Эпиграф к уроку:

"Научите вашу душу не только воспринимать,
но и впитывать в себя прекрасное:"
В.Ф. Комиссаржевская

Цель урока:

Развивать своеобразие мира русской культуры начала ХХ века;

Воспитывать интерес к различным произведениям искусства, интерес к личности и творчеству отдельных деятелей литературы и искусства.

Расширять кругозор:

воспитывать эстетический вкус;

развивать творческий потенциал;

показать разнообразия художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.

Способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны, создание активной жизненной позиции.

Оборудование:

кисть рябины,

женский головной убор с вуалью,

скатерть,

свечи,

старинный подсвечник,

шкатулка с жемчугом.

Звучит музыка С. Рахманинова.

Учитель истории: История идет не равномерно. Бывают столетия, где в истории почти ничего выдающегося не происходит, а порой ход времени как будто ускоряется, навёрстывая упущенное, спрессовывая события. И тогда в одну эпоху, буквально в несколько десятилетий, происходит столько важного, судьбоносного, сколько в спокойные времена хватило бы на века.

Рождаются и работают гении, талантливые и просто ищущие люди, но в таком количестве и с такой интенсивностью, как будто пытаются заложить основы для будущих поколений.

Начало ХХ века - переломное время не только в политической и социально- экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. В обществе наблюдалось растерянность, тревожность.

В истории культуры тоже были периоды неспешного течения на рубеже ХIХ - ХХ века, по словам поэтов и философов наступил "Серебряный век", век русской культуры, сравнительно не долгий, но очень насыщенный общественно-политическими и культурными событиями.

"Серебряный век" - это искания, это борьба со всем старым, тусклым в этом мире.

Вопрос: Какие мысли и ассоциации вызывает у вас словосочетание "Серебряный век"? Какой период назван был так? (Ответ: блеск, свечение, звон и т.д.)

Вопрос: Что же это было за время - рубеж ХIХ века - начало ХХ века? Какие события характеризуют эту эпоху? (Ответ: Реформы Витте, Начало царствования Николая II, Русско-японская война, Создание I Госдумы, Столыпинская реформа, I Мировая война)

Учитель: Вступление России в новую эпоху сопровождается поисками новой идеологии, которая способна объяснить происходящим переменам, но, а также наметить перспективы развития страны.

Презентация "Философская страница"

(портрет Н.А. Бердяева)

Какие философские идеи могли повлиять на философию "Серебряного века"?

Николай Алексеевич Бердяев - яркая фигура в русской религиозной философии.

(Выходит ученик в роли Н.А .Бердяева)

- Я считаю философию чистым творчеством, в отличие от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия. Моя концепция миространия: 1) в качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу; 2) все зло в мире истекает из этой свободы (Зло - это испытание, посланное людям благим Богом); 3) в итоге, Бог мир создает, себя в мире проявляет, но не управляет миром; 4) человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение; 5) Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу; 6) Достичь этого результата может человек лишь через катастрофу, конец света; 7) в результате наступит новый мир - вечное царство свободы и духа.

Учитель истории: - Какую религиозно-философскую идею выдвигает Бердяев?

Литературная страница

Cеребряный век.

Слово учителя литературы: (на фоне музыки Скрябина или С. Рахманиного "Вокализ"):

Конец ХIХ - начало ХХ века - сложный и интересный период в истории России. Это эпоха грандиозных революционных битв и величайших катаклизмов. Но это и один из плодотворнейших периодов в русской культуре.

Россия дала миру целую плеяду блистательных имен. В это время создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как С. Рахманинов, И. Стравинский, Д. Шостакович, А. Скрябин; жили и творили замечательные художники: Врубель, Репин, Рерих, Малевич, Кустодиев и др. Да, это был подлинный расцвет мысли и талантов. Но наиболее яркой страницей этого периода стала поэзия, получившая впоследствии название "Поэзия серебряного века".

"Поэзия серебряного века" - поэзия, проверенная временем. Она помогает увидеть в историческом - личное, сделать опыт веков, движение времен достоянием своего внутреннего мира.

Творчество поэтов серебряного века сложно и неоднозначно. Общим, пожалуй, у всех является стремление спасти человечество, возродить его с помощью красоты, исцелить с помощью искусства. Человек является объектом их истинного интереса.

(Звучит стихотворение А. Ахматовой на фоне музыки Сибелиуса или

С. Рахманиного "Вокализ")

***

Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью
По Неве или против теченья,
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком плыл.

1-й ученик: (на фоне музыки С. Рахманиного "Вокализ" появляются на экране портреты поэтов "Серебряного века").

Перед нами длинная череда имен и трагических судеб: А. Блок, К. Бальмонт, О. Мандельштам, Н. Гумилев, И. Северянин, В. Маяковский, С. Есенин, А.Ахматова, М. Цветаева:Всех перечислить сейчас невозможно. А как хотелось бы:

( Звучит стихотворение А. Солженицина)

***

Поэты русские! Я с болью одинокой
В тоске затравленной перебираю вас.
::::::::::::::::
Чума на нас, российские поэты!
Текучим воском вылиты каким?
Один в петлю, другой - из пистолета,
К расстрелу, четвертого в Нарым.
Да счесть ли всех? Да кто сберет алмазы
В рассеянных, разбитых черепах?
Безумный я!- пополз подземным лазом
Сберечь их гордость в невидимых стихах -
И вынес их!..............................................

2-й ученик(на фоне музыки Грифа Д.9)

Александр Блок.

Он по праву занимает центральное место среди поэтов серебряного века. Путь Блока был труден и полон противоречий. Но в своем творчестве поэт всегда был честным и мужественным, восторженным и влюбленным. Каждое его стихотворение- это страница большой книги, тема которой - жизнь.

Поэзии А. Блока, как и всем великим явлениям искусства, суждена

Вечная молодость- та самая, что окрыляет человека духом добра и свободы и задает ему труднейшие вопросы.

Об этом с глубокой верой сказал сам поэт:

Но есть ответ в моих стихах тревожных:
Их тайный жар тебе поможет жить.

(Звучит стихотворение А. Блока " О весна, без конца и без краю".)

3-й ученик(на фоне музыки)

Стихотворения одного из основоположников символизма, К. Бальмонта, совсем другого плана. Юношеская одухотворенность и радость бытия звучат в его стихах (исполняется ст. К. Бальмонта "Сквозь сеть алмазную зазеленел восток" или " Будем как солнце! Забудем о том, кто нас ведет по пути золотому".)

"Когда слушаешь Бальмонта - слушаешь весну!" -говорил о нем А. Блок.

4-й ученик: ( музыкальный фон: Орф " Фортуна").

Осип Мандельштам.

Незаурядный талант, высокая культура, строгая взыскательность к собственному творчеству позволили ему занять свое место на поэтическом Олимпе. Социальными темами и антивоенными мотивами насыщен поэтический мир Мандельштама.

Ему очень точно удалось описать атмосферу тех суровых лет, за что и поплатился жизнью.

***

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца -
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет -
Он один лишь бабачит и тычет
Как подковы, кует за указом указ -
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него, - то малина
И широкая грудь осетина.

Это стихотворение поэт прочитал нескольким близким друзьям. Те в ужасе выслушали и :донесли.

5-й ученик: Николай Гумилев- поэт редкой индивидуальности. Он прожил короткую, бурную, яркую жизнь. Как в чистом брильянте преломляется солнечный луч, так в судьбе Гумилева можно увидеть преломление светлой и трагической судьбы русской интеллигенции.

Н. Гумилев создал акмеизм, призывая воспринимать мир безоговорочно, но сам был значительнее этого направления. Писатель А. И. Куприн так сказал о поэте: "Ему не чужды были старые, смешные предрассудки: любовь к Родине, сознание живого долга перед ней и чувство личной чести:Он писал стихи, насыщенные терпкой прелестью, овеянные ароматом высоких гор, жарких пустынь, далеких морей и редких цветов: Странствующий рыцарь, аристократический бродяга - он был влюблен во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте" (стихотворение Н. Гумилева " Нет, я не прожил, я протомился:").

Звучат романсы на стихи Н. Гумилева "Сон" (в исполнении А. Малинина), "Китайская акварель" (в исполнении Б. Гребенщикова).

6-й ученик: Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм, одним из представителей которого является И. Северянин.

Характер его поэзии своеобразен, не похож на стихи других поэтов его направления. И все же ему присущ был футуристический эпатаж, склонность к неологизмам, бесспорный дух новаторства. В свое время И. Северянин был чрезвычайно популярен. Толпы слушателей упивались его стихами (стихотворение И. Северянина " Увертюра").

На стихах И. Северянина лежит печать экстравагантности, многие из них написаны иностранными словами и новообразованиями. Однако мастерство и талант поэта очевидны. Сам И. Северянин оценивал себя очень высоко:

Я избран королем поэтов -
Да будет подданным светло!

7-й ученик: (музыкальный фон- Моцарт В.А. "Реквием")

Не менее ярким представителем футуризма является В.Маяковский. Это поэт огромного и многогранного таланта.

В. Маяковский- это поэт- трибун, который считал своим предназначением служение своему классу. Ради этого он отрекается от личных мотивов, становясь на горло собственной песне. Поэт говорит: "Слово- полководец человечьей силы:Поэзия нужна, чтобы бороться с хламом жизни и утверждать новую реальность:".

В. Маяковский готов был заплатить любую цену за светлое будущее: безжалостно ломал все привычные представления о жизни, любви, красоте. Каждое стихотворение- это живой, взволнованный монолог или разговор с современниками и потомками. Для него писать - значит сражаться за человечество и человека (стихотворение В. Маяковского " Левый марш").

8-й ученик :(музыкальный фон)

"Мы вышли из народа с одной идеей- любовью к Родине:" -так сказал С. А. Есенин, определяя задачи своего творчества. Действительно, поэту удалось создать на страницах своих произведений незабываемый и многогранный образ Руси.

С. Есенин не просто лирик. Это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости- все это грани огромного таланта. Есенин все-таки всегда был верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу своего народа, помочь сохранить ему вековые устои культуры (стихотворение С. Есенина "Гой ты, Русь, моя родная:").

(фон: показ слайдов "На родине Есенина").

9-й ученик: (музыкальный фон - Брамс " Венгерский танец №1").

Наверное, неотъемлемой частью творчества любого поэта является любовная лирика. Среди поэтов серебряного века - талантливая поэтесса, которую когда-то звали " Сафо 20 столетия". Это Анна Ахматова. Новые страницы вписаны ею в Книгу любви. Страсти, бушующие в ахматовских любовных миниатюрах, поражают читателя величайшей психологической глубиной и точностью (стихотворение А. Ахматовой "Смятение").

Несравненный психологизм, напряженный драматизм ее лирики ставят поэтессу в один ряд с величайшими русскими мастерами слова от Пушкина до Блока (стихотворение А. Ахматовой "Я научилась просто, мудро жить:").

10-й ученик:

Красною кистью рябина зажглась,
Падали листья. Я родилась.

Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева - одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Еще одна поэтесса - еще одна трагическая судьба.

Обостренность мировосприятия, атмосфера душевного горения, безмерность чувств, острейшие драматические конфликты - все это мы найдем на страницах ее поэзии.

Ее стихи напоминают маленькие музыкальные пьесы, которые завораживают гибким ритмом, напевностью (звучит песня на стихи М. Цветаевой "Мне нравится, что вы больны не мной" или " Под лаской плюшевого пледа").

11-й ученик: ( музыкальный фон "Вокализ" С. Рахманиного)

Поэзия "серебряного века" прошла большой путь. Безусловно, в своем развитии она обогатила русскую культуру, забросила свои семена в будущее (стихотворение А. Ахматовой " Многим").

***

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,
Я - отраженье вашего лица:

Учитель литературыВ августе 1921 года умер А. Блок и был расстрелян Н. Гумилев -"Серебряный век" русской поэзии прервался:

Поэты " серебряного века" прошли до конца свой путь страданий. Некоторые эмигрировали и прожили остаток жизни в мечтах о возвращении на Родину. Те же, кто остался в России, были уничтожены или просто " не допускались" в литературу. Но они не канули в Лету. В своих поэтических творениях им удалось показать всю красоту, глубину и силу русского слова. Открывайте почаще их стихи и читайте, читайте, читайте:Поэзия "серебряного века" словно глоток свежего воздуха.

(стихотворение А. Дементьев "Век серебряный заглох")

 ***

Пой сладкозвучный гимн священной красоте!
Она одна живет безгрешна и извечна.
Смерть может разбросать дрожащий рай,
Но красота горит, рождаясь, бесконечно.
Леконт де Лиль.

Страница живописи

Учитель истории: Для живописи этого времени больше всего характерен "классицизм". Академия художеств со своими консервативными взглядами не давала пробиться свободному творчеству. Она требовала от живописцев полное соответствие с канонами классицизма. Многих талантливых художников не устраивало это, поэтому они чаще обращались к портретному жанру. В ХХ веке художники отвергают строгие принципы классицизма открывают многообразие и неповторимость окружающего мира.

Ученик: - Александр Блок написал пронзительные строки:

"В те годы дальние глухие
В сердцах царили сон и мгла -
Победоносцев над Россией
Простёр совинные крыла".

Начало обновления кроется у глубинах национального самосознания, где совершались едва уловимые перемены в системе ценностей, в представлениях о мире и человеке.

(Роли художников, композиторов исполняют учащиеся)

Ученик: 1. Репин Илья Ефимович

Русский живописец - передвижник. Вскрывал противоречия действительности, работал над темой революционного движения. В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты. Кисть Репина с большой энергией вопрошает человека в истории реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей.

Ученик: 2. Борис Михайлович Кустодиев - импрессионист.

"Я всегда мечтал заниматься у Репина. Я много работал у Репина в мастерских, много пишу с натуры, стремлюсь овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Я создаю картины своих современников, духовно близких мне людей, это художники Били, Матэ В.В. События 1905 года вызвали живой отклик в моей душе. Я пишу картину "Москва. Вступление 1905 год". (Я рассказываю о жестоком подавлении декабрьского восстания). Я был художником-реалистом. Я радостно принял революцию".

Ученик: 3. Константин Алексеевич Коровин - (1861-1939) импрессионист.

"Я был символистом, а затем приобрёл черты модерниста. В своих работах возобладали красочные импровизации чувственная игра мазков, в равной мере характерна для пейзажей, натюрмортов. Органическое чувство мира как красочного спектакля нашло выражение в моих следующих работах: "Я работал в оформительских проектах "Мариинского театра, Александрийского".

Ученик: 4. Марк Захарович Шагал (1887-1985).

"Я один из лидеров мирового авангарда ХХ века. Я сумел соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Первые картины были связаны с домом, семьей, смертью. Но к 1910 году я примыкаю к футуристам и чувствую новое время, предугадываю будущее авангардные течения. А в будущем, мои картины приобретают ещё более свободный дух. Главные герои парят в небе, слагаясь в созвездии цветных видений".

Ученик: 5. Казимир Малевич

"Новые системы в искусстве должны быть экономичны, чтобы сохранить завоевания. И это энергия преображает мир:

"Я сжал голову руками. Ничто в этот вечер было не способно отвлечь меня от работы. Я снова в Витебске, снова 1919 год. Это память, но работа сейчас в 1923 году продолжается над архитектонами. Старые записи снова и снова перечитываются. Снова город будущего стоит перед моими глазами. Нет не то, что удалось воплотить в Витебске - он первый город будущего, первый Будетлянск, а теперь:

Новым своим бытиём я прекращаю расточительность энергии разумной силы и прекращаю жизнь зелёного животного мира. Всё будет направлено к единству черепа человечества как совершенству орудию культуры природы.

Преображая мир, я иду к своему преображению, и, может быть, в последний день моего переустройства я перейду в новую форму, оставив свой нынешний образ в угасающем зелёном животном мире.

: Сейчас всё можно самим преобразить. Самих себя, наши жилища и города и уйти в новое, с новой формой, забыв о животном мире, который гниёт и умирает, с которым ничего нельзя сделать. А для этого я должен быть очень экономным в своей энергии и не растрачивать её в зелёном животном мире. Я стремлюсь к централизации, чтобы мог управлять миром, всеми его деталями и преображаюсь.

Я хочу управлять миром, научить экономии, научить централизоваться, научить преобразиться самому без зелёного животного мира, превращающегося в зловонный труп. Я не хочу быть этим трупом, который растратил энергию, я хочу сохранить и преобразиться.

И самое экономное - это квадрат:"

Ученик - комментируя свой "Черный квадрат", Малевич утверждал, что "когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение: только тогда мы увидим чисто живописное произведение. "Черный квадрат" Малевича - это дно, финал самопознания. "Черный квадрат" - вообще не цвет, это могила всех цветов и одновременно возможность их возрождения из-под чёрной поверхности, новая культура должна познать мир до конца, разрушить мифы сознания.

"Черный квадрат - это эксперимент Малевича, это перекодировка мира. Это была общая тенденция русской культуры накануне грозных событий национального разлома 1917-1920 гг.".

Учитель истории: Как вы считаете, было ли творчество художников "Серебряного века" понятно людям? А как живопись оценивали люди в "Золотом веке"?

(Ответ: Можно сказать да, но, с трудом. Потому, что происходящие изменения в мировоззрении соединялись с творческими поисками. Русская живопись преодолевала национальные рамки и становилась явлением мирового уровня. Художники использовали всё богатство и мировых, и собственных традиций. И поэтому людям это было понятно творческие поиски, изменения.).

IV. Музыкальная страница

Учитель истории: Уже ушли из жизни Мусоргский, Бородин. Им на смену пришли ученики. Классические, консервативные традиции сменились экспрессионизмом, импрессионизмом и неоклассицизмом. Опера отошла на второй план, а роль балета, напротив, возрастала. Широко стали развиваться симфонические жанры. Огромной популярностью начало пользоваться фортепианное творчество Рахманина, который и сам был великим пианистом.

(Роли композиторов исполняют учащиеся)

Ученик: 1. Рахманинов Сергей.

С. Рахманинов - великий русский пианист, дирижёр, композитор. О нём писали: "Из всех услышанных пианистов, на первое место ставится Рахманинов, это гений, все остальные, не более чем таланты.

Игра Рахманинова - это магия, она очень сильно действует на слушателей. Его игра отличалась от других пианистов тем, что он был индивидуален, он не мог играть иначе, он подчинял себе зал.

В 1917 году он покидает Россию. Успехи в Европе, Америке. 25 лет он работает без отдыха. Он не смотрит на своих слушателей и не игнорирует их. Он просто прикатывает им слушать. Ни руками, ни лицом, ни телом он не выражает своего волнения. Он сидит, всецело отдавшись своему труду, он поглощен им, он отдал ему все свои силы, способности". Этот композитор пытался выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые формы и образы.

Ученик: 2. Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - русский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, один из крупнейших композиторов ХХ века, оказавший огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры. В ранние годы Шостакович испытал влияние музыки Малера, Берга, Стравинского, Прокофьева, Хиндемита, Мусоргского. Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира.

Ученик: 3. Александр Николаевич Скрябин.

Его музыка расколола концертную публику на два лагеря. Одни его почитали, из его творчества делали культ. Другие начисто не понимали его музыки.

И все же, Скрябин первый из музыкантов, который чувствуя приближение революции радостно и мучительно претворял свои ощущения в музыке. Он был великим художником, который запечатлел в музыке те умонастроения русского общества, когда одна его часть шла за Блоком, Брюсовым, Горьким, а другая за Вл. Соловьевым - философом-мистиком, ещё какая-то отдалась богоискательству. В его произведениях слышатся новые созвучия, утончённая ритмика. Необычайно широк диапазон эмоционального состояния.

Ученик: 4. Русский романс

Песня - самый молодой и самый старый древний музыкальный жанр. Его народным истокам - тысячи лет, а современной форме - всего двести. На рубеже ХVIII - ХIХ веков стали называть стихотворные стилизации народных песен, которые по сравнению с "простонародными" были уже не просто народные, а поэтическими произведениями в духе своего времени.

В начале ХХ века все больше звучат романсы, русские романсы. Романсы отличаются своим особенным характером.

(Звучит русский романс "Только раз")

Учитель истории: Русский балет. Великая Анна Павлова!

Русский балет покорил весь мир. Анна Павлова - с неё начался классический балет.

Ученица: "Моё первое воспоминание - маленький домик в Петербурге, где жили вдвоём с матерью: Мы были очень бедны, очень. Но всё-таки в 8 лет я побывала в Мариинском театре. Мы с мамой смотрели "Спящую красавицу".С первых минут я поняла, что я тоже буду танцевать. С тех пор я мечтала о балете. Моя судьба была решена. И всё-таки мать устроила меня в Императорскую балетную школу и Мариинский театр. Вскоре я становлюсь первой солисткой театра.

Начались гастроли: Рига, Прага, Берлин, Копенгаген и наши гастроли приветствовали как откровения нового искусства. Но мне хотелось свободы. Поэтому я стала ставить свои танцы. Это классические танцы, включены все эмоции, жесты. Классический танец переплетался со свободной пластикой. Объединяло танец, мое эмоциональное состояние.

Мне часто задают вопрос: "Почему я не выхожу замуж?". Ответ очень простой. Истинная артистка подобна монахине, не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Она не может обременять себе заботами о семье, хозяйстве. Я вижу, что жизнь моя представляет единое целое.

Преследовать безостановочно одну и ту же цель - в этом тайна успеха. А что такое успех? Мне кажется, не в аплодисментах толки, а скорее в том удовлетворении, которое получает от приближения к совершенству. Когда то я думала, что успех - это счастье. Я ошибаюсь.

Счастье - мотылек, который чарует на миг и улетает".

Учитель - "Серебряный век"- явление на редкость сложное, противоречивое, кризисное. Но "кризис" в данном случае не "упадок", "провал", а свидетельство интенсивных поисков новых путей.

Быть может, в этом - самый весомый вклад России в мировую культуру.

И как сказал Николай Бердяев: "В эти годы России было послано много даров".

Домашнее задание: написать эссе на тему: "Мой Серебряный век"

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика