I. Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка.
Для того чтобы этот урок прошел успешно, учитель заранее распечатает и сделает копии двух абзацев из рассказа «Заячьи лапы», чтобы раздать на уроке всем ученикам класса. Сделаем расстояние достаточным для анализа текста между строками.
Тексты для работы на уроке
1.Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя — из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач, распрямлял плечи и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.
2.Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.
Проверка домашнего задания
Слушаем, какие строки отметили ученики как авторские находки необычного в обыкновенном. Ученики могут отметить целые абзацы или отдельные предложения, например: «Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде»; «Потом поставил самовар — от него окна в избе сразу запотели и звезды из огненных точек превратились в мутные шары».
— Почему вы выделили именно эти строки? Что вам показалось близким? Видели ли вы подобные картины?
— Опишите картины, которые вы себе представляете, читая эти строки Паустовского.
Анализ текста
Даем ученикам текст 1. Читаем его выразительно. (При ответе на вопросы можно работать в тексте карандашом.)
— Какую картину вы себе представляете?
— Какие особенности вы можете отметить в этом тексте?
— Найдите в тексте сравнения. Как автор описывает гром? Почему у нас возникает впечатление, что это живой человек?
— С помощью какого слова автор «очеловечивает» молнии? Что означает слово исподтишка? Какой прием мы называем олицетворением?
— С чем сравнивает автор след, который оставляет дождевая капля на пыльной дороге? Как в этом предложении проявляется поэтическое ви́дение мира?
— Подчеркните в тексте прилагательные. Какими членами предложения они являются? Какие из этих прилагательных вы можете назвать эпитетами? В чем выразительность этих эпитетов?
Работаем с текстом 2.
— Прочитайте текст выразительно. Какую картину вы представили? Какие в ней цвета?
«Плотные белые облака», «Смола... превратилась в янтарный камень».
— Можем ли мы сказать, что этот текст мелодичен? Почему?
— Подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
— Что такое ритм? Можем ли мы сказать, что этот текст ритмичен? С помощью чего автор создает ощущение ритма?
Отметим двумя косыми чертами большие паузы, которые мы сделаем при чтении текста, одной чертой — небольшие паузы. Добиваемся выразительного, передающего внутренний ритм отрывка чтения.
II. Сравнения и эпитеты в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Вернемся к домашнему заданию второго урока темы по произведениям Паустовского и обсудим, как ученики выполнили его.
Проверим, как ученики выписали эпитеты и сравнения (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату (от слов: «Ночью он слез с печи» — до слов: «Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками»).
Эпитеты: воздух был синий, густой, страшный; в чистом небе; розовыми венцами; пустота — жгучая и такая ясная; черные ивы.
Сравнения: луна, убранная, как невеста; снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой; ветки их поблескивали, как стеклянные.
Словарная работа
Задание 8 (с. 78 учебника).
Вороной конь — конь черного цвета.
Скорый на работу — быстро выполняющий свою работу.
В воздухе висел дым — была большая влажность воздуха, и казалось, что в воздухе висит дым.
Теплый серый день — зимой, когда нет мороза, небо затягивают серые низкие облака.
Злорадный окрик — резкий крик, в котором чувствуется радость от неудачи другого.
Колючий мороз — в сильный мороз щиплет щеки.
Неминучая смерть — смерть, которую нельзя миновать, которая обязательно придет.
Лютый мороз — очень сильный мороз.
Нашкодил — нахулиганил, набезобразничал.
III. Сочинение-миниатюра «Я увидел чудо...»
Завершая работу над темой, дадим задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. Сочинение-миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо...»
Задача ребенка — постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.
Домашнее задание
Написать (закончить) сочинение-миниатюру «Я увидел чудо...».
Прочитать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Индивидуальное задание
Принести на урок книги С. Я. Маршака.