Вид урока: комбинированный.

Для урока потребуются: репродукции картин И.И. Левитана «Над вечным покоем», «Золотая осень»; аудиозаписи симфонического цикла П.И. Чайковского «Времена года».

Ход урока

Вводная беседа

— Ребята, какое у вас сейчас настроение? Опишите.

— Что же значит слово настроение?

(Настроение — внутреннее душевное состояние.)

— А теперь попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что получится?

(Высказывания учащихся.)

Действительно, кому-то сейчас радостно, значит, ярко и светло, кому-то — тревожно, туманно и серо. Грустно и сонно, значит, мрачно и темно. Вот и получилась у нас с вами картина нашего настроения.

— А как вы думаете, есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли радоваться или грустить лес, улыбаться солнце, сердиться и бушевать дождь?

(Высказывания учащихся.)

Сейчас каждый из вас выступил в роли воображаемого художника, получились великолепные полотна.

— А какой художественный приём вы использовали, описывая свои воображаемые картины?

(Метафора, олицетворение.)

Сейчас вы, сами не зная того, следовали завету великого русского художника И.Левитана: "Нужна романтика. Мотив... Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поёт и песнь её художественна. Земля ведь рай, и жизнь — тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник — тот же поэт”.

Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. (Выразительно читает ученик.)

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

И вот именно о душе и духе родной природы писали два великих художника — живописец Левитан и поэт Тютчев.

(Слайд картины Левитана «Над вечным покоем»; звучит пьеса «Октябрь» из цикла Чайковского «Времена года». Детям даётся время на рефлексивное осмысление увиденного и услышанного.)

А теперь я попрошу помочь мне рассказать о художественном мире Левитана и Тютчева моих экспертов, работавших в группах «Любителей живописи» и «Знатоков поэзии».

(Начинается этап контроля; учащиеся выполняли домашнее задание, работая в творческих группах.)

«Любители живописи»

Умению вести "любовные беседы с природой” и мучиться невозможностью в совершенстве выразить её таинственный язык Левитан остался верен до конца жизни. В красоте, разлитой в природе, художник черпал вдохновение и веру в свои силы. Но природа была и школой сомнений, которая раздвигала просторы творческого поиска. Левитан стремился перевести зрительское восприятие природы в сферу чувствований и философских раздумий, то есть приближал живопись к поэзии. Вглядитесь в картину «Над вечным покоем», написанную Левитаном в 1894 году.

...Деревянная церквушка, близкая по очертаниям к простым крестьянским избам, вышла на крутой берег и замерла перед открывшимся простором, перед величием слияния "тишины земной” и "небесной”. У художника рождается поэтический образ мироздания, и возникает элегическая грусть, краски спокойны и теплы. Полотно застыло, но оно дышит. И есть только вечный миг.

«Знатоки поэзии»

"Певец ночи” — так называл Тютчева Тургенев. Поэт космической бесконечности был близок Левитану и по ощущению, и по элегическому настроению души в единстве с природой. Ведь элегия — это жанр лирики, описание печального, задумчивого или мечтательного настроения (от лат. "жалобный напев флейты»).

(Чтение учащимися наизусть стихотворения «О чём ты воешь, ветр ночной?».)*


* Предложенные, на наш взгляд, сложны для восприятия шестиклассников. Они написаны взрослым, часто заимствованным языком. Кое-где в них пробивается ложный пафос. В случае если вы всё-таки дадите тексты своим ученикам на дом, попросите ребят ни в коем случае не читать их вслух и не заучивать наизусть. Пусть попытаются пересказать эти тексты простыми словами. — Ред.

Беседа

— О чём воет ветер ночной?

("О непонятной муке”, "про древний хаос”.)

— Что значит "древний хаос”? Вспомните мифологию.

— Чего просит лирический герой у ветра?

("О, бурь заснувших не буди...”)

— О чём мечтает лирический герой?

("Он с беспредельным жаждет слиться”.)

— С беспредельным? Подберите синоним.

(Вечным, огромным.)

— Можно ли назвать стихотворение Тютчева пейзажным? Что вы видите, похожа ли ваша воображаемая картина на полотно Левитана? Почему?

— Что же объединяет эти два пейзажа?

(Жажда вечности, жажда покоя.)

А вот еще одно стихотворение Тютчева — «Есть в осени первоначальной...». Дома я просила вас выучить его наизусть и мысленно проиллюстрировать.

— Что же у вас получилось? Какую краску вы бы взяли, акварель или масло? Какую цветовую гамму выбрали бы для полотна?

— Какие художественные особенности текста помогают вам создать картину?

(Эпитеты: "хрустальный”, "чистый”, "тёплый”.)

— Каково настроение стихотворения? Можно ли определить его однозначно?

А вот шедевр из собрания Третьяковской галереи — «Золотая осень» Левитана.

(Звучат «Времена года» Чайковского.)

— Что общего между этими произведениями искусства? Настроение!

(Учащиеся читают наизусть стихотворение «Есть в осени первоначальной...».)

— Ребята, а какое настроение у вас сейчас? Что-то поменялось? Повлияли ли как-то на ваше настроение музыка, стихи и картины? Попробуйте выразить своё настроение в поэтических миниатюрах или создать необходимую пейзажную зарисовку, которая передавала бы настроение. (Можно предложить это задание в качестве домашнего.)

Возможные темы:

«Нас утро встречает прохладой...»

«Весенняя песенка, душу согрей...»

«Август — астры, август — звёзды...»

«Вот и лето. Жарко, сухо...»

«В саду горит костёр рябины красной...»

Творческие работы учащихся

В саду горит костёр рябины красной,
Как жаркое пламя любви.
До чего же всё это прекрасно!
Постой, погоди, погори!
(Молчанова К., 6 «В»)

Нас утро прохладой встречает,
Росой нас встречают луга.
Гроза вдалеке затихает,
В траве утопает нога.
С туманом небесным сливаясь,
Цветные лучи распустив,
Солнце встаёт, пробуждаясь,
Свой облачный дом осветив.
А на пеньке сучковатом
Просыпается ёжик, пыхтя.
И скачет зайчишка лохматый,
Травиночку в лапках крутя.
И так хорошо спозаранку,
Когда тишина на полях,
Пройтись на лесную полянку,
Где ещё не прогрелась земля.
(Галкина М., 6 «А»)

Вот и лето наступило.
На дворе растёт трава.
Всё вокруг позеленело
И запело, как всегда.
Я на улице стою,
Радуюсь я летом.
Сейчас вдруг песенку спою,
Пусть летит по свету.
(Дмитриева В., 6 «В»)

В августе — астры,
В августе — звёзды,
Днём — голубой хрустальный воздух.
Вечером на астры туман ложится,
Пытаются астры тихо сердиться.
А с неба звезда под ноги упала
И о чём-то лишь мне прошептала.
(Храмова С., 6 «В»)

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика