I. Проверка домашнего задания

«Вересковый мед»

Слушаем выразительное чтение баллады Стивенсона «Вересковый мед». Поощрим хорошими оценками тех, кто выучил балладу или отрывок из нее наизусть.

II. Роберт Льюис Стивенсон: жизнь и творчество

Слушаем рассказ подготовленного ученика о жизни и творчестве Роберта Льюиса Стивенсона. Учитель дополнит рассказ школьника, выделив главное в характере писателя: силу воли и жажду жизни, которая позволила Стивенсону победить болезнь и стать знаменитым писателем.

Сообщение ученика

Стивенсон родился в Англии в семье потомственного морского инженера. И отец, и дед Стивенсона были изобретателями. Смысл своей жизни отец будущего писателя видел в строительстве маяков и мечтал, чтобы его сын продолжил эту традицию.

Но сын не стал инженером. С детства он видел паруса и море, слышал удары волн о суровые рифы; во время летних каникул он ездил по Шотландии, слушал рассказы жителей о кораблекрушениях, о безжалостных бурунах и таинственных горных вершинах. Все это питало воображение мальчика и будило в нем любовь к родному краю. Позже он обработает народные поверья, напишет о Шотландии стихотворения и романы, рассказы и очерки.

Но жизнь писателя не была простой. В детстве он заболел туберкулезом и часто бывал надолго прикован к постели. Сам Стивенсон так писал об этом: «Детство мое, по правде сказать, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи». Во время учебы в университете состояние его настолько ухудшается, что врачи советуют ему сменить климат и поехать на юг Франции. Стивенсон описывает это путешествие в путевых очерках, которые становятся первым опубликованным произведением писателя (1873 г.).

Стивенсон мечтал о путешествиях, о прекрасном мире, полном приключений, где живут красивые, сильные люди. Он сделал такой прекрасной свою жизнь, он создал притягательный мир приключений в своих книгах.

Стивенсон с семьей переехал в Америку, затем нанял яхту и семь месяцев плавал по южным морям, сам греб на шлюпке, прорубал дорогу в лесных зарослях, ездил верхом, общался с новыми людьми. Болезнь, подчиненная жажде жизни и сильной воле человека, отступила.

Стивенсон купил участок земли на одном из островов Самоа в Океании (Тихий океан). Он подружился с местными жителями, помогал им, много работал физически, но при этом не было года, чтобы в печати не появлялось новое произведение Стивенсона. К нему часто приезжали гости, о его жизни ходили легенды.

Умер Стивенсон от кровоизлияния в мозг, когда ему было 44 года. Похоронили его на вершине горы, которая возвышается над островом. С этой горы человек, насколько хватает глаз, видит беспредельный морской простор.

После смерти Стивенсона было издано 30 томов его сочинений. Лучшие произведения Стивенсона — «Остров сокровищ», «Похищенный», «Черная стрела», «Катриона», сборник стихотворений «Детский цветник стихов» (в другом переводе — «Сад стихов для детей»).

III. «Остров сокровищ» и другие произведения Стивенсона

Слушаем сообщения учеников о романе «Остров сокровищ» и других произведениях писателя. Если позволяют условия, можно показать отрывок из фильма режиссера В. Воробьева «Остров сокровищ» (Ростелерадио СССР, 1982). Главная задача этой части урока — побудить учащихся к чтению произведений Стивенсона.

Домашнее задание

Читать произведения Стивенсона, сделать записи в читательском дневнике (или в рабочей тетради).

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика