I. Проверка домашнего задания
Дети читают выразительно окончание сказки Антония Погорельского «Черная курица...» до конца. Класс коллективно оценивает чтение учеников. (Работа должна проводиться динамично, чтобы осталось достаточно времени на чтение вслух учителем сказки В. М. Гаршина «Attalea princeps», которая непременно должна прозвучать на уроке полностью).
Обязательно спросим детей, как они понимают выделенные на предыдущем уроке наставления. Предложим им пояснить мысль автора своими словами. Особенное внимание обратим на третий отрывок.
— Что такое самолюбие и самонадеянность? Чем самонадеянность отличается от уверенности в себе?
Вот как определяет эти понятия С. И. Ожегов:
Самолюбие — чувство собственного достоинства, соединенное с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих.
Самонадеянность — чрезмерная уверенность в себе самом.
— Почему для исправления своего характера, нрава надо откинуть в сторону эти качества?
— Можно ли завершить эту сказку словами А. С. Пушкина: «Сказка — ложь, да в ней намек!//Добрым молодцам урок»? Почему?
II. В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea princeps»
— Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы попробуйте вспомнить, что это за сказка.
«Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и деревнями, полными хлеба в скирдах, оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на нее руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:
— Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.
И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:
— Смотрите, смотрите! — кричали дети в одной деревне: — утки лягушку несут!»
Скорее всего, дети вспомнят, что это сказка «Лягушка-путешественница». Ее автор — Всеволод Михайлович Гаршин.
— Когда вы впервые познакомились с этой сказкой? Помните ли вы, чем она кончилась?
— Нравится ли вам сама лягушка? Почему? Чему учит эта сказка?
— Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной сказкой Гаршина. Но сначала постараемся узнать немного о самом писателе. (Открываем учебник)
Один из учеников вслух читает страничку, посвященную биографии писателя, кроме последнего абзаца (!).
Сказку «Attalea princeps» читает вслух учитель. Чтение сказки полностью, «с чувством, с толком, с расстановкой» занимает около 18 минут. Прочитанная выразительно, с глубоким чувством, сказка оставляет неизгладимое впечатление в детских душах. Поэтому учителю к подготовке чтения вслух надо отнестись со всей серьезностью.
Выдержав паузу, попросим пятиклассников высказать первые впечатления, затем запишем домашнее задание.
Дома предложим детям подготовить выразительное чтение отрывков сказки и распределим отрывки между учениками (по два-три человека на каждый отрывок в зависимости от количества детей в классе). Предупредим, что каждый отрывок потребует особого подхода, внимания к интонации. В 3-м и 4-м отрывках возможно чтение по ролям.
1. От слов: «В одном большом городе...» — до слов: «...там листья бледнели, съеживались и увядали».
2. От слов: «Но стекла вставляли очень скоро» — до слов: «...а на другой день он уже ехал на пароходе домой».
3. От слов: «А пальма осталась» — до слов: «Остальные хоть и молчали, но все-таки сердились на Attalea за ее слова».
4. От слов: «Только одна маленькая травка...» — до слов: «...вспоминайте иногда своего маленького друга!».
5. От слов: «Тогда пальма принялась расти» — до слов: «Над стеклянным сводом гордо высилась выпрямившаяся зеленая крона пальмы».
6. От слов: «„Только-то?“ — думала она» — до конца.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки В. М. Гаршина «Attalea princeps» (каждый ученик готовит один из выделенных отрывков).