I. Антоний Погорельский: страницы биографии

Слово учителя

В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.

Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?

Существительное пансион образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.

Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.

В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.

Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона...

— Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?

Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.

Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.

Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.

В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, близкий друг императора Александра II, его флигель-адъютант и, что самое главное, знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.

— Что такое псевдоним?

Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.

Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник.

Итак, Алексей Перовский взял себе псевдоним Антоний Погорельский.

Проверочные вопросы

Зададим несколько вопросов, чтобы выяснить, как дети поняли наш рассказ.

— Какие русские писатели в детстве учились в частных пансионах?

— Как вы понимаете, что такое пансион!

— Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?

— Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?

— Что такое псевдоним!

— Какой псевдоним взял себе Перовский?

— Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?

II. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Комментированное чтение

Стилистика и синтаксис этой сказки, особенно в начале чтения, сложны для детей. Лучше, если читать начнет учитель, гибко интонируя текст и внимательно следя за реакцией детей, комментируя непонятные для них слова и выражения. Учитель читает по учебнику до слов: «Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих».

Комментарии

В Первой линии — на Васильевском острове улицы, пересекающие остров в длину, называются проспектами, в ширину — линиями.

Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделен был канавою — канавами в Петербурге тогда часто называли, каналы.

Поговорю с вами пространнее — поговорю подробнее.

Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье — сени — помещение между жилой частью дома и крыльцом; верхнее жилье — комнаты на втором этаже.

И все его любили и ласкали. Ласкали — ласково, по-доброму разговаривали (стоит пояснить потому, что сейчас даже среди детей часто встречается иное понимание этого слова).

Особливо — особенно.

И библиотека, которою пользовался Алеша, большею частию состояла из книг сего рода — т. е. из рыцарских романов и волшебных повестей.

Деяния славнейших рыцарей. Деяния — подвиги, знаменитые поступки.

В вакантное время — в дни каникул; вакации — каникулы.

Из барочных досок — из досок, которыми когда-то были обшиты барки (деревянные баржи). Доски прибивали к корпусу, т. е. обшивали днище барки с помощью деревянных гвоздей (железные в воде начали бы ржаветь).

Ворота и калитка, кои вели в переулок. Кои — которые.

Талисман — по суеверным представлениям, предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу.

Экспозиция закончена. Далее текст сказки продолжают поочередно читать ученики. Большие абзацы стоит разбить на более маленькие отрывки. Важен не темп чтения, а правильное интонирование, верное понимание смысловых отрезков, которое свидетельствует об усвоении текста. Учитель по мере необходимости комментирует.

Комментарии

Читаем до слов: «Но делать было нечего: надлежало дожидаться, пока кончится обед!» (с. 125).

И вощили красного дерева столы и комоды — в то время деревянные полы не красили, мебель не покрывали лаком, а натирали воском — вощили, чтобы полы и мебель блестели и не портились.

Провизия — продукты.

Киевское варенье — ягоды, сваренные в Киеве, считались особенным лакомством.

Нарочно купленные шесть восковых свечей — если специально для важного случая покупали шесть свечей из воска, которые были достаточно дорогими, то это значило, что в другое время в пансионе использовались дешевые сальные свечи, которые при горении часто давали неприятный запах.

Явился парикмахер и показал свое искусство над буклями, тупеем и длинной косой учителя — учитель по немецкой моде того времени носил на голове прическу (или парик) с буклями (т. е. локонами, завитыми прядями волос) по бокам, на макушке — тупей (взбитый хохол), сзади — коса.

Шиньон — накладные волосы.

Взгромоздил на ее голове целую оранжерею разных цветов — парикмахер сделал жене учителя прическу по моде того времени — высокую, пышно взбитую, обильно украшенную цветами.

По окончании головного убора — когда парикмахер закончил убирать, т. е. украшать, прическу жены учителя.

Салоп — широкое женское пальто.

Возымел он к ней ужас и отвращение. Поясним с помощью подбора синонимов для детей слово возымел — почувствовал, ощутил, стал питать.

Умильно — нежно, приятно; льстиво, угодливо.

Империал — (устаревшее) во времена Екатерины II русская золотая монета в 10 рублей, а после 1897 г. — в 15 рублей. Содержала 11,61 г золота.

Кушак — пояс.

Домашнее задание

Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок особенно его беспокоил: ему задано было выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории, а он не знал еще ни одного слова!», выписывая в тетрадь непонятные слова и выражения.

Подготовить краткий пересказ этого отрывка.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика