Цели урока: работа над характеристикой героев; показать средства выражения авторской позиции в «Слове»; лиризм, особенности композиции произведения, фольклорные образы, мотивы, приемы.

Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение, элементы анализа текста.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

Обсуждение вариантов композиционного плана.

Вариант обычного композиционного плана «Слова...»:

1. Вступление.

2. Выступление Игоря в поход, предзнаменование.

3. Соединение войск Игоря и Всеволода.

4. Первый бой. Победа.

5. Новое предупреждение природы.

6. Воспоминания о древних временах.

7. Второй бой. Поражение Игорева войска.

8. Автор о забвении Игорем и Всеволодом заветов отца князя Святослава.

9. Сон Святослава.

10. Золотое слово Святослава.

11. Плач Ярославны.

12. Бегство Игоря из плена.

13. Возвращение Игоря в Русскую землю.

14. Слава князьям и дружине.

Вариант цитатного композиционного плана «Слова...»:

1. «Пусть начнется же эта песнь по былям нашего времени...»

2. «Страсть князю ум охватила в желание отведать Дону великого заслонило ему предзнаменование».

3. «Седлай же, брат, своих борзых коней, а мои готовы уже, оседланы у Курска...»

4. «Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие...»

5. «Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону Великого!»

б. «...в княжёских крамолах жизни людские сокращались».

 7. «. . .на третий день к полудню пали стяги Игоревы».

8. «Тоска разлилась по Русской земле...»

9. «.Игорь и Всеволод уже зло пробудили, которое перед тем  усыпил было отец их, Святослав...»

10. «Святослав смутный сон видел в Киеве на горах».

11. «...великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное...»

12. «На Дунае Ярославнин голос слышится...»

13. «Игорю-киязю Бог путь указывает из земли половецкой на землю Русскую»

14. «Солнце светится на небе - Игорь-князь на русской земле».

15. «Князьям слава и дружине!»

2. Характеристика героев «Слова о полку Игореве»

(Примечание. Домашняя подготовка проводилась по вариантам, но в обсуждении характеристик участвует весь класс. Характеристики героев пересекаются, поэтому сначала можно задать общие вопросы, а затем составить краткие письменные характеристики каждого из героев.)

Общие вопросы к характеристикам героев:

-Какие качества воспевает автор слова в каждом из князей?

(В Игоре — ум, волю, мужество, ратный дух, храбрость, отвагу, ловкость, находчивость, любовь к младшему брату Всеволоду.

Во Всеволоде — уважение к старшему брату Игорю, готовность объединиться с ним на битву с половцами за землю русскую, храбрость, отвагу («бьешься в первых рядах»), самозабвение в битве («что тому раны... кто забыл о чести и богатстве...»)

— Какие качества героев автор осуждает?

(Излишнее самолюбие, честолюбие, неумение жить в мире с другими князьями, нежелание поступиться собственными амбициями ради главного, к чему призваны князья, — разумно, мудро, в согласии с другими князьями управлять страной, заботиться о ее благе, о благе подвластного им народа: «князья сами на себя крамолу ковали», «из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой»,  «стали князья про малое «это великое» молвить и сами на себя крамолу ковать».)

- Зачем в текст произведения введен «смутный сон» Святослава?

 («Смутный сон» Святослава — вещий сон, пророчащий горе. Об этом говоря мрачные цвета: черный, синий, серый, фольклорные образы, символизирующие смерть ( «одевали...черной паполомой на кровати тисовой» — обычай обряжать покойника, «черпали мне синее вино, с горем смешанное, осыпали... крупным жемчугом» — символы похоронного обряда, «серые вороны граяли» — предвестие беды.)

— Почему речь Святослава автор называет «золотым словом»?

(«Золотое» — метафора  (и одновременно эпитет), пришедшая из фольклора. Речь Святослава, его «золотое слово» — мудрое слово, в котором он охватывает всю русскую историю, характеризует князей, выражает отношение к событиям и лицам, чувства: тревогу о судьбе страны, печаль, вызванную княжескими раздорами, досаду на безрассудство, безответственность князей, скорбь по погибшим воинам. В «золотом слове» заложена идея всего произведения).

— Как Святослав характеризует князей? Приведите примеры из текста.

(Святослав обращается к Игорю и Всеволоду: («Не по чести одолели, не по чести кровь поганую пролили». Он не только отдает дань их силе, храбрости и отваге, но и упрекает князей в том, что личную славу они поставили выше славы страны: («Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу сами поддержим, а будущую сами поделим».  Святослав характеризует и других русских князей: храбрость, отвагу Рюрика и Давыда, Романа и Мстислава, богатство, власть и силу Галицкого Осмомысла Ярослава. В то же время он говорит об утрате князьями «дедовской славы», о крамолах и усобицах, которые разделили Русь: «врозь полотнища развеваются».)

— К чему Святослав призывает князей?

(Святослав призывает прекратить усобицы и объединиться, упрекает князей, сеющих крамолу, утратившим «(дедовскую славу», обращается к князьям выступить «за землю Русскую, за раны Игоря»)

— Какова основная идея «золотого слова» Святослава?

 (Основная идея — объединение русских земель.)

- С какой целью автор перечисляет многочисленные имена князей, не участвовавших в битве?

 (Автор перечисляет князей, для того чтобы показать, что все русские князья одна большая семья, которая должна жить дружно. В перечислении заложена идея объединения Руси.)

— Что важно и ценно для князей, а что — для автора?

(Князья считают главными ценностями личную честь, славу, мужество, храбрость, любовь к родной земле. Автор на первое место ставит интересы Руси.)

— В чем особенность изображения князя Игоря?

 (Рассказ о походе Игоря дан так, что мы словно видим события и людей с разных точек зрения, с разных сторон. Сначала мы видим Игоря глазами воина: «скрепил ум волею своею и поострил сердце мужеством, преисполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую».  Затем — авторская оценка поступка Игоря: «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дону Великого заслонило ему предзнаменование». Дальше — сама Русская земля сочувствует Игорю, предвидя беду, скорбит о гибели его войска. Потом мы узнаем о «смутном сне» Святослава и видим его отношение к Игорю, видим события его глазами. Плач Ярославны представляет еще одну сторону Игоря - любимого мужа, еще один взгляд на события — взгляд жены, взгляд любящей женщины. Еще один взгляд на Игоря, его характеристика - слова половцев, Гзака и Кончака. Наконец, образ Игоря приобретает черты масштаба почти космического: «Солнце светится на небе — Игорь-князь в Русской земле».  В заключение автор, славя Игоря и других князей, подчеркивает важную сторону их признания — политическую, религиозную, нравственную: здравствовать,  «заступая христиан от поганых полков».)

— Какое значение имеет такое изображение?

(Изображение с разных точек зрения придает образу глубину,  достоверность, объемность.)

--- Как автор относится к князю Игорю?

(Автор сочувствует Игорю, переживает за него. Понимая порыв Игоря, не осуждая его, автор все же упрекает князя в безрассудности.)

— Как автор передает душевные переживания героев?

(Автор делает это несколькими способами. Например, описывает «смутный сон» Святослава, из которого ясно видна тревога киевского князя, пафос речи Святослава тоже передает его душевные переживания. Прямым выражением чувств героя является его упрек Игорю и Всеволоду: «Что же  сотворили вы моей серебряной седине!»  Чувства, переживания Ярославны помогают понять образы природы. Ярославна «кукушкой безвестной рано кукует», обращается к силам природы: ветру, Днепру, солнцу — с просьбой помочь вернуть Игоря. Чувства Ярославны переданы и лексически: «плачет», «причитая», «слезы», «горе»,  «лада».)

— Почему в плаче Ярославны так много фольклорных образов?

(Плач Ярославны — плач всех русских женщин по погибшим или плененным воинам. Фольклорные образы — образы природы — выражают чувства не только Ярославны, но и всей Русской земли. Природа, словно слыша плач Ярославны, ее призыв, помогает князю Игорю бежать из плена.)

---- Как изменяется настроение автора по ходу развития действия произведения?

 (В начале произведения автор выражает гордость умом, волей, мужеством, ратным духом Игоря и его войска, затем упрекает его за поспешное и неразумное решение, переживает за судьбу «храбрых русичей», скорбит по погибшим, досадует вместе со Святославом на распри и крамолы князей, сочувствует горю Ярославны, радуется со всей Русской землей благополучному возвращению Игоря, гордится русской славой.)

— Какое значение имеет финал «Слова...»?

 («Слово»  заканчивается радостно, торжественно. Вся природа, вся Русь ликует, радуется. Последние строки — слава князьям, здравица им и дружине.)

Комментарий учителя

Настроение автора в финале «Слова...» явно чувствуется и в образности, и в лексике, и в приподнятости тона. Особое воодушевление, чувство, переданное автором, — это пафос произведения. Гiафос понимается как пронизывающее произведение эмоциональное отношение автора к изображаемому, связанное с идеей произведения и обусловленное творческой индивидуальностью автора. Пафос «Слова о полку Игореве» — страстный призыв к единству русских земель, к миру и согласию между князьями. Это глубоко патриотический пафос.

— Каким вы видите автора произведения? Какие его черты вы ступают на первый план?

Д.С. Лихачев выделяет главные черты автора «Слова...»: «высокое сознание своей ответственности, своего писательского призвания, своего общественного долга».

3. Художественные особенности «Слова о полку Игореве»

-- Задание для самостоятельной работы: найдите сказочные мотивы, метафоры, фольклорные эпитеты, сравнения, олицетворения. (Начать выполнение задания на уроке, закончить дома.)

4. Итоги.

5. Д/З:

1. Определите роль сказочных мотивов, метафор, фольклорных эпитетов, сравнений, олицетворений,

2. Индивидуальные задания (по группам).

Прочитать переводы «Слова...» и произведения по его мотивам (В. Жуковского, Н. Заболоцкого, И. Шкляревского, И. Бунина, И. Северянина, М. Волошина и др.). Сопоставить эти произведения с первоисточником, подготовить выразительное чтение.

Дополнительный материал для учителя.

Образ Русской земли в «Слове..»

Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем слова является не какой-либо из князей, а русский народ, Русская земля. К ней, к Русской земле, обращена вся полнота чувств автора «Слова». Образ Русской земли центральный в «Слове»; он очерчен автором широкой и свободной рукой. Автор «Слова» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое, огромное и живое существо.

Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором одновременно были бы вовлечены в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь («страна незнаема»), «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов — Корсунь, Тмуторокань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и др. — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. При этом автор «Слова» не исключает Русскую землю из состава окружающих ее народов, заставляя прислушиваться к происходящим в ней событиям немцев и венецианцев, греков и моравов, а половцев, Литву, ятвягов и деремелу (литовские племена) — быть непосредственными участниками русской истории.

Подобно Ярославу Галицкому, прозванному за свой политический ум Осмомыслом, престол которого господствует над Венгрией и Киевом, откуда он обозревает происходящее, автор «Слова» видит Русь как бы с идеальной высоты. Огромность Русской земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях: «Девицы поют на Дунае, вьются голоси чрезъ море до Киева». Одновременно с походом Игорева войска двигаются к Дону половцы‚ «неготовыми дорогами», скрипят их «немазаные телеги...»

Грандиозностью отличается и пейзаж «Слова», всегда тем не менее конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с  половцами «кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут... быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого, земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется». После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щекот соловьиный по ночам и  галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов родины.

Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана, к солнцу, которое всем тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою колчаны заткнуло.

В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: понятие родины — Русской земли—объединяет для автора его историю «страны» (т. е. сельские местности), города, реки и всю природу. Чем шире автор «Слова» мысленно охватывает своим взором Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы.

Ощущение пространства и простора, постоянно присутствующее в «Слове», усиливается многочисленными образами соколиной охоты, участием в действии птиц (орлы, гоголи, вороны, галки, соловьи, кукушки, лебеди, кречеты), совершающих большие перелеты («не буря соколы занесе чрезъ поля широкая, галицы стады бежать к Дону великому»,  вороны несутся к синему морю и т. д.); ветер и отдаленное море подчеркивают это ощущение.

Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей противопоставлен образу пустынной половецкой степи— «стране незнаемой», ее яругам (оврагам), холмам, болотам и «грязивым» местам. Русская земля для автора «Слова» —это, конечно, не только земля в собственном смысле этого слова, не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, ее населяющий.

Автор «Слова» говорит о мирном труде русских «ратаев» (пахарей), нарушенном усобицами князей; о женах  русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; о горе всего русского народа после поражения Игоря, о гибели достояния русского народа, о радости жителей городов и сельских местностей при возвращении Игоря. Войско Игоря Новгород-Северского - это прежде всего «русичи», русские сыны, они идут на половцев за родину, переходя границу Руси, они прощаются с родиной —с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или Путивлем: «О Русская земле! Уже за шеломянемъ еси!»

Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова» и ее историю. В зачине к «Слову» автор говорит, что он собирается вести свое повествование «от старого Владимера (Владимира Святославича) до нынешнего Игоря». Излагая историю несчастного похода на половцев князя Игоря, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени» — постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящими. Автор вспоминает века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы, времена «стараго Владимера Святославича».

Итак, русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, - основной художественный образ «Слова».

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика