточности. Автор произведения неизвестен, и вряд ли когда-нибудь мы узнаем его имя. В Древней Руси было не принято подписывать свое имя под произведением. Можно только догадываться по косвенным признакам, что автор был хорошо образованным человеком, входил в ближайшее окружение князя  Игоря, был хорошо осведомлен о его жизни, о политическом положении Руси, знал ее историю.

Через четыре века один из писцов составил сборник, который позже стал известен как Спасо-Ярославский хронограф, в состав которого входило «Слово... ». Значит, в течение этих четырех веков произведение жило, было известно читателям как художественное достояние.

В последующем следы «Слова...» теряются. Вновь открылось оно русскому обществу в конце ХVIII века благодаря находке А.И. Мусина-Пушкина Этот известный собиратель русских древностей купил рукописный хронограф у архимандрита Спасского монастыря Ярославля. В этом рукописном сборнике Мусин-Пушкин и обнаружил редкое по красоте художественное произведение. Прежде чем представить его читателям, издать его, необходимо было подготовить произведение к печати: ведь текст был написан на древнерусском языке, не был даже разделен на слова, как это было принято в древности. Текст надо было в прямом смысле рас шифровать. Ученые три года работали над расшифровкой текста, переводили, комментировали. Уже тогда они понимали ценность удивительной находки. Об этом говорит хотя бы тот факт, что переписанный вариант текста был представлен Екатерине Великой.

В начале ХIХ века «Слово о полку Игореве» вышло отдельной книгой. Многие засомневались, а является ли это произведение подлинным, не подделка ли это, выполненная талантливым стилизатором? Слишком странным казалось, что раньше никто не слышал о столь совершенном произведении. Ни в одной другой известной древней рукописи произведение не было обнаружено.

Сомнения не рассеивались в течение двух веков. Этому способствовала драматическая судьба памятника древнерусской литературы: во время французского нашествия 1812 года тот самый рукописный хронограф, обнаруженный Мусиным-Пушкиным, сгорел в Московском пожаре. Сохранились только переписанные с него копии.

Дальнейшие исследования ученых, прежде всего, Д.С.Лихачева, доказали подлинность «Слова о полку Игореве». Оказалось, что произведение таит еще много загадок. О некоторых из них вы узнаете из статей Д.С.Лихачева, посвященных «Слову...»

Вы прочитали текст произведения именно в его замечательном переводе.

2. Предварительная беседа по тексту «Слова...»

— Каков сюжет «Слова»? (Сюжет можно пересказать в не скольких словах: неудачный поход князя Игоря Святославича на половцен, описание бедствий русской земли во время ответного набега половцев, пленение князя Игоря, его бегство из плена и возвращение на родину.)

— Как вы поняли, о чем это произведение? Какова цель его автора? Почему автор выбрал для своего произведения не победный поход русского князя, а историю поражения и пленения одного из князей? (Цель автора — на примере истории князя Игоря осмыслить события, показать причину поражения, донести до читателей мысль о необходимости объединения русских князей, русских земель перед вражескими нашествиями.)

Слово учителя

- Попробуем вслушаться в слово автора этого произведения, представить, как оно звучало восемь веков назад.

               3. Выразительное чтение учителем начала древнерусского варианта «Слова...»

4. Комментированное чтение первых эпизодов, беседа по вопросам

— Чему посвящено вступление?

— Почему автор так подробно останавливается на поэтической манера Бояна и противопоставляет ей свою?

Комментарий

Одно из так называемых «темных», то есть, непонятных, спорных мест произведения -  характеристика Бояна. Во-первых, отметим значение имени этого легендарного певца и сказителя: «баять» — значит «говорить»; по имени Бояна (в другом варианте — Баяна) назван музыкальный инструмент. Во-вторых, остановимся на объемном образе: «. . .растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Взгляд автора словно соединяет землю с небом, охватывает все пространство. Протяженность, широту образу придает и глагол «растекался» (вспомним из «Анчара» Пушкина: «И он безмолвно в путь потек...»). Неясно, почему среди образов животных (волка, орла) возникает образ мысли.

Выражение «растекаться мыслию по древу» вошло в лексический состав русского языка, стало фразеологическим оборотом, означающим «излагать пространно, излишне подробно». Выражение воспринимается как метафора. Есть интересная интерпретация этого выражения. В некоторых русских говорах слово «мысь» значит «белка». Если учесть, что при многократном переписывании это слово могло трансформироваться, то все становится на свои места: «белкой по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Образы животных дают ясную картину.

— О каком времени пишет автор? (Автор пишет о современных ему событиях, то есть о 1185 годе. Но в «Слове...»  упоминаются и времена первых русских князей: «от старого Владимира до нынешнего Игоря», и еще более древние времена Трояна, легендарные времена. Речь автора обращена «к будущему, пронизана заботой об этом будущем».)

— Как автор определяет свою задачу? (Автор обращается ко всем русским князьям с призывом защитить Русскую землю, его задача — показать необходимость объединения русских земель.)

— Какое значение имеет описание солнечного затмения?

Комментарий учителя

- Кроме того, что солнечное затмение послужило грозным предзнаменованием поражения Игорева войска, описание этого явления имеет еще одно значение. Имённо благодаря описанию затмения была определена точная дата выступления войска Игоря. Астрономическими исследованиями установлено, что такое затмение действительно имело место 1 мая 1185 года.

5. Беседа о роли пейзажа в произведении

--  Найдите в тексте описания пейзажа.

— Какое значение они имеют в сюжете и композиции «Слова...»?

Комментарий учителя

- Пейзаж не просто фон, на котором разворачиваются события. Природа — активное действующее лицо повествования. Она участвует в действии наравне с другими героями, а иногда играет определяющую, ведущую роль. При описании пейзажа используется прием контраста, который помогает понять авторское отношение к происходящему.

Природа (затмение) предостерегает Игоря от неразумного решения выступить в поход, пророчит поражение его войску. Описание поражения войска Игоря предваряют тревожные образы природы: «кровавые зори», «черные тучи», «реки мутно текут», «пыль поля покрывает». Об опасности предупреждают звери и птицы. Природа скорбит о гибели русских воинов: «Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось». К силам природы обращен плач Ярославны: ветру, Днепру, солнцу. Природа помогает Игорю бежать из плена, укрывает его от погони: «дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями рассвет предвещают», радуется его благополучному возвращению на Русскую землю: «Солнце светится на небе Игорь-князь в Русской земле». Природа олицетворена, одухотворена, по словам Д.С.Лихачева «воспринимается автором «Слова...» только в ее изменениях, в ее действиях, в ее жизни. Она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход».

6. Составление композиционного плана произведения.

7. Итоги.

8. Д/з.:

1. Закончить композиционный план «Слова...».

2. Составить характеристику героев: Игоря, Ярославны, Всеволода, Святослава (по вариантам).

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика