Цели мероприятия: глубже познакомить учащихся с творчеством писателя, за- крепить навыки работы с текстом, инсценирования и пересказа.

Оборудование: вы ставка книг, портрет А. С. Пушкина, «волшебная шкатулка», медали «Лучшему знатоку сказок», иллюстрации учащихся к сказкам поэта.

Сказка — ложь, да в ней — намек, 

Добрым молодцам урок.

А. С. Пушкин

 

ХОД ИГРЫ

I. Организационный момент. Слово учителя о целях и задачах мероприятия

II. Взаимные приветствия команд,

в которых они презентуют свои названия и девизы, придуманные

заранее

III. Разминка

 

Из каких сказок эти строки:

«Не гонялся бы ты. . . за дешевизной». (Сказка о попе и о работнике его Балде). «Ветер по морю гуляет и кораблик под- гоняет». (Сказка о царе Салтане).

«Отпусти ты, старче, меня в море». (Сказка о рыбаке и рыбке).

. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». (Сказка о золотом петушке).

. «И никто с начала мира не видал такого пира». (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

2. Кто из сказочных героев А. С. Пушкина:

. «. . . Зарыдал и пошел к пустому месту, на прекрасную невесту посмотреть еще хоть раз»? (Королевич Елисей)

. «С первого щелка прыгнул. . . до потолка; со второго щелка лишился. . . языка»? (Поп)

. «Рыбачил тридцать лет и три года и не слышал, чтобы рыба говорила»? (Старик)

. «Смолоду был грозен он и соседям то и дело наносил обиды смело»? (Царь да дон)

. «Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился, полетел и запищал, судно на море догнал потихоньку опустился на корабль — и в щель забился» (Князь Гвидон)

3. Чьи это слова»:

. «Ты волна моя, волна! Ты гульлива и вольна: плещешь ты, куда захочешь, ты морские камни точишь, топишь берег ты земли, подымаешь корабли...»? (Князь Гвидон)

. «Ты, царевич, мой спаситель, мой мо- гучий избавитель, не тужи, что за меня есть не будешь ты три дня»? (Царевна Лебедь)

. «Ой вы, гости-господа, долго ль езди- ли? Куда? Ладно ль за морем, иль худо? И какое в свете чудо?» (Царь Салтан)

. «Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год за три щелка тебе по лбу, есть же мне давай вареную полбу»? (Бал да)

V. Конкурс болельщиков

1. Кто там жил?

- «Видит город он большой, стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей и святых монастырей». (Князь Гвидон)

- «Перед ним изба со светелкой, с кирпичною беленою трубою, с дубовыми тесовыми воротами». (Старуха)

3. «. . . В светлой горнице кругом лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой». (Семь богатырей)

2. В каких сказках так описывается море? 

  «Видит: на море черная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют». (Сказка о рыбаке и рыбке)

 «В синем небе звезды блещут; в синем море волны хлещут; бочка по морю плывет». (Сказка о царе Салтане)

3. Какую песню пела белочка в «Сказке о царе Салтане»? (Во саду ли, в огороде)

4. В какое время дня бочка с царицей и князем Гвидоном выплыла на берег? (Вечером. «Сын подумал: добрый ужин был бы нам, однако, нужен)

5. Кто получил письмо такого содержания: «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь; не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку»? (Царь Салтан)

 

Конкурс «домашнее задание»

Обе команды заранее готовят инсценирование отрывков из пушкинских сказок.

 

Конкурс капитанов «Волшебная шкатулка»

Капитаны по очереди вынимают из шкатулки предметы зеркальце, орехи в фольге яблочко наливное, корона и другие) и отгадывают, героям каких сказок А. Пушки- на они принадлежат.

Команды на местах находят в текстах соответствующих произведений цитаты , подтверждающие ответ своего капитана, и зачитывают их.

 

 Конкурс чтецов

Один из членов команды читает наизусть любой отрывок из какой-нибудь сказки А. С. Пушкина.

 

УIII. Конкурс художников

Команды выстраиваются в колонну напротив доски. Задание: нарисовать дуб, цепь и кота на цепи. По очереди каждому члену команды завязывают глаза. Первый рисует ду6, второй цепь, третий — туловище кота и т. д. Подсказки запрещены.

 

IХ. Конкурс знатоков (по два человека от команды)

. Сколько сказок поэт написал с 1830 по 1834 годы? Назовите их. (Пять сказок в стихах: Сказка о попе и о работнике его Балде, Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях, .Сказка о золотом петушке)

. Какая из сказок была опубликована только после смерти Пушкина? (В 1840 году в переработке Жуковского была напечатана Сказка о попе и о работнике его Балде)

. Какая единственная сказка Пушкина имеет чисто литературный источник? (В основу пушкинской Сказки о золотом петушке была положена шутливая новелла американского писателя В. Ирвинга «Легёнда об арабском звездочете»).

В «Сказке о царе Салтане» есть такие строчки: «А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой не хотят его пустить чудный остров навестить». Что значит «сватья баба», кем она приходится царю Салтану, в каком родстве она с князем Гвидоном? (Сватья — мать одного из супругов. Бабариха — сватья царицыных сестер, ткачихи и поварихи; значит, она мать царя Салтана и бабушка князя Гвидона, Пушкин называет ее «сватья баба, т. е. и сватья, и бабушка. Это подтверждают другие строки: когда царевич, обернувшись шмелем, жалит Бабариху, жалеет он очей старой бабушки своей)

В «Сказке о рыбаке и рыбке» золотая рыбка обращается к старику: «Чего тебе надобно, старче?» Сможете ли вы определить падеж слова «старче»? (В древнерусском языке при обращении употреблялась звательная форма имен существительных. Старче — звательная форма от слова старик. Она стоит особняком в современной системе склонения)

«Не хочу быть черною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой...» — говорит старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке». Что значит выражение «столбовая дворянка»? (Столбовыми называли потомственных дворян из старинных родов, чье дворянство прошло через несколько поколений. Желание старухи нелепо: она ведь хочет стать не просто дворянкой, а обязательно потомственной)

Подведение итогов членами жюри, а также вручение медалей «Лучшему знатоку сказок А.С. Пушкина и призов лучшим игрокам и болельщикам

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru