Цели:

познакомить с основными вехами жизни сибирского драматурга А.В.Вампилова;  повысить интерес  учащихся к изучению творчества А.В.Вампилова;

учить воспринимать увиденное на сцене, размышлять о серьёзных нравственных проблемах, делать выводы; учить выступать на сцене;

воспитывать любовь к русской литературе, драматургии, расширять кругозор учащихся.

Действующие лица вечера:

Ведущий – юноша

Ведущий – девушка

1-й чтец

2-й чтец

3-й чтец

4-й чтец

Мать

Отец

Студент

Действующие лица сценки «Свидание» (по А.В.Вампилову):

Студент
Девушка
Сапожник
Автор

Действующие лица сценки-монолога «Смерть одного лирика» (по А.В.Вампилову): Студент

Оборудование: на сцене портрет А.В.Вампилова, слева сцены стол с настольной лампой, за которым сидят родители. Справа – 2 скамейки, на которых сидят ведущие, друзья. Ведущие поднимаются со скамеек и проходят к началу сцены. Родители сидят за столом в течение вечера. Когда произносят свои слова, включают лампу. Друзья во время чтения становятся между ведущими, затем садятся.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1-й ведущий:

Мелькают годы, дни несутся,
Людские жизни унося.
Но как же хочется вернуться,
Хоть ненадолго прикоснуться
К мгновеньям жизни таких людей,
Кого гордо называем –
Сыновья земли своей!

2-й ведущий:  Наш вечер посвящён памяти одного из ярчайших драматургов современности – Александра Валентиновича Вампилова.

1-й ведущий: За свою короткую жизнь (он трагически погиб накануне своего 35-летия) драматург сумел создать свой неповторимый Вампиловский театр, открыть своего героя и пронести свою тему, которая в самом общем виде может быть обозначена так: победит ли живая душа рутину жизни?

1-й чтец (поднявшись с лавочки)

Памяти Александра Вампилова

П.Реутский

Всё на свете до поры, до срока,
И никто не знает, где тот срок.
Расплескался широко-широко
Ангары стремительный поток.
И уходит август перезревший,
Как природа – мать ни берегла,
Он сгорел, теплом своим согревши
Эти золотые берега.
Всякий лист по-своему сгорает.
Сумерки ползут из-за горы,
И уже последний луч играет
На волнах кипящей Ангары.
Ночью здесь и холодно, и дико.
Затрещал костёр, таёжный друг,
Будто бы жарками и гвоздикой,
Бликами усыпал всё вокруг.
Ты гори, гори, костёр, до срока, –
До поры, до утренней зари.
Вот и солнце – всей Вселенной око  –
Глянуло на нас из-за горы.
Всё как есть уходит и приходит,
Чья – то лодка скрылась за мысок.
Снова день. И в жизни, и в природе
Есть всему своя пора и срок.

2-й ведущий:   В его жизни было очень много совпадений, случайностей, мистики какой-то. Даже его рождение и судьба уже предугаданы отцом. Валентин Никитич Вампилов, директор Кутуликской школы, в день рождения своего сына написал жене такое письмо

(Зажигается лампа на столе в углу сцены. за столом сидят отец и мать)

Отец: Я уверен, всё будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник – сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я всё вижу писателей.
Первый раз, когда мы с тобой собирались, в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли. Ему дали целый мешочек, а мне полмешка. Второй раз в Черемхове, ночуя в доме знакомого татарина, я во сне пил водку с Максимом Горьким и целовал его в щетинистую щёку. Боюсь, как бы писатель не родился…
А чуть позже я послал телеграмму: «Молодец, Тася, всё-таки родила сына. Моё предчувствие оправдалось… сын. Как бы не оправдалось второе… Не назвать ли его Львом или Алексеем?

Мать:  А назвали Александром. Как ещё могли назвать в учительской семье, боготворившей Пушкина, сына, родившегося в год его 100-летия!
А потом он стал даже чем – то на него похож: смуглый, кучерявый, очень живой по характеру. Очень живой… Сейчас это звучит грустно. Ведь он ушёл очень рано: ему не было ещё 35…

1-й ведущий: Но нам нельзя сейчас о грустном. Вампилов запомнился всем весёлым, бесшабашным, отчаянным рубахой – парнем.

Мать: В те далёкие пятидесятые годы жили мы все материально плохо. Особых развлечений не было, да и какие развлечения могли быть в маленьком бурятском посёлке Кутулик? Но мальчишки тех лет умели радоваться каждому дню, любили жизнь.
Верховая езда, тайга, катание на лодках, а зимой на лыжах, самостоятельные импровизированные вечера, долгие споры о литературе в потемневших классах при освещении пламени топившейся печки, дрова для которой запасали сами, – вот круг их занятий и интересов. Но какая духовная жажда отличала то, послевоенное поколение мальчишек и девчонок!

1-й ведущий: Пусть таким его узнает и новое поколение. Пусть узнает, что жил в Кутулике, в Иркутске, потом в Москве талантливейший парень, редкостной души человек, драматург и журналист от Бога. Как это у нас всегда бывает, не признанный при жизни. Спохватились после, когда было уже поздно. Ему посвящали стихи многие поэты.

2-й чтец: 

Александру Вампилову

Т. Суровцева

Свет и печаль 
на твоей остановке
Лёгкие кроны летят в вышине.
Чудная странница – божья коровка
капелькой крови упала ко мне
на руку…    Друг! Сумасшедшее время
здесь позабыло, откуда пришло
Друг мой таинственный! Память – не бремя,
а обронённое в воду весло:
кружит, несётся в прозрачном теченье
незамутнённой реки бытия.
Мелкое всё потеряло значенье.
Суть прояснилась. Ей нет забытья.
Лесом покрыты холмистые дали,
скошены травы и август примят.
Вольно дышать на последнем…
Веток пихтовых сух аромат.

2-й ведущий:  Давайте попробуем сегодня вспомнить Александра Вампилова весело.

Мать:  Саша был очень цельной натурой, неистовой и безудержной во всём – в любви, в дружбе, в щедрости и душевной открытости.

1-й ведущий:  А каким он был в годы юности, в годы студенчества?

Студент 1 (поднявшись с лавочки): Мы, однокурсники, помним его обаятельным парнем, улыбчивым, общительным, отзывчивым на дружбу. Он очень любил слушать житейские истории, курьёзные и весёлые случаи, буквально взрывался смехом, хохотал от души.

Студент 2: Как это водится у студентов всех времён и поколений, иногда прорывались у него и у нас неуёмная энергия и фантазия, придумывались всевозможные розыгрыши.

Студент 1: Например, малоизвестный факт о создании крышкома, образованного друзьями-студентами. Членам его предписывалось ночевать только на крыше. В крышком вступали строго по письменным заявлениям. Резолюции на них ставились бюрократически-юмористического содержания: «Принять без права пользования одеялом» или пребывание в комнате в ночное время категорически запретить». И мы спали на крыше, если дождь не прогонял с захваченной высотной территории. Притаскивали матрацы, подушки и располагались в огромной корытообразной выемке, откуда свалиться было просто невозможно. У наших ног сиял безбрежный разлив миллионов огней, совсем рядом были звёзды, а на этом высотном пятачке стоял хохот и гомон. И, конечно звучала гитара в руках у Александра вдохновенно и мастерски.

Звучит голос Б.Окуджавы или В.Высотского

1-й ведущий: А когда Александр стал работать журналистом в редакции иркутской «Советской молодёжи», он с друзьями наполнял жизнь газеты шумом, сумбуром, розыгрышами.
Все старались перещеголять друг друга, чтобы просунуть в печать, минуя цензоров, смелую идейку или какую-нибудь хохму. И удавалось. Например, заметку о старушке, явившейся на избирательный участок в шесть утра, Саша назвал «Как штык».

2-й ведущий: Герои его рассказов и пьес узнаваемы. Им Александр даёт фамилии знакомых и студенческих друзей, наделяет их подсмотренными в жизни привычками.

1-й ведущий: Они настолько правдоподобны, что кажется, ты уже встречал их в своей жизни, на улице, на работе, где-то ещё.

2-й ведущий: Послушай, а не лучше ли дать слово сейчас самим героям рассказов и пьес А.Вампилова?

1-й ведущий: Да пусть их устами говорит с нами сейчас нестареющий сибирский драматург  – Александр Вампилов.

Постановка сценки из нерыцарских времён А.Вампилова «Свидание»

2-й ведущий: Темы рассказов Вампилова не бог весть как значительны: почти всё о женщинах, о случайных знакомствах, любви и флирте в пути или доме отдыха – впечатления молодого, но мудрого и внимательного наблюдателя. Среди его произведений есть по-чеховски тонкие сценки, исполненные уверенной рукой.

Постановка сценки-монолога «Смерть одного лирика» А.В.Вампилова

1-й ведущий: В основе вампиловских пьес провинциальных анекдотов лежат реальные истории. В этом секрет их удивительной правдоподобности, но таково свойство истинного мастера, что жизненная история под его пером вырастает до общечеловеческих размеров.

3 чтец:

Памяти А.Вампилова

Марк Сергеев

Не про распри, не про свару,  –
Не об этом вовсе речь,  –
А про смолкшую гитару,
Что смогла тепло сберечь.
Слушать жизнь и слышать речь,
Без боязни власть обидеть,
Без боязни сердце сжечь,
Про святое первородство
Пьес, и замыслов, и фраз,
А ещё про благородство,
Столь нечастое сейчас.
Снова август, многоцветье.
Нет тебя. Кому пенять.
Длится боль двадцатилетье.
Как, скажи, её унять?

2-й ведущий: Главная тема А.Вампилова – мечта о духовном родстве людей, в противоположность принципу родственных или карьерных связей, утверждение общественной активности человека как главного источника его духовного бытия.

1-й ведущий: В.Распутин писал: «Вместе с А.Вампиловым в театр пришли искренность и доброта. Нельзя сказать, что их не было до него, были, но не в той убедительности и близости к зрителю.
Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты человек, человеком? Сумеешь ли превозмочь всё то лживое, недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы даже  и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…»

2-й ведущий: «Человек должен ходить по земле легко и гордо» – таков девиз Вампилова из его записных книжек. С ним вошёл он в литературу и был верен ему всю свою жизнь, увы, оборвавшуюся на полдороги…

Звучит песня на слова Н.Рубцова «Гори, гори, моя звезда…»

1-й ведущий: 17 августа, за два дня до своего тридцатипятилетия, Александр Вампилов погиб на озере Байкал.
Жизнь оборвалась на самом взлёте, жизнь, которой, казалось, не будет конца. В перевернувшейся лодке их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Александр поплыл к берегу. Он доплыл до мелководья и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало…

4-й чтец: 

Памяти Сани
                                   П.Реутский

Вспоминайте меня весело,
Словом, так,
                 каким я был.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я не долюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила.
Я уйду под ветра гик.
Только песни, грусти полные,
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости,
Я любил её, как бог.
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог.
Дай гитару на прощание,
Я спою тебе одной.
И любовь, и обещания
Не проходят стороной.
Всё моё со мной останется,
И со мной, и на земле.
У кого-то сердце ранится
На моём родном селе.
Будут вёсны, будут зимы ли,
Запевайте песнь мою.
Только я, мои любимые,
С вами больше не спою.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я не долюбил?
Вспоминайте меня весело, –
Словом, так,
                 каким я был.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru