Нам представляется целесообразным завершить разговор о произведениях Пушкина в 5 классе беседой о поэме «Руслан и Людмила», отрывок из которой школьники уже учили наизусть. Учитель составит план урока внеклассного чтения исходя из уровня подготовки класса и возможностей кабинета литературы. Мы предлагаем несколько возможных видов работы на уроке.

I. Работа с иллюстрациями (по материалу учебника)

— Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Прочитайте отрывки из сказок, назовите эти сказки. Какие из них вы читали сами, какие вам читали родители?

«Сказка о рыбаке и рыбке».

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

«Сказка о золотом петушке».

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

— Иллюстрации каких художников вам нравятся? Почему?

II. Восстановление деформированного текста

Эта работа даст нам возможность на практике проверить, насколько усвоено понятие рифмы и насколько ученики чувствуют логику текста. Проведем с классом пробную работу, а затем разделим класс на группы, дадим возможность поработать самостоятельно (задания определим в зависимости от уровня подготовки учеников), после чего подведем итоги.

Напишем (напечатаем) на отдельном листке строки из стихотворения (данном случае из поэмы «Руслан и Людмила»), разрежем лист на полоски и дадим задание собрать строки в нужном порядке.

Тексты для работы

1.         Слилися речи в шум невнятный;

Жужжит гостей веселый круг;

Но вдруг раздался глас приятный

И звонких гуслей беглый звук;

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть и Руслана

И Лелем свитый им венец.

2.         Все четверо выходят вместе;

Руслан уныньем как убит;

Мысль о потерянной невесте

Его терзает и мертвит.

3.         И все мне дико, мрачно стало:

Родная куща, тень дубров,

Веселы игры пастухов —

Ничто тоски не утешало.

4.         В то время доблестный Фарлаф,

Все утро сладко продремав,

Укрывшись от лучей полдневных,

У ручейка, наедине,

Для подкрепленья сил душевных

Обедал в мирной тишине.

5.         Ты догадался, мой читатель,

С кем бился доблестный Руслан:

То был кровавых битв искатель,

Рогдай, надежда киевлян,

Людмилы мрачный обожатель.

6.         Уж утро хладное сияло

На темени полнощных гор;

Но в дивном замке все молчало.

В досаде скрытой Черномор,

Без шапки, в утреннем халате,

Зевал сердито на кровати.

7.         Ложится в поле мрак ночной;

От волн поднялся ветер хладный.

Уж поздно! путник молодой!

Укройся в терем наш отрадный.

III. На уроке можно рассмотреть и обсудить рисунки учеников, послушать рассказы о впечатлениях школьников от поэмы, послушать фрагменты оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», посмотреть фрагменты одноименного фильма-сказки по сценарию А. Птушко при участии С. Болотина (киностудия «Мосфильм», 1971—1972, композитор Т. Хренников).

Проверочная работа

Беседуем по вопросам учебника:

— Какие сказки мы называем писательскими (литературными)? Что отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными?

Писательскими или литературными называют сказки, у которых есть автор. Создатели литературных сказок часто берут народные сюжеты, вводят в произведение зачины, концовки, повторы, пословицы и поговорки. Литературная сказка отличается от народной тем, что автор наполняет сюжет народной сказки новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет. Писатель высказывает свое мнение о поступках героев, использует литературные слова и выражения, которые не употребляются в народных сказках.

— Какие литературные сказки вы читали? Кто их авторы?

Если ученики затруднятся вспомнить названия и фамилии авторов, порекомендуем им прочитать такие сказки (список их можно написать заранее на доске, закрыть занавеской и открыть в нужный момент):

П. П. Ершов. «Конек-горбунок».

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители», «Мороз Иванович».

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».

Л. Н. Толстой. «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах».

В. М Гаршин. «Лягушка-путешественница».

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки».

М. Горький. «Про Иванушку-дурачка».

А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

В. В. Бианки. «Приключения Муравьишки».

Е. А. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял».

Домашнее задание

Прочитать в учебнике статью С. Я. Маршака «О сказках Пушкина». Подготовить письменный ответ на вопрос: почему С. Я. Маршак называет пушкинскую сказку «прямой наследницей сказки народной»?

Индивидуальное задание

Подготовить краткое сообщение об Отечественной войне 1812 г., о Бородинской битве.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru