Цели:

обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях жанра былин;

исследовать образ русского богатыря в литературе и живописи на примере былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и картин В.М. Васнецова, М. Врубеля;

выявить средства создания образа былинного героя, расширить представление об эпическом герое, о взаимопроникновении различных видов искусства, их воздействии на человека;

развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение анализировать;

формировать литературоведческие представления;

воспитывать патриотические чувства и нравственные качества личности, прививать любовь и уважение к устному народному творчеству, к искусству, к Родине через знакомство с героями былин – богатырями.

Интеграция: литература и изобразительное искусство.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы и приемы: диалогический, исследовательский, словесные (рассказ, беседа, чтение наизусть стихотворения, защита проектов), наглядные (демонстрации, иллюстрации), практические.

Оборудование: магнитофон с записью «Концерта для гуслей с оркестром народных инструментов» А. Муравлева, подготовленные учащимися костюм и доспехи богатыря.

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя. Объявление темы и целей урока.

Учитель литературы: Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы погружались в мир былины – древнего эпоса русского народаИзучение былин – серьезное и увлекательное дело. И хотя традиция русских былин не получила развития в литературе и в наше время не создают произведения о подвигах богатырей, мы должны знать и помнить свое прошлое, потому что

Кто своего родства не уважает,
тот сам себя унижает.
А кто предков своих стыдится,
тот через это срамится.

Итак, тема нашего урока «Образ богатыря как образ защитника Родины». 

Многие ученые обращаются к былинам и до сих пор делают открытия. И, конечно же, прежде всего исследователей интересуют главные герои – богатыри. Сегодня мы с вами тоже будем исследователями и постараемся выявить особенности изображения богатыря.

Учитель ИЗО: Былины вдохновляли многих мастеров искусства. Литература – язык слова, а живопись – язык цвета и линий. На примере картин известных русских художников 19 века Виктора Васнецова и Михаила Врубеля мы сегодня попытаемся определить особенности в изображении образа русских богатырей.

II. Работа по теме урока.

1. Былинная разминка.

Учитель литературы: Вспомните, что означает слово «былина»? (Былина – (от слова «быль») – жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.)

 В какой исторический период создавались былины? (В 11-15 веках, передавались из уст в уста, а для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей)

 Как раньше исполнялись былины? (Былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования).

Столетья, сменяя друг друга, идут
Герои в старинных былинах живут.
Не раз от врагов они Русь защищали, 
За землю свою не раз кровь проливали.
С тех пор поколений немало сменилось,
Но память о них на Руси сохранилась.

– Какой же он, русский богатырь? Как он изображен в словесном народном творчестве? Это нам предстоит выяснить на примере былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

2. Выразительное чтение отрывка из былины.

– Давайте послушаем фрагмент былины. (Ученик рассказывает отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» под музыку («Концерт для гуслей с оркестром народных инструментов» А. Муравлева).

3. Реализация домашнего группового задания.

1. Выступление группы «исследователей слова» 

Учитель литературы: А кто такой богатырь? Есть ли разница между значениями слов «богатырь» и «герой»?

Давайте послушаем наших «исследователей слова», которым было дано задание поработать с толковым и этимологическим словарями, выяснить значения этих слов и попытаться выделить три стороны, отличающие богатыря.

(В толковом словаре В.И. Даля дается определение: «Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайной силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь»

В толковом словаре С.И. Ожегова «Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. Перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги».

«Герой– человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности».

В этимологическом словаре: «Богатыри (от др.-тюркского багатур – храбрый воин) – герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову богатырь соответствовали «храбр», «храбор», «удалец». Слово богатырь встречается в летописи, начиная с 12 в).

 Итак, ваш вывод:

есть ли разница между значениями слов «богатырь» и «герой»? 

какие три стороны, отличающие богатыря, вы выделили?

(Богатырь – человек крепкого телосложения; сильный, храбрый, умный, отважный; воин, защитник, преданный Родине и народу. Смысл жизни богатырь видит в служении Родине). (Слайд 6)

2. Беседа по былине.

– А каким перед нами предстает Илья Муромец? 

 Какой первый подвиг в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» совершает богатырь? Почему он отказался стать черниговским воеводою?

– Как ведет себя Илья, когда ему советуют не ехать «дорожкой прямоезжею»? Характерно ли подобное поведение для героя былины?

– Что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Ведь Соловей-разбойник – сильный противник «как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, лазоревы цветочки осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал» 

– Как характеризует Илью его отказ зятьям Соловья-разбойника отдать пленника? (Неподкупный, преданный своей земле, защитник)

 Почему Илья в конце былины все-таки казнит Соловья-разбойника?

 Перечислите, какие изобразительно-выразительные средства используются в былине для создания образа богатыря? Какова их роль? (Гиперболы, повторы слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты, сравнения).

 Мы с вами уже подбирали примеры изобразительно-выразительных средств для создания образа Ильи Муромца, поэтому сейчас я вам предлагаю выполнить следующую работу: соотнести образные выражения из былины с соответствующими терминами.

(Работа на интерактивной доске). 

3. Выступление группы «историков». 

Историческую страничку предварительно готовит группа учащихся и выступает с сообщением перед классом. Таким образом, ребята получают ценный опыт поиска информации на заданную тему, отбора материала, составления связного текста и изложения его в устной форме перед одноклассниками. Учитель оказывает предварительную помощь ученикам в виде консультации.

Учитель литературы: Ребята, а как вы думаете, у былинного богатыря Ильи Муромца был прототип, реальное историческое лицо? Давайте послушаем сообщение ребят из группы «историков».

4. Выступление группы «искусствоведов». 

Учитель ИЗО: А теперь я вас приглашаю в художественную галерею на экскурсию. Для нас ее подготовили ребята из группы «искусствоведов».

(Слушаем сообщения учащихся, на экране демонстрируются репродукции картин В.М. Васнецова, М.А. Врубеля)

– А вспомните, ребята, к какому жанру изобразительного искусства мы отнесем картины, где есть изображение героев былин, сказок?

Ученик: (картины с изображением, героев сказок, былин относят к мифическому жанру, так как в некоторых случаях художник может преувеличить визуально рост, мощь и т.д. )

Учитель ИЗО:  Ребята, художники жили в одну историческую эпоху, и объединяет их картины уважение и почитание к образу русского богатыря. Но посмотрите, насколько отличается техника передачи сюжета. Если Васнецов передает точный детальный портрет, соблюдают пропорциональные соотношение в передачи фигур, то у художника Врубеля наоборот преобладает передача мощи, силы богатыря и поэтому он использует гиперболу объема. Но художники преследуют одну цель показать героя – патриота, защитника своей Родины.

 Какой из представленных образов богатырей вам больше нравится? Почему? (ответ учеников)

– Что связывает образы богатырей воедино? (Патриотические чувства, идея прославления силы и могущества Родины).

Учитель литературы: В рассказе наших экскурсоводов встретились слова: колчан, щит, меч…. Это богатырские доспехи. Давайте объясним эти слова, восстановив богатырский словарь. (Работа на интерактивной доске) 

Колчан – футляр для стрел

Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец

Палица – старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом

Ножны – футляр для меча или кинжала

Шлем – воинский доспех, защищающий голову

Щит – округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел

5. Отчет группы «художников-костюмеров» 

Учитель ИЗО: А в заключение урока, практическая работа. Сейчас мы с вами создадим живой образ богатыря. Я приглашаю ученика, который на несколько минут станет настоящим русским богатырем. У богатыря должна быть надежная защита: кольчуга, шлем, щит и меч (готовили ребята из 4 группы).

Богатырь должен быть сильным и выносливым, так как его одеяние весило более 60 кг.

(Ребята из 4 группы одевают и вооружают богатыря).

Наш богатырь готов сразиться с врагами. Он получился немного шуточным, но на самом деле каждый из мальчиков может стать настоящим богатырем, а для этого нужно быть человеком долга, чести, носителем нравственных ценностей своего народа, быть патриотом. И это каждый из вас должен воспитывать в себе с детства, и брать пример со старших сверстников. У вас есть хороший пример-это наши кадеты. Они наши будущие богатыри.

III. Заключение. Подведение итогов.

– Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество. А знаменитый богатырь, Илья Муромец, которого русское воинство считает своим покровителем, является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нем с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Такой герой может объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну.

Домашнее задание: написать сочинение по одной из предложенных тем:

О чем я задумался после сегодняшнего урока?

Если бы Илья Муромец оказался в нашем времени…

Наш урок подошёл к концу, и я прошу вас дописать фразы…

Мне больше всего удалось ...

Я могу похвалить одноклассников за...

Для меня было открытием то, что ...

На мой взгляд, не удалось…, потому что…

Оценка за урок

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика