Цели: продолжить изучение поэмы, выявить индивидуальные особенности текста в образной системе, в музыкальном оформлении произведения, дать толкование православным мотивам в поэме, воспитывать любовь к истории родной страны.

Оборудование: Рахманинов. Литургия Иоанна Златоуста «Тебе поём»; Прокофьев.  «Тема вражды»; Щедрин. «Частушка»; Бетховен. Симфоническая увертюра «Эгмонт»; портрет А. Блока; изображение Христа; изображение красноармейца; контрольный лист; десять заповедей; поэма «Двенадцать».

Каждый ученик при подготовке к уроку работает по контрольному листу, где перед ним поставлены  литературные задачи, позволяющие постигать произведение в единстве формы и содержания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

У ребят на столах находятся контрольные листы, десять заповедей, поэма А.Блока «Двенадцать».
На интерактивной доске тема урока, портрет Блока, картина с изображением Христа, икона, иллюстрация с изображением красноармейца.
Каждый ученик при подготовке к уроку работает по контрольному листу, где предлагается система литературных задач, позволяющих постигать произведение в единстве формы и содержания.

II. Литературная композиция

Сцена погружена во тьму. Только неяркий свет свечей слабо освещает склонённую над столом фигуру поэта. Он в гимнастёрке, на плечи накинута солдатская шинель. Он что-то быстро пишет в толстой тетради. Изредка он прерывается, прислушиваясь к завыванию ветра. (Звучит музыка Прокофьева «Тема вражды».)
На секунду поэт задумывается – и снова пишет. Затем останавливается, вглядывается в темноту.

Голос из темноты:

– Чёрный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём божьем свете!

А. Блок: «Случалось ли вам ходить по улицам темной ночью в снежную метель или в дождь, когда ветер рвет и треплет все вокруг? Когда снежные хлопья слепят глаза, а снег вьётся всё сильней и сильней, завивая снежные столбы?
Вдруг в ближайшем переулке мелькнёт слабо освещенное пятно».

(Он поднимается  и медленно со свечой идет к доске, на которой икона).

Светлое пятно быстро  растет, становится огромным и вдруг приобретает неопределенную форму, превращаясь в силуэт чего-то идущего или плывущего в воздухе.
Ты, прикованный и заворожённый, тянешься за этим чудесным пятном, и нет сил оторваться от него.
Вот в одну такую на редкость вьюжную ночь мне и привиделось светлое пятно. Оно волновало и влекло. За этим огромным мне мыслились Двенадцать и Христос».

III. Объявление темы и целей урока

Учитель литературы:  Дорогие ребята! Сегодня мы снова с вами в таинственном мире блоковской поэзии. Перед нами поэма А. Блока «Двенадцать». Прошло почти столетие со времени её создания, но споры о ней не утихают. 
Для того чтобы понять блоковский замысел, мы коснемся мотивов, дорогих для поэта: православие и музыка. Блок вырос с этими понятиями, он впитал их в себя с самого раннего детства. И они не могли не появиться в его поэме. Сегодня с нами на уроке учитель, ведущий уроки православия, и учитель музыки.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа. Музыкальные мотивы в поэме

 Учитель музыки: В начале нашего урока прозвучала музыка Прокофьева.  Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Какие образы представили вы во время прослушивания? (Страх, смятение). Запишите.
– Музыку ветра, стихии мы ощущаем в поэме, её прерывают другие мелодии. Давайте послушаем… 
(Звучит марш). 
– Что вы услышали? Как вы это определили? Когда звучит марш?

Марш (шествие, движение вперёд) – это музыкальный жанр, служащий обычно для обеспечения синхронного движения большого количества людей.

Учитель литературы:  Найдите строки поэмы, относящиеся к этому музыкальному жанру, прочитайте.

(Звучит следующая мелодия –  частушка)

Учитель музыки: Что прозвучало? Кто и когда исполнял частушку?

Частушка (припевка, коротушка) – это жанр русского фольклора, сложившийся к 70-м годам 19 века.

Учитель литературы: Подтвердите цитатами присутствие жанра частушки в поэме.

(Звучит городской романс «Не слышно шума городского»).

Учитель музыки: Музыку какого жанра вы услышали? (Романс)

Романс – камерное вокальное произведение для голоса с инструментом.

Учитель литературы: Найдите романс  в тексте, почему Блок изменил слова?

(Звучат вместе отрывки марша, частушки, романса).

– Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (Неприязнь, отторжение, страх, беспокойство). Запишите.

Учитель литературы: Почему происходит смешение музыкальных жанров в поэме? (Различные слои общества, неразбериха, хаос).

2. Индивидуальное выступление ученика:

–  В поэме переплетаются голоса, реплики, восклицания, песни, частушки. Блок улавливает мысли, настроения народных масс. Разухабистая, лихая частушка рядом с торжественным маршем.

Как пошли наши ребята
В красной  гвардии служить – 
Мировой пожар в крови – 
Господи благослови!

Третья глава состоит из трёх четверостиший – нечто вроде разных куплетов из разных песен. «Двенадцать» – произведение небольшое по размеру: в нём 335 стихотворных строк. И, тем не менее, поэма кажется монументальной и звучит эпически, сложно, как симфония. Поэту удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматических и контрастных образах.

3. Продолжение беседы

Учитель литературы: Действительно, читая поэму, мы ощущаем хаос во всем: в музыке, в природе, в мире.
Блок, вслушиваясь в шум ветра, разноголосие толпы, музыку, пытается понять дальнейший ход событий, которые должны закончиться неожиданным выходом из хаоса. Каков будет исход? В чем будет спасение?

(Звучит музыка.  Рахманинов. Литургия Святого Иоанна Златоуста «Тебе поём»)

Учитель музыки: Какие ассоциации возникают у вас при звуках этой музыки? Запишите. (Умиротворение, спокойствие, благо).

Учитель православия: Нельзя искать спасения, не зная, в чём было отступление от истины. Для православных истина – Учение Христа, его десять заповедей. Они перед вами.

(Учитель зачитывает и комментирует заповеди)

Учитель литературы: Найдите в поэме цитаты, подтверждающие отступление новой власти от заповедей Христа. (глава 2, 6, 7, 8) 

Чтение.

Учитель литературы: И почти цитата из Ленина-Троцкого: «Пальнём-ка пулей в Святую Русь…» Отношение Блока к этим призывам выражено предельно ясно: «Эх, эх, без креста!»
– О каком человеке  говорят: «На нём креста нет?»

5. Беседа. Мотивы православия

Учитель литературы: Назовите основные символы поэмы, связанные с православием. Что вы о них знаете? (Христос, Двенадцать (красноармейцы, апостолы, главы), белый, черный, красный цвета в поэме).

 Учитель православия: Чёрный – обозначение не только тёмного, злого начала, но и хаоса, стихийных непредсказуемых порывов в человеке, мире, космосе. Белый цвет, согласно мифологическим представлениям, соответствует понятиям светлый, ясный, справедливый. По Апокалипсису, белая одежда предназначалась праведникам. Кровавый флаг – это новый крест Христа, символ его теперешних распятий. (запись в тетрадь).
Апостолы – ученики Христа. (Перечислить апостолов, рассказать об одном из них. «Библия для детей». «Москва».1995год).

Учитель литературы:  Прокомментируйте отношение автора к старому миру. Какими увидел Блок «апостолов» революции? 
Послушайте, что пишет сам автор:  «Когда я закончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос».  А надо другого?» 
Воспринята была поэма неоднозначно. У одних она вызывала восхищение. Другие (в частности, Д. Мережковский, З. Гиппиус) отвернулись от поэта. Его обвиняли в кощунстве, цинизме, «сухости сердца», называли «певцом современного сатанизма», упрекали в измене. Конечно же, прежде всего вызывал споры образ Христа в поэме.
Выскажите свои предположения: почему «именно Христос»?

Учитель православия: А как православие рассматривает появление Христа на земле?

(Комментарии учителя православия).

Учитель литературы: Чем объяснить сказанное, а затем повторенное «к сожалению, Христос»? А надо другого?» Почему Он обязательно нужен?

Учитель литературы: Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение – человека – наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан… Ибо если Он с ними, то есть надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра. Без Него такой надежды быть не может.  Наверное, поэтому поэма, начинающаяся с черного цвета («Черный вечер»), заканчивается все-таки белым («В белом венчике из роз…»).

V. Обобщение

Учитель музыки: Сейчас прозвучит симфоническая увертюра Бетховена «Эгмонт». Вы услышите здесь две темы. Определите их.

Учитель литературы:  Попробуйте сопоставить эту музыку с одной из глав «Двенадцати». (Тема Христа и тема двенадцати.)
– К какой главе вы бы отнесли её? 
– Какие образы поэмы озвучивает эта музыка? 
– Какие чувства она у вас вызывает? 
– Что звучит в финале? 
(Чувство веры в счастливый исход).

 Учитель музыки: Эта увертюра была посвящена борьбе нидерландского народа за независимость в 16 веке.1-я тема – идея власти, угнетения, испанского владычества. 2-я тема – выражение народного горя, страдания. Кода (завершающий раздел) – итог всей борьбы, гимн свободе. Основная тема – героика и трагедия борьбы, радость через страдания.

Учитель литературы: В чём, как вы считаете, перекликаются 12 глава поэмы и это музыкальное произведение?
– Можно ли сказать, что сегодня мы слышали музыку поэмы? Почему? 
– Почему Блоку близки православие и музыка?

VI. Итоги

Учитель литературы: Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы, – это путь из бездны к воскрешению, от хаоса к гармонии. Фигура Христа для Блока была незаменима. Христос должен быть вестником новых человеческих отношений, построенных на основе равенства, братства, свободы, одновременно выразителем чистоты, святости и трагического страдания во имя будущего.

Оценки за работу на уроке

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Православные мотивы в поэме Блока «Двенадцать», «Какова роль Христа в поэме?», «Согласны ли вы с утверждением З. Гиппиус и Д. Мережковского?» Изобразите иллюстрацию, в которой бы отразилась музыка поэмы.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru