Цели и задачи урока: дать представление об отличии былины от сказки, сформировать у учеников представление о художественных особенностях былин.

Материал для учителя: Аникин В.П. Русский богатырский эпос. Пособие для учителя; Русское народное поэтическое творчество.

Теория литературы: былина, гипербола

Словарная работа: сказка и миф, общее с былиной и отличия в содержании и идее.

Оборудование: различные издания былин, иллюстрации к былинам И. Билибина, В. Васнецова; научно-популярные издания об устном народном творчестве: Аникин В.П. К мудрости ступенька; фонохрестоматия по литературе для 7 класса (старая на пластинке или новая на аудио); карта Киевской Руси; видеозапись отрывка из фильма Ромма с кадрами игры гусляров.

 

Ход урока

I. Краткое введение учителя.

Учитель сообщает, что урок будет посвящен изучению особенного жанра устного народного творчества.

Звучит фонозапись актерского чтения былин.

— Ребята, что вы заметили необычного в этом пении? Охарактеризуйте его.

(Особенный ритм, повторение отдельных слов.)

 

II. Комментированное чтение былины.

Текст читает учитель, разбирая непонятные места и поясняя не известные школьникам слова, при этом необходимо, чтобы перед глазами у учеников были, кроме текста, иллюстрации к былине.

1. Слова (по Толковому словарю С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. М.: 2001).

Гужики (гуж) —петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой.

Булатный— из булата— старинной, твердой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью.

Сафьян — тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.

Соловый — о масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).

 

2. Вольга Святославович — князь.

Он формально главный герой былины. Он едет в города, которые ему отдал во владение киевский князь. По пути в эти города Вольга знакомится с Микулой Селяниновичем, который превосходит по силе и мужеству всю княжескую дружину. Богатырь Микула Селянинович является подлинным героем, которому отданы симпатии слушателей.

В портрете Микулы заметно стремление украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин для работы, а как богатый изнатный боярин. Это описание дает представление не столько об облике героя, сколько об отношении к нему рассказчика былины.(См. также «гужики шелковые»), а также о стремлении поэтизировать труд.

«У оратая сапожки зелен сафьян» — это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан черного бархата.

«Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо, прокати» — высокий и тонкий каблук — как шило; острый, высоко загнутый носок. (Здесь можно показать подобный фасон сапог у сказочного героя на иллюстрациях к сказкам В. Васнецова).

«А тут стали мужички с меня грошей просить» — в былине так называлась пошлина, которую взимают с путников горожане или — иронически — грабеж.

 

3. История былины и сведения о ней.

Во многих вариантах былина заканчивается тем, что Вольга, изумляясь мощи коня пахаря, спрашивает, как его зовут, и откуда он. Существует также множество вариантов, в которых рассказывается, как Вольга с Микулой поехали в жалованные князю города. Стали они «по городу похаживать». А горожане стали «поговаривать»: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, кто «третьёво дни» у них был и их побил (см. в тексте эпизод, где Микула рассказывает о своих злоключениях в названных городах:

 

«Положил их тут я ведь до тысячи:

Который стоя стоит, тот сидя сидит,

Который сидя сидит, тот и лежа лежит»).

 

Вольга назначает своим наместником Микулу.

Существуют также варианты, в которых Микула спасает от гибели Вольту. Затем князь угощает Вольгу и отпускает от себя в Киев.

Смысл этой былины именно в таком окончании. В отдаленной губернии центральная власть не имеет реальной силы. Все решает отношение местных жителей к тем решениям, которые принимаются в Киеве. Вольга видит это и предпочитает оставить наместником Микулу.

Былина о Вольте и Микуле — новгородская. Исследователи относят ее возникновение к ХIVV вв. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской, Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывертывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.

 

III. Анализ былины.

Ученики отвечают на вопросы по статье и тексту былины (можно эти вопросы написать на карточках и, разделив класс на группы чтобы каждая группа ответила на ряд вопросов).

— В чем ценность былины для народа и для нас с вами? (по первому абзацу статьи)

— Дайте определение былине по статье и по словарю литературоведческих терминов.

— Где происходит действие былины «Вольга и Микула Селянинович»?

— Каковы портрет и одежда героя былины?

— О каких еще былинных богатырях идет речь в статье?

— Найдите в тексте былины зачин, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты.

(Здесь же определение гиперболы записывается в словарик)

 

IV. Ученики с помощью учителя составляют таблицу

 

Сказка

Былина

Сходство:

1. И сказки, и былина существовали в устной форме.

2. Оба жанра существуют с древних времен.

Различия:

1. Сказка — прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера.

2. Главная черта сказки — вымысел.

3. Сказки создаются в прозаической форме.

4. Сказки «рассказывали».

 

1. Описание подвигов богатырей (былины называют героическим эпосом).

2. Былине не свойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщенных образах.

3. Былины обладают песенно-стихотворной формой.

4. Былины «сказывали» — пели или проговаривали в сопровождении гуслей.

 

Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение былины.

2. Выписать из текста гиперболы, найти повторы (по 5-10).

3. Написать былину. Вариант: мини-сочинение (или устный рассказ) по картине Билибина «Дружина Вольги».

4. Взять в библиотеке и прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». (Или в пособии «Читаем, думаем, спорим...»)

 

Комментарий для учителя:

Перед уроком, поскольку это будет первое произведение, которого в этом году нет в хрестоматии, целесообразно провести библиотечный урок. Поиск книги в библиотечных каталогах, оформление читательского требования в читальном зале и абонементе, выбор изданий: научное, популярное— чем они отличаются. Навыки первого знакомства с книгой: чтение аннотаций, содержания и т.д. (За счет уроков развития речи или вместо урока по внеклассному чтению.)

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика